Язык — это духовная субстанция

Затронутая тема относительно судьбы казахского языка чрезвычайно актуальна.


Язык это не только средство коммуникации народа, но и его духовная субстанция.


С глобализацией информационных, культурных и экономических процессов возникла серьезная угроза малым языкам. И, оберегая экологию Духа, необходимо проявить должную заботу о них.


Отвечая на Ваши вопросы, я постараюсь раскрыть свои представления об этой проблеме.


— Чем Вы объясните происходящий парадокс почему стремительное разрушение всего комплекса духовно-гуманитарного казахскоязычия наступило именно в эпоху независимости? Заслуживает ли народ своей этнокультурной элиты или он все-таки не делит с ней ответственность за стагнационные тенденции в духовно-культурной сфере казахов?


— Действительно, несмотря на демагогические уверения властей, с получением независимости мы наблюдаем стремительное оскудение казахоязычной духовности. И, как обычно, эта проблема имеет объективную и субъективную стороны.


Информативная база казахского языка относительно скудна. И без знания какого-либо великого языка невозможно получить не только полноценное, широкое образование, но и навыки в узкоспециальных сферах. Именно поэтому многие колониальные страны, изгнав своих поработителей, были вынуждены сохранить их язык.


Сейчас в стихии рыночных отношений люди подходят к языку узкоутилитарно, с точки зрения пользы, и потому так заметен интерес к английскому языку, который, по сути, является международным.


Если же взять субъективную сторону, то для того чтобы решать проблемы духовности и культуры, у нас наверху должны быть люди, ими обладающие. К великому сожалению, там у нас сидят в своем огромном большинстве полуобразованные люди, даже не догадывающиеся о степени своего невежества.


Поэтому они не только не понимают степень важности проблемы, но и не знают, как за нее браться. Они находят деньги на устройство всяких грубых увеселений, пиров и презентаций, а для образования собственного народа в нищем бюджете ничего не остается.


Прежде чем говорить о культурной элите нации, надо договориться о терминах. Настоящей элитой может считаться лишь та часть общества, которая не только внесла реальный вклад в истинную культуру, но и борется за сохранение достоинства своего народа. В этом смысле у нас превалирует псевдоэлита, которая паразитирует на культуре. С учетом трагической истории за нашу бездуховность ответственны и элита, и народ, и рок, и каждый из нас.


Поэтому, не сваливая ответственность на других, каждый должен начать духовное очищение с себя.


— Согласны ли Вы с утверждением, будто проблемы казахского языка являются отображением нынешнего духовного состояния казахского общества?


— Проблемы казахского языка имеют исторические, цивилизационные, политические и социальные причины.


— В чем, по-Вашему, кроются причины того, что отечественная филология оказалась столь слабой перед вызовами времени? Или же Вы считаете ее вполне дееспособной?


— Филологическая наука больна теми же проблемами, что и другие науки, т.е. наши ученые, как правило, искали не истину, а научные степени, звания и должности. Поэтому, блуждая в схоластических дебрях, утратили Дух.


И если в универсальных отраслях науки можно было черпать идеи из мировых источников, то казахской филологией занимались только у нас. И она сейчас находится в состоянии полной деградации.


— Что Вы можете сказать относительно современного состояния казахского языка в качестве государственного и каковы его перспективы на ближайшие годы?


— Конечно, казахский язык носит статус государственного чисто формально.


Но если он лишится этого статуса, он может попасть в еще более сложное положение. Кроме того, это вопрос не только культурный, но и политический, поэтому в ближайшее время лучше его не касаться, чтобы не возбуждать старые споры и не раскалывать общество.


— Как Вы в принципе относитесь к идее перевода казахского языка с кириллицы на латиницу?


— А перевод казахского языка с кириллицы на латиницу носит не только культурный, но и политический, психологический и, самое главное, экономический характер.


В принципе, в далекой перспективе, когда государство крепко встанет на ноги, общество будет процветать, а личность обретет достоинство, можно будет перейти на латиницу… И то после всенародного обсуждения этого вопроса.


Если власти сейчас силовым методом переведут наш язык на латиницу, то к анархии в области экономики и политики добавится окончательная утеря грамотности большей части казахскоязычного населения.