Казахстанское кино: что есть как в пределах «status quo»…

Казахстанский кинематограф увы и ах!.. — с закономерной исторической неизбежностью стал еще большим аутсайдером в контексте бывшей имперской культуры, тихо рухнувшей с началом печально-известной советской перестройки. Проигрывает он в целом и в современной беспокойной атмосфере демократических преобразований, когда назойливые, сиюминутные социально-экономические проблемы куда важнее, нежели давнишние, сдержанно-могучие целлулоидные стоны одного из полумертвых отпрысков многодетной Десятой Музы.


Газета «Новое Поколение» от 12.05.2000 г. опубликовала авторитетный дуплет мнений о нынешнем многострадальном состоянии отечественного кинопроизводства, кинопроката и кинофикации под названием «Кто есть кто» с поясняющим подзаголовком «Дебаты вокруг национальной компании «Казахфильм» имени Шакена Айманова». Свои соображения высказали Бауыржан Ногербек — киновед, кандидат искусствоведения, начальник отдела театрального искусства и кино Комитета культуры, а также Талгат Теменов известный кинорежиссер. Ваш покорный слуга опять же киновед по образованию с интересом ознакомился с предложенными рассуждениями и рискнул попробовать стать как бы третьим неравнодушным участником этого диалога, продолжая осмысление столь животрепещущих кинопроблем, не всегда соглашаясь с умозаключениями своих коллег.


Всякий раз, начиная разговор о нашем региональном киноискусстве, о его «status quo», то бишь «существующем положении», газетчики в который раз сообщают в редакционной преамбуле к материалу, что «казахское кино прочно утвердилось как яркое, самобытное явление на кинематографической карте мира, а с другой стороны, оно никому не нужно у себя на родине ни телевидению, ни прокату». Подобное утверждение стереотипно верно, и все же в двух последних моментах суждение спорно. ТВ в ситуации хронического киноголода с удовольствием проглотит всю казахфильмовскую разножанровую продукцию минувших десятилетий и наших дней. Все дело в полюбовной договоренности в финансовом смысле. Кинопрокат и кинофикация просто-напросто должны быть реально действующими подразделениями в совокупной киномашинерии. Проблема в том, что бывшая «совмодель» этого зрелищного механизма уже никогда не сработает. Для того чтобы проложить новые рельсы на пути к зрителям, фильмы «отечественной сборки» должны быть настолько коммерчески-рентабельными, чтобы на равных противостоять телевизионному монстру и всемирному стаду киномамонтов, похожих на профессиональных боксеров супертяжелого веса.


Далее можно прочитать, что «руководство Союза кинематографистов, отказавшееся от государственного финансирования, надеясь на какие-то эфемерные нефтедоллары, не оправдало и толики надежд своих избирателей и даже не стало тем самым необходимым профессиональным очагом, заботящимся о своих кадрах. Но наконец благодаря реальному успеху казахского кино и долгим упорным усилиям Комитета культуры государство оказало реальную поддержку кино, вынеся постановление о реорганизации всего кинопроизводства и киносети страны в национальную компанию «Казахфильм» имени Шакена Айманова. Это событие в жизни кинематографистов, связанное с немалыми надеждами». Относительно СК Казахстана можно уверенно сказать, что эта и подобные ей творческие конюшки сталинского закваса давным-давно существуют на нейтральной скорости, потеряв реальную надобность во всех смыслах, поскольку тоталитарные загоны с каждым днем все больше уходят в историческое прошлое в качестве темных пятен дисциплинарных несуразиц. Нет, вы только вообразите себе, если бы в США существовал Союз кинематографистов Северной Америки под руководством, скажем, Френсиса Форда Копполы смех, да и только. К сожалению, в умах многих киношников продолжает неизбывно жить маниловская мечта о том, что всесильное государство по крепостному принципу «вот приедет барин и рассудит» издав указ, Закон о кино или постановление «о реорганизации», как закоренелая кризисная ситуация в республиканской киноиндустрии исчезнет само собой, по мановению волшебной палочки. Во-первых, от перемены мест слагаемых сумма, как известно, не меняется. Во-вторых, не стоит опрометчиво находиться в наивно-доверительном положении увлеченных провинциальных шахматистов, которым авантюрно-предприимчивый Остап Бендер с легкостью блистательного афериста пообещал первопрестольный град Новые Васюки. Куда проще и перспективней реально посмотреть на истинное положение дел в кино и попробовать самим научиться зарабатывать деньги, умело и вовремя сдавая в аренду производственные мощности, содействуя более предприимчивым зарубежным кинематографистам в натурных съемках дорогостоящих блокбастеров в богатейших географических просторах Казахстана, налаживая взаимовыгодные, долгосрочные контракты с телевидением всех мастей, а не надеясь на вынужденно-скромные правительственные милости. Неужели трудно понять, что серьезные государственные мужи и самостоятельные деловые люди попрошаек не любят и уповают только на перспективное партнерство.


На вопрос о том, улучшит ли перелицованный на новый манер «Казахфильм» основательно захиревшее кинопроизводство, Бауыржан Ногербек ответил, что «всем нам, и государству, и кинематографистам, было ясно, что кинематограф это не индустрия, а идеология, защищающая общенациональные интересы государства». Насчет «индустрии» и «идеологии» с декларативно-охранительной установкой и в этом моменте все неоднозначно. Можно найти субсидии на «образцово-показательное» кино с соответствующими компонентами, но так ли уж способен сам «госзаказ» в его несколько ветхозаветном смысле немедленно вызвать ответный энтузиазм населения и «по щучьему велению» воскресить весь кинотриумвират момент очень задумчивый. Крепкий, как дамасская сталь, зарубежный опыт в этом смысле более конструктивен и показателен. Кинорежиссер Серик Апрымов однажды сказал в интервью: «Когда я спросил японского продюсера Сано Синдзю о возможности показа в Казахстане (его новой работы. — А.Л.), он сказал, что его не интересует казахстанский зритель, он дает деньги для того, чтобы этот фильм показать по всему миру и сделать себе имя. Японцы очень практичны». И далее: «Он сказал мне как-то: «Ваши люди не будут ходить в кино до тех пор, пока не будет уверенности в завтрашнем дне». Железная логика, черт побери, а шутки ради можно резюмировать, что лучше японца-администратора для директора «Казахфильма» не найти. Однако Талгат Теменов, недавно назначенный художественным руководителем национальной кинокомпании, полон энтузиазма и романтических надежд с ностальгическими оттенками: «Государство, повышая статус нашей кинокомпании, прежде всего проявляет заботу о наших бесценных кадрах, которые оказались сегодня за бортом жизни. Многие забыли дорогу к родной студии и теперь радуются, что вернулось приятное на слух название «Казахфильм» имени Айманова. Помимо кино наши работники будут заниматься видеопродукцией. Скоро я начну работу по популяризации казахских фильмов во всех областных центрах, в крупных городах СНГ, в Южной Корее пройдет Неделя казахского кино». Что там говорить, гарантированный кусок хлеба для киноспециалистов посыл благородный. При этом не стоит забывать всемирный повседневно-практический уровень дальнезарубежного кинематографа и необходимо трезво соотносить собственный потенциал профессиональной жизнестойкости, самокритично оценивая реальность и туманные перспективы родного кинопроизводства. Демарши по городам и весям затея парадно-приятная, особенно когда собственное кинематографическое здание не только отремонтировано снаружи, но и отлажено во внутренних пределах. Помимо всего прочего Бауыржан Ногербек считает, что «надо отозвать кинотеатры, работающие не по профилю. А в будущем, конечно, строить современные мультикомплексы – такие, как «Синема Сити» в Астане. Мысль моего соратника-киноведа точна как выстрел в десятку. А пока наиболее светлые умы решили вот создать при НК «Казахфильм» традиционно-привычную заседательскую кинодуму. Б.Ногербек: «Думаю, что должен быть независимый худсовет, состоящий из профессионалов творческих личностей и экспертов. Скоро будут известны их имена». Т.Теменов: «Членами худсовета непременно должны быть яркие представители государственных и независимых телеканалов, которые будут покупать будущий фильм. Будет установка на объективность и прозрачность, никаких «подковерных» игр. Кроме того, думаю, что весь процесс — от производства фильма до выпуска — может быть в поле зрения СМИ». Благие порывы это замечательно, но вот последняя фраза Талгата Теменова особенно пришлась мне по душе как киноведу, журналисту и просто как преданному кинозрителю, с хрупкой надеждой и сдержанным оптимизмом ожидающему вместе со всем доброжелательным народом скорейшего выздоровления кинематографии Республики Казахстан. А «кто есть кто» или «что есть как» в пределах «существующего положения» в нашей киноотрасли покажет время.