Давления не будет, потому что могут ответить тем же

В Москву с официальным визитом прибывает президент Казахстана

Арест Владимира Гусинского и последовавший за ним резонанс окончательно расставили точки над “и” — демократию в России не любят и вряд ли полюбят. “Мальчик Вова”, не знающий, что происходит у него в стране, это и есть будущее России?.. Президент, пускающийся в рассуждения о долгах одного бизнесмена другому (пусть второй и руководит государственной компанией), не может вызвать ничего, кроме как недоумения. Не царское это дело – разбирать споры подчиненных, но, видимо, этим и займется Владимир Владимирович. Как не вспомнить здесь Ельцина, который отмежевывался от подобного хотя бы на публике. Итак, арест Владимира Гусинского и последовавшее затем его освобождение из СИЗО под подписку о невыезде, предъявленное ему обвинение – звенья одной цепи, которая должна была замкнуть круг, очерченный Владимиром Путиным при вступлении в должность. А именно – дистанцирование от олигархов и ответственность всех перед законом. Но только наивный может полагать, что Владимир Путин на самом деле собрался разбираться с теми, кто нажил состояние неправедным путем. Назначение Владимира Устинова генеральным прокурором России сразу поставило на этом точку. Как пишут в российских СМИ, Владимир Устинов является назначенцем Бориса Березовского, и это говорит о том, что Владимир Владимирович еще долго будет откликаться на любые просьбы тех, кто привел его к власти. Не случайно, что арест медиа-магната Гусинского совпал по времени с публикацией в журнале “Ньюсуик” информации о том, что швейцарские следователи собираются предъявить обвинение в коррупции и отмывании денег нескольким высокопоставленным персонам из России, в том числе дочерям Бориса Ельцина – Татьяне и Елене. Обе пользовались кредитными карточками, открытыми на их имя итальянским бизнесменом Пиколли, возглавляющим фирму “Мабетекс”, занимавшуюся реставрацией московских зданий. Однако через несколько дней после ареста Гусинского швейцарская прокуратура заявила, что среди тех, кому будет предъявлено обвинение, дочерей первого президента России нет. И почти сразу же содержание в СИЗО было заменено Владимиру Гусинскому на подписку о невыезде.


Российские аналитики уже сделали вывод о том, что арест медиа-магната – начало нового этапа перераспределения собственности и устрашения олигархов. Спору нет, перед законом равны все. Однако то, как ведут себя правоохранительные органы по отношению к Владимиру Гусинскому, говорит уже не только о стремлении наказать виновного, а о политической подоплеке происходящего. Основания для такого мнения дал и сам Владимир Путин. Как известно, он находился с официальными визитами в Испании и Германии, когда стало известно об аресте Гусинского. Показательно, что президент России сначала попытался сделать вид, что ему ничего не известно об этом, а потом вдруг пустился в рассуждения о том, что Гусинский занимает деньги и не отдает долги. Да, нехорошо, когда человек так поступает, но на это есть суд, пусть там и разбираются. При чем здесь президент страны?..


Мировая реакция на арест Гусинского оказалась неожиданной для российских чиновников, задумавших эту операцию. Владимир Путин вынужден был недвусмысленно дать понять прокуратуре, чтобы она изменила меру пресечения. И вот результат – сегодня Владимир Гусинский выпущен на волю под расписку о невыезде и явке к следователю по первому требованию. Адвокаты “Мост-медиа” занимаются поиском доказательств невиновности своего патрона, а Владимиру Путину придется пожинать плоды собственной неуклюжести. Несомненно, что новому российскому президенту так или иначе придется дистанцироваться от олигархов, иначе все его начинания могут не реализоваться. Однако весь спектакль с арестом Гусинского, поставленный бездарными сценаристом и режиссером, накладывает большое пятно на президента. Даже принимая во внимание, что большинству россиян абсолютно все равно, что произойдет завтра с Владимиром Гусинским, нельзя не отметить тот факт, что арест осудили как правые силы в Госдуме, так и левые. К тому же могут опомниться журналисты, которые поймут: “Сегодня — Гусинский и его медиа-холдинг, а завтра — мы все”. Правда, СМИ так и не стали четвертой силой на всем постсоветском пространстве, но с ними нельзя не считаться. Ведь многие из них обеспечили информационную поддержку как Владимиру Путину, так и движению “Единство” на президентских и парламентских выборах.


В этих условиях Владимира Путина ожидает весьма неприятный разговор в Совете Федерации во время обсуждения там трех законопроектов, призванных укрепить центральную власть. Могут не получить одобрения и другие инициативы, предложенные Владимиром Путиным в мае. Но самое главное заключается в том, что Россия начнет терять вес, который стала набирать нынешней весной в Центральной Азии. Предстоящий официальный визит президента Казахстана Нурсултана Назарбаева должен расставить точки над многими вопросами, остающимися спорными. Прежде всего это раздел акватории Каспийского моря. У Казахстана были и остаются свои предложения по этому вопросу, у России, естественно, другой взгляд на данную проблему. Кроме того, остаются ставшие традиционными вопросы оплаты и эксплуатации Байконура, транзит казахстанской нефти, другие соглашения. К последним прибавляется визовый режим, к которому, по заявлению секретаря Совета Безопасности России, может перейти Россия в одностороннем порядке. Если по вопросу раздела дна Каспийского моря Казахстан собирался во время визита предлагать одни параметры (отказ от Хлыновского месторождения, разрабатываемого Лукойлом, и т.д.), то сегодня официальная Астана может еще подождать. Тем более что координатор вопроса по Каспию и одновременно заместитель министра иностранных дел Виктор Калюжный является большим другом казахстанских нефтяных руководителей. К тому же он — ставленник Бориса Березовского, который, в свою очередь, весьма дружен с лидером Казахстана.


Даже традиционно разыгрываемая карта “положение русскоязычных в Казахстане” не принесет сегодня желаемых дивидендов. После реакции мира на события, связанные с арестом Владимира Гусинского, Казахстан может не опасаться большого давления со стороны России. В Казахстане не арестовывают журналистов и их владельцев, а просто-напросто перекупают или уничтожают тиражи и сами газеты по результатам проверок налоговых инспекторов. В случае, если Кремль попытается жестко ставить вопросы о притеснениях русских в республике, Казахстан выдвинет свои козыри, среди которых, наверное, окажется требование прекратить распространение фальшивок в адрес казахстанского руководства со стороны российских СМИ. Надо ожидать, что сроки наказания участникам дела Казимирчука будут снижены (к 60-летию казахстанского президента амнистию проведут), что в определенной степени сбавит накал страстей.


Так что потрясений от казахстанско-российской встречи в верхах можно не ждать, разве что кучка переселенцев выйдет к Кремлю с требованием не уступать “центральноазиатскому царьку”. Но это, по сути, ничего не изменит. Переговоры между Владимиром Путиным и Нурсултаном Назарбаевым будут деловыми, а кто выиграет от них – покажет время.