Тук бiлмейтiн кiлен кор
Болып алды шулен-кор.
(Ничего не знающий тупица
Вдруг заделался мужем ученым (шулен-кором, т.е.член-кором)
Бердiбек Сокпакбаев
Лет двадцать-двадцать пять назад на знаменитом Алайском базаре в Ташкенте я имел возможность лицезреть местную достопримечательность. За давностью лет я теперь запамятовал, как звали этого узбека в засаленном, потрепанном халате на голом теле. Прославился этот скромный торгаш тем, что живописно украшал себя от плеч до пупа и ниже всевозможными побрякушками-цацками — орденами, медалями, знаками — от «За взятие Кенигсберга» до «Матери-героини». День-деньской он толкался, суетился между горами арбузов и дынь, позвякивал своими явно не заслуженными железками, притягивал взор и не обращал внимания на насмешливо-любопытные взгляды вокруг.
Когда я ныне на просторах нашей страны помимо воли то и дело натыкаюсь на косяки не в меру расплодившихся академиков, на табуны докторов наук, отары всевозможных лауреатов, мне мерещится тот чудак-узбек, еще до памятного бровастого генсека заболевший странной заразной болезнью.
И о том речь.
* * *
Но почему я об этом пишу? Ведь мною не руководят ни зуд критиканства, ни злорадство, ни стремление кого-то разоблачать или досадить кому-то, ни тем более зависть. И вообще, какое в конце концов мое дело? Пусть — как выражаются французы — идет себе как идет. Когда-нибудь и это безумие кончится. Но ведь закрывать глаза на это пагубное, дикое явление не дело. Оно всенепременно обрушит наше зыбкое общество в такую трясину невежества, из которой потом придется выбираться с жуткими потерями и вселенским позором долгими десятилетиями. А это уже серьезно.
* * *
Прямо наваждение какое-то — разные акимы и акимчики, высокопоставленные чиновники из высшего эшелона власти, разнокалиберные госслужащие в одночасье испытали неизбывную тягу к науке и кинулись с упорством и нахрапистостью нуворишей срочно «остепеняться». И о том, что они успешно «остепенились», необходимо оповестить весь белый свет. Чуть ли не ежедневно приходится читать, что аким Такойтович, министр Какойтович, серенький «начандык» Какой-никакойтович получили докторскую степень в Москве, Алматы, Астане, Сары-Агаче и Узун-Агаче. Пошел серый поток, вал, бум сплошной докторизации страны. Апырай, уж не потому ли наши дела в такой степени швах?!
Велико искушение — отхватить доктора или на крайний случай «кандидата». Раз ты начальство, надобно быть доктором наук политологических ли, экономических или там сельскохозяйственных — положение обязывает. Славилась даже некая система. Если плохо помнишь свое базовое образование (ПТУ или техникум) и совсем расквалифицировался, то, пожалуй, сподручнее — политологических; если успешно развалил экономику, то, конечно, — экономических; ну, а если загубил хозяйство и расплодил саранчу, то, так и быть — сельскохозяйственных. Для разнообразия сгодится и докторская степень философских наук. Для этого достаточно продать последнюю отару и
более-менее складно калякать ну, скажем, о космогонизме предков. Как же? Занимая пост и обладая матчастью, не стать доктором?! Народ не поймет! А доктор наук — вроде как солидно, престижно, как-никак рейтинг, капитал, камуфляж, «парашют», «поплавок», трамплин. Не боги же горшки обжигают! Опять же, когда (не дай Бог) от кормушки отлучат, вдруг понадобится докторский диплом для руководства наукой или хотя бы институтом ахалай-махалаизма.Хорошо зараз обзавестись и званием академика. Благо, академий развелось — пруд пруди: академия мод, академия цветов, академия около наук, академия фокусников, фантастов (ненаучных), парапсихологов, академия мотыльков, мыльных пузырей, искусственного осеменения и гадальщиков на бобах и бараньей лопатке.
Дальше — больше. Иным уж одного «академика» мало. Нужна приставка, добавка, подпорка. И пошло: «академик-поэт», «академик-писатель», «академик-сапожник», «академик-мытарь», «академик-энтузиаст». Недавно глазам своим не поверил, прочитав в одной газетенке: «академик-гуманист». Ойдойт дерсiн! Как в анекдоте: Карл Маркс был просто экономистом, а моя дочка — старший экономист в совхозе. Балаган вселенский! Шарлатанство! Фанфаронство! Апология невежества! Триумф мыркымбайства!
* * *
Звонит мне как-то знакомый немец, доцент: «Нужен спонсор, позарез понадобилось 2000 долларов» — «Что такое?» — «Вот если бы кому-то «сунуть» 2000 баксов, тут же присвоили бы звание академика. Понимаешь?..» — «Понимаю. А зачем тебе это?» — «Ну, как жe… все-таки звание, престиж, имя. Был доцент и вдруг — академик! 3вучит-то как! «Академик-гинеколог»! Во, брат!.. Только и вздохнешь. И ты туда же? О аллла-а-а!..
* * *
Спору нет: есть доктор наук и есть доктор-сымак, последнее — лже-доктор, квази-ученый, самозванец, Мыркымбай, исполняющий роль доктора. Первые бедолаги честно корпели по 30-40 лет над какой-то темой, перерыли монблан литературы, протерли дюжину штанов, облысели, надсадили зрение, угробили здоровье, иссушили мозги, поизвели уйму нервов, чего-то достигли, что-то доказали. Честь и хвала рыцарям науки
! Им докторская «корочка» и мантия достались адовым усердием. И потому они достойны уважения, даже если звезд с неба не хватают.Но есть и ушкуйники, которые врываются в науку, как лихие аламаны-барымтачи, под покровом ночи угоняющие чужой скот. Эти барымтачи смотрят на науку, как на девку, которую можно купить или заказать по телефону. Они въезжают в науку на дорогих иномарках в сопровождении большой свиты и ГАИ, с официантами и обслугой, с помпой и музыкой. Заарканив ученые степени и звания, они с детской наивностью полагают, что наука, искусство, литература — забава, нечто легко доступное. Эка невидаль — книжку нашкрябать! Отсюда и легкодумное, пренебрежительное, поверхностное отношение у подобных ушкуйников к творческому труду ученого или писателя. Я, мол, вон какими делами ворочу, и то год по книге катаю. А если бы я был свободен от государственных дел, я бы запросто обскакал и самого Льва Толстого! Бровеносец даже ленинскую премию отхватил, сварганив с помощью литературных “негров” целую трилогию. Я-то чем хуже?!
Так-то оно так. Только где эти изделия-скороспелки? И где их бесславные горе-авторы? Все в конце концов решится по гамбургскому счету. Цирковые номера не срабатывают.
* * *
У кого — как, а у меня при звучном, весомом слове «академик» мгновенно всплывают в памяти Бартольд, Конрад, Лихачев, Моисеев, Раушенбах… Если взять нашу страну, то — Ауэзов, Сатпаев, Mapгулан… Еще ближе к нашему времени — Зиманов, Султангазин. К этим именам слово «академик» приросло намертво, неразъемно. Это истинные академики по трудам, по интеллекту, по мощности духа, масштабности научного потенциала, по общественному реноме
.А вот «академик Мыркымбай» — убей меня — не звучит. Пусть он даже сотни компилятивных статеек настрогал, десяток монографий нашкрябал, званиями и титулами облеплен, как хвост пса репейником — все равно называть его академиком язык не повернется. Обхохочешься!
* * *
Как, каким образом плодятся псевдодоктора и лже-академики, ни для кого не секрет. Литературные и научные «негры» существовали всегда. Вот любопытное свидетельство Сабита Муканова (см. «Казак эдебиетi» от 2.06.2000) — перевожу дословно с казахского: «Лев Варшавский — еврей. Как троцкист был выслан в Казахстан. Обосновался в Алматы. Свободно владел английским. Лев многим написал диссертации. Этот Варшавский однажды пришел ко мне. «Вам нужна докторская степень, надо защититься», — говорит. «А где я возьму время?» — отвечаю ему. «Я вам напишу», — говорит. «Ну а если прознают?» — спрашиваю. «Не узнают, — уверяет он. — У других я беру 35-40 тысяч рублей, с вас возьму 25 тысяч. И то взаймы. Потом диссертация выйдет отдельной книгой, вы высчитаете из гонорара мой долг, а остаток — мне». «Нет, — сказал я ему решительно. — Оставь. От греха подальше»
.У простодушного Сабита Муканова хватило мужества и нравственного такта отказаться от соблазна докторизации. Но ведь далеко не все на такое способны. Мне довелось как-то читать о совершенно курьезном случае. Один московский молодой юркач, не сумев после окончания школы поступить в институт, занялся стряпней диссертаций для туркменских горе-ученых и преуспел в этом уникальном бизнесе: за год-другой настрогал шесть (!) докторских диссертаций по географии, истории и литературе. В свое время около ВАКа вертелись шустрые ребята, которые специализировались на выделке диссертаций для многих национальных кадров с окраин советской империи.
Теперь стало все значительно легче и проще. В каждой суверенной стране — свой суверенный ВАК. И котел, и поварешка в своих руках, а вот совесть и нравственные принципы заметно ослабли
. При некоторой расторопности несложно обзавестись докторским дипломом и в Каскелене, и в Тургене. Все это в порядке вещей. Что касается звания академика, то его одно время направо-налево вручал на разных тоях-юбилеях один прыткий журналист, обосновавший свою семейную «академию».Покойный мой товарищ, однокашник по институту философ Ш., рассказывал мне, как его аспиранты строят докторские диссертации для некоторых акимов и госчиновников. И подобная практика становится едва ли не нормой, обыденностью, никто никаких угрызений не испытывает. Был бы лишь заказ, спрос. «Негр» пишет, «крутой» платит, «наука» процветает. Все чин-чинарем.
* * *
To, что каждый, кому не лень, создает ныне свою персональную партию, меня не удивляет и абсолютно не тревожит. При уровне нынешней безработицы, да еще в пору затянувшегося переходного периода, на какие только ухищрения не пустишься? Пусть тешат себя, пускают мыльные пузыри и сотрясают воздух сколько угодно, если это кому-то интересно.
А вот то, что каждый встречный-поперечный позволяет себе создавать свою персональную академию, вербуя в нее босяков с улицы, сознательно унижая, размывая науку, меня очень даже волнует и тревожит. Подобная академизация и без того взбаламученного, люмпенизированного общества приводит к повальной деградации остатка здравого, разумного смысла. Особенно на фоне посрамленной, нокаутированной, униженной и растоптанной Национальной академии наук. Вспоминается выражение Мережковского: «Пошло то, что пошло»
.* * *
Испытываю я стойкое смущение и еще от одной дурной моды современных государственных мужей награждать друг друга при официальных визитах почетными учеными званиями и степенями. Кочуют президенты СНГ из страны в страну, удостаивают своим посещением тот или иной университет, обряжаются на потеху публики в докторские мантии и колпаки, точно шуты гороховые. Все равно что обмениваются расшитыми чапанами. И откуда пошло это поветрие? Достаточно дорваться до власти, как эти господа тут же автоматически становятся почетными профессорами, докторами Бог весть каких наук. Тоже мне титаны мысли, вундербабаи, корифеи науки! Особенно потешно, когда областные «университеты» облачают заезжих гостей (а, случается, заодно и их жен) в докторские балахоны и вручают «корочки» профессора. Это надо же с таким пренебрежением относиться к науке.
* * *
То же самое и с орденами. Вот, к примеру, «Парасат». Прекрасное название! В русском языке и соответствующего понятия нет. «Благородство», «интеллект», «ум», «порядочность», «достоинство», «честь» — все это,
вместе взятое, и приближается к понятию «Парасат». Прекрасный статус! Великолепный, внушительный орден! А кого им награждают в последнее время? Спортсменов, вороватых акимов, международных брокеров, третьеразрядных негоциантов, бродячих музыкантов, заезжих гостей. И во что превратился парасатный «Парасат»?!Это дискредитация высокой правительственной награды
.* * *
«Ну и что? — скажут мне. Жалко, что ли?!»
Именно так выразился некогда Ильич Второй, предлагая безотказному Э.Хонеккеру выдать награду своему закадычному дружку Черненко: «Слушай, Эрих. Косте исполнилось семьдесят. Дай ему орден. Жалко, что ли?». И бедняге Эриху ничего не оставалось, как прилепить к груди «выдающемуся» деятелю коммунистического движения орден Карла Маркса. Мне почудилось, что у Карла Маркса от возмущения даже встопорщилась борода.
Мне, разумеется, тоже не жалко. Раз несчастные людишки нуждаются в подобных знаках внимания, дай им щедро все: и доктора, и академика, и лауреата, и Кахармана в придачу. Пусть утешатся! Может, забудут, что уже столько месяцев не получают ни зарплаты, ни пенсии…
Но к чему это приведет? К сплошному раскультуриванию и тотальной инфляции духа, к девальвации, дискредитации всего и вся, к оболваниванию, к насмешке, к всеобщей дурости, к сатанинской быдловизации.
Выходит, игра не совсем безобидная. Из сонма всевозможных академиков, расплодившихся, как саранча на брошенной, запущенной ниве, завтра обязательно народятся невежды, типа Лысенко, чью «кашу» будет расхлебывать не одно поколение.
Грустные примеры сейчас уже имеются. Разве то, что безграмотного, запущенного до первородной дикости мужика Порфирия Иванова (слава Аллаху, что ему пока еще не присвоили академика) канонизируют и поднимают до ранга духовного наставника, «гуру» целой страны, не свидетельствует об опасном крене в сознании общества? Что и говорить, трогательная забота о «детках» — высший, достохвальный гуманистический акт. И закаливать народ — конечно, в разумной степени — не предосудительно, но делать бедолагу Порфирия Иванова панацеей от всех социальных бед, думается, все же не стоит. Есть ли еще одна страна на свете, которая пошла бы на такую всеобщую порфиризацию? Поразительно, что этот волосатый бомж в нелепых семейных трусах становится объектом докторизации независимой страны со своей ментальностью и исторически сложившимися традициями. Боюсь, как бы этот Порфирий-аксакал не стал предтечей национальной идеи. Вот вам и новая (отнюдь не гегелевская) «философская» триада: докторизация — порфиризация — быдловизация. Есть над чем задуматься, не так ли?..
* * *
Не знаю, мне думается, эта зараза — НЕ БЫТЬ, А КАЗАТЬСЯ, подобно необоримому, все уничтожающему степному палу, становится опасной. Я же пока утешаюсь тем, что в толпе квазиакадемиков и псевдодокторов я не вижу своих друзей — Абдижамила (Нурпеисова), Абиша (Кекилбаева
), Мориса (Симашко), Кадыра (Мырза Али), Мурата (Ауэзова), а ведь и у них на плечах не кочан капусты. Правда, первые четверо — Народные писатели, но это их, полагаю, единственный недостаток.* * *
А гнетет меня тревога о том, что кончится вышеописанная забава, эта плебейская страсть плохо. Все равно шелудивая дворняжка волкодавом не станет, но в обман, в фальшь, в показуху все это заведет, как пить дать. И кое-кому мнимое, псевдо, квази может показаться истинным. Но расплата за ложь, за самообман, за пузыри
, пену и пыль наступит неминуемо, и она будет ох как тяжка… Вот о чем хотелось бы предостеречь наших славных джигитов и наше явно хворое общество!Да, эпидемия эта охватила не только Казахстан. Недавно (10.06.2000) «Известия» сообщили, что защитил докторскую диссертацию кемеровский губернатор Аман Тулеев; доктором экономических наук стал первый зам. главы Республики Коми А.Каракчиев. Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Ю.Неелов удостоен звания члена Академии горных наук. Примеров уйма. Докторов навалом, ученых мало. И у нас за месяц-другой пять человек из окружения президента стали докторами. Докторами наук становятся целыми семьями, кланами. И не знаешь, радоваться тому или огорчаться. Сегодня власть предержащих охватил азарт срочной остепенизации
. Каждому мало-мальскому чиновнику позарез понадобилась докторская степень. Завтра им захочется стать артистами, циркачами, писателями, послезавтра — столбовыми дворянами, чингизидами, испанскими королями. О, алла, вот когда наступят свистопляска, шабаш, хаос на радость самому Мефистофелю. То ли еще будет!..Но нам от этого не легче. Исходит все от некомпетентности, от дилетантства, невежества, отсталости, интеллектуального убожества и комплекса неполноценности. Надо обладать особым психофизическим складом, ментальностью ограниченной души, чтобы поддаться такой неизменной, дикарской страсти.
Алматы, июнь 2000 г.