Портрет министра внутренних дел К. Сулейменова в зеркале общественного мнения

Мониторинг общественного мнения!

Президент АСиП

Алматы, 13-16 мая 2000 г.

Бахытжамал

Всего опрошено — 760 человек

Бектурганова

К. Сулейменов буквально врос в кресло министра внутренних дел. Второй срок подряд (в общей сложности 4-й год) он руководит главным полицейским ведомством страны.


В какую сторону изменилась криминогенная ситуация в
республике за время пребывания
К. Сулейменова
в должности министра внутренних дел? (% по столбцу)



За 2 срока пребывания К. Сулейменова на посту министра внутренних дел 3-я часть опрошенного населения Алматы никаких положительных сдвигов в оздоровлении криминогенной ситуации в республике не ощутила. Более трети респондентов считают, что за это время криминогенная обстановка ухудшилась. А каждый 5-й опрошенный алматинец вообще убежден, что никакой борьбы с преступностью не ведется.


Казалось бы, ситуация работает против К. Сулейменова: вал преступности захлестнул страну. Да и он сам не создает впечатления человека, способного железной рукой навести порядок в обществе. Что же обеспечивает его непотопляемость при очевидной бесполезности и даже вредности его пребывания в должности министра внутренних дел?


Итак, согласно общественному мнению, ведомству К. Сулейменова не удалось обеспечить правопорядок в стране. Более того, при его попустительстве упала дисциплина ответственности сотрудников правоохранительных органов. Поставлена под сомнение их приверженность к правопорядку как ценности.


Как Вы думаете, удалось ли министру К. Сулейменову повысить

дисциплину ответственности и приверженность к правопорядку

органов внутренних дел республики? (% по столбцу)



Судя по имеющемуся перевесу отрицательных ответов, К. Сулейменову не удалось навести порядок и в собственном ведомстве. Возможно, в этом заключается одна из причин ухудшения криминогенной ситуации в республике. Во всяком случае, в последние год-два масштабы роста полицейского криминалитета становятся эпицентром общественного беспокойства.


Существует ли, на Ваш взгляд, коррупция в органах внутренних дел?

(% по столбцу)



Превалирующее большинство респондентов убеждены, что органы внутренних дел тесно сращены с криминальными элементами теневой экономики и служат для последних защитной “крышей”. Лишь 8-я часть опрошенных алматинцев не разделяет этого мнения, считая, по-видимому, противоестественным наличие коррупции в правоохранительной системе.


Если о коррупционности органов внутренних дел знает простое население, мог ли их министр не знать об этом? А если знает, то как он собирается бороться с коррупцией за пределами своего ведомства? Примерно такой же вопрос мы задали алматинцам.


Как Вы думаете, будет ли успешной борьба с коррупцией

под руководством К. Сулейменова? (% по столбцу)



Более двух третей опрошенных алматинцев считают, что возглавляемая К. Сулейменовым борьба с коррупцией обречена на неуспех и скорее всего выродится в свою имитацию. Думается, что на это рассчитывают прежде всего те, с кем призвано бороться ведомство К. Сулейменова.


Оцените, пожалуйста, деятельность К. Сулейменова на посту министра

внутренних дел по 5-балльной шкале? (% по столбцу)



Средняя оценка деятельности министра внутренних дел К. Сулейменова, поставленная алматинцами, — 2,4 балла (неудовлетворительно).


Согласно этой оценке, К. Сулейменов не соответствует занимаемой должности. Однако этот вывод выглядит не столь уж безоговорочным, если взглянуть на полученные ответы на следующий вопрос.


Хотели бы Вы, чтобы К. Сулейменов оставался в должности

министра внутренних дел и дальше? (% по столбцу)




























 

Всего


Мужчины


Женщины


Да


10,1


12,0


8,4


Нет


13,3


15,8


11,1


Затрудняюсь ответить


61,8


61,9


61,8


Должен уйти в отставку


14,8


10,3


18,7


Большинство респондентов предпочли уклониться от прямого ответа, воспользовавшись запасной графой “Затрудняюсь ответить”. Кто знает, что лежит в основе такого выбора. Может быть, этот вопрос действительно оказался “не по зубам” многим алматинцам, а может быть, сработал старый конформистский принцип, впитанный с молоком матери: “от добра добра не ищут”. Вполне вероятна и защитная реакция ухода от ответа на вопрос, поскольку его решение не зависит от общественного мнения. Возможна и другая причина — симпатии к К. Сулейменову как к человеку.


Стоит проверить последнюю версию.


Симпатичен ли Вам К. Сулейменов: (% по столбцу)























 

Как человек


Как министр


Да


13,0


7,0


Не совсем


25,0


24,0


Нет


17,8


26,0


Затрудняюсь ответить


44,2


43,0


Для определенной части респондентов К. Сулейменов — непознанная “вещь в себе”, если воспользоваться кантовской терминологией. Для остальных, судя по удельному весу преобладающих ответов, он малосимпатичен как человек и несимпатичен как министр.


Его минутные появления на телеэкранах сопровождаются разноречивыми комментариями журналистов. С этой точки зрения простым алматинцам трудно определиться в симпатиях к человеку, особенно если их разделяет расстояние высотой с “Олимп”.


Однако для восприятия порой достаточно и минуты, чтобы составить впечатление о человеке. Французы не зря говорят: бойтесь первых впечатлений — они самые искренние.


Каким Вы воспринимаете К. Сулейменова? (% по столбцу)

































 

Всего


Мужчины


Женщины


Человек с безупречной репутацией


7,6


8,3


7,1


Человек с небезупречной репутацией


12,3


12,8


11,9


Затрудняюсь ответить


30,0


35,7


25,3


Не воспринимаю вообще


24,4


21,1


27,0


Не знаю этого человека


25,7


22,0


28,7


Итак, за 2 срока своего пребывания в правительстве К. Сулейменов не сумел сформировать о себе положительного общественного мнения в южной столице.


Две четверти опрошенных алматинцев его не знают и не воспринимают. Каждый 8-й считает его человеком с небезупречной репутацией.