Вехи большого пути…

В декабре этого года Казахстан будет 10-летие независимости. К этой дате приурочена целая программа мероприятий, среди которых торжества в Астане и Алматы, других городах страны. Вряд ли в этой праздничной суете вспомнят о том, что предшествовало нашему суверенитету. Между тем, события декабря 1986 года, по признанию многих прибалтийских лидеров, оказали самое решительное воздействие на их стремление к независимости. Но сегодня не об этом, а о том, как на протяжении всех лет независимого государства расправляются с теми, кто смеет иметь собственное мнение о происходящем и открыто об этом говорит. Мы не станем приводить все факты расправы с инакомыслящими. Возьмем только самые известные факты.


Начнем с так называемого “самороспуска” Верховного Совета 13-го созыва в марте 1995 года. Следом последовали репрессии по отношению к депутатам, которые открыто выступали с разоблачением фактов коррупции среди чиновников высших эшелонов власти. Так, по сфабрикованному уголовному делу пытались сломить члена Контрольной палаты Танирбергена Тохтарова. Почти полгода его держали за решеткой, а во время судебного процесса даже сами судьи не скрывали улыбок, слушая государственного обвинителя, который тщетно пытался доказать вину бывшего депутата. Вся вина которого состояла в том, что он одним из первых указал на размеры и масштабы воровства и злоупотребления в торговле вооружениями.


Осенью того же года был избит другой депутат и тоже член Контрольной палаты Владимир Чернышев. Нападавших было несколько человек, однако их, естественно, не нашли. Чернышева избили потому, что он посмел обратиться в международные организации и указать, что “самороспуск” Верховного Совета был спровоцирован и незаконен. Парламент разогнали потому, что депутаты оказались непримиримы к нарушению демократических принципов.


Цепь печальных событий, связанных с отступлением от демократических норм, продолжилась в 1997 году, когда в Бишкеке в гостиничном номере были избиты полицейскими дубинками сопредседатель партии “Азамат” Петр Своик и его жена Наталья Чумакова, возглавляющая Центр содействия демократии. И здесь нападавших не нашли.


31 марта 2000 года были замурованы двери квартир, где живут члены Форума демократических сил Сейдахмет Куттыкадам, Нурболат Масанов и Амиржан Косанов. В тот день все они должны были участвовать в санкционированном митинге, на котором предполагалось высказать мнение оппозиции о политической ситуации в стране и выдвинуть ряд требований по изменению выборного законодательства, возврата социальных гарантий пенсионерам и малоимущим слоям населения.


Дискредитация лидеров оппозиции велась по всем направлениям. Летом 2000 года практически все телеканалы южной столицы показали кадры, заснятые во время посещения частной бани одного из руководителей Форума демократических сил. Пикантность ситуации состояла в том, что вышеозначенный гражданин находился в бане не один. И хотя подобная съемка явилась грубым нарушением частной жизни, власти постарались использовать ситуацию для дискредитации политика.


Другой случай. Известного ученого, последовательно выступающего на протяжении последних лет против курса властей, сегодня обвиняют в разжигании межнациональной розни на основании аудиопленки. На магнитофонной ленте записан разговор ученого с журналистом, во время которого он употребляет оскорбительные выражения в адрес казахов. И хотя запись является также нарушением прав человека, именно ее приводят в качестве доказательства в своем исковом заявлении в суд за оскорбление чести и достоинства народа казахские националисты.


Январь 2001 года. В офисе, снимаемом партией “Азамат”, ножевые ранения получает председатель исполкома политсовета партии Платон Пак. Все – цепочка на этом замыкает круг. Именно такого поворота событий можно было ожидать после всего того, что накапливалось в стране. Почему ранили одного из руководителей “Азамата”? Ответ на этот вопрос прост: потому что именно эта партия на протяжении пяти лет последовательно выступает за возврат к демократическим принципам, верность которым была провозглашена на заре суверенитета. Можно говорить о том, что лидеры партии не всегда были последовательны в своих действиях. Можно упрекать Петра Своика и Галыма Абильсиитова в том, что они были министрами, а значит шли на сделку с собственными принципами. Все это можно говорить, когда бы не другое, на что необходимо указать. Именно партия “Азамат” с самого начала своего создания предлагала внести изменения в выборное законодательство и избирать акимов всех уровней. Именно она настаивала на введении конструктивного диалога оппозиции и власти. И не всем, конечно, могло понравиться выступление одного из вожаков партии Петра Своика на недавнем заседании “круглого стола” под эгидой ОБСЕ, где он заявил о нелегитимности ряда депутатских мандатов от ряда политических партий, в частности, — Гражданской. Он говорил также о том, что парламенту следует самораспуститься, ибо он является придатком исполнительной ветви власти и ничего не решает сам. Кроме того, “Азамат” внес требование освободить председателя Центризбиркома Загипу Балиеву от обязанностей председателя рабочей комиссии по подготовке изменений в выборное законодательство. Он был поддержан и представителями других политических партий.


Кто стоит за циничным и дерзким нападением на одного из руководителей партии “Азамат” – остается только догадываться. Но уже одно можно сказать: и это преступление останется нераскрытым, как и многие до этого. Полицейские уже сегодня утверждают, что имеют дело с самым заурядным разбойным нападением с целью ограбления. Последнее легко опровергается, ибо нападавшие, во-первых, ничего, кроме сотового телефона не унесли. Во-вторых, они велели Платону Пенховичу передать Своику, чтобы тот прекратил заниматься политикой. Самому же Паку было заявлено, “а тебе вот авансом и последовали удары ножом.


Нападение произошло в те дни, когда в Давосе лидеры мировых держав обсуждали процесс глобализации и иностранные инвестиции в развивающиеся страны. А в Страсбурге решался вопрос о вхождении Казахстана в парламентскую ассамблею Совет Европы в качестве наблюдателя. Однако вряд ли иностранные инвестиции потекут в страну, где приверженность демократическим принципам проверяется полицейскими дубинками. И захотят ли увидеть в ПАСЕ государство, в котором на лидеров политических партий нападают в их рабочих офисах?