Несгибаемый компаньеро Фидель: «Socialismo o muerte!»




7 ноября 1996 года. Гавана. Plaza de la Revolucion. На этой крупнейшей площади столицы Кубы перед величественным зданием ЦК КПК, обрамленным красивыми ухоженными пальмами, море людей. Их глаза устремлены к трибуне, где по случаю 79-й годовщины Великого Октября выступает Фидель КАСТРО. Он заканчивает свою краткую речь лозунгом: «Sociailsmo о muerte!»


Наэлектризованная его пламенным выступлением масса людей повторяет этот лозунг в едином порыве. Вместе со всеми ору и я, человек из далёкого Казахстана: «Социализм или смерть», при этом думая вот о чём.


Ещё и сегодня можно у нас встретить энное число наивных людей, которые совершенно искренне полагают, что в Казахстане жизнь такая паскудная не потому, что наши правители, отказавшись от социализма, ринулись строить капитализм, а потому, что, дескать, они делают это не по рецептам дядюшки Сэма, а по воровским «законам» уголовного мира.


Есть, мол, такой земной рай the United States of America идеал преуспевающего общества, где неукоснительно соблюдаются права и свободы человека (объявлен вне закона расистский Ку-Клукс-Клан, отменен, как глубоко порочный, принцип: «Хороший индеец (негр, латинос, коммунист) это мёртвый индеец (негр, латинос, коммунист)», руководство Голливуда осуждено на различные сроки за распространение по всему миру порочащих Америку бездарных фильмов, пропагандирующих насилие, сексуальную распущенность и маразм мистицизма, не было ни одного случая судебной ошибки, в результате которой был бы отправлен на электрический стул невиновный человек, полицейские лишены права расстреливать на месте); где ослепительно яркая, как Солнечный Круг, демократия (подумать только в Конгрессе ставится вопрос о переименовании города Вашингтона по примеру Ленинграда, об упразднении резерваций, об организованном переселении коренного населения в Нью-Йорк, Вашингтон, Сан-Франциско и другие мегаполисы Америки, о придании языку американских индейцев статуса государственного языка США, а рядовые янки на площадях и скверах обсуждают равные шансы негра Джонсона, индейского вождя Джозефам коммуниста Вильяма Смита войти в Белый Дом на правах его Хозяина.


Американская история, как утверждает энное число наивных казахстанцев, самая яркая страница в Летописи Мира (Заокеанская Империя не знала ни геноцида против индейцев, ни позорного рабства негров, ни гражданских войн, ни революций, она не увековечивала своих любимых президентов в статуях, на долларовых бумажках, в мемориалах, не было варварского уничтожения мирного населения японских городов Хиросимы и Нагасаки, не было ликвидации Джона Кеннеди и его братьев, Мартина Лютера Кинга, «убивцы» кoтopыx дo cиx пop нe нaйдены хвалёным ФБР, не было иезуитской кампании маккартиама. когда сотни тысяч американцев подвергались Комиссией по расследованию антиамериканской деятельности унизительной процедуре допроса с использованием детектора лжи: именно тогда был обвинён в подрывной деятельности и выслан из Штатов актёр-антифашист с мировым именем ЧарлиЧаплин).


И ещё много других «достоинств» подмечает энное число наивных казахстанцев под сенью Статуи Свободы: лучшее в мире образование (каждый пятый американец не умеет читать и писать); лучшее в мире здравоохранение (стоимость одного койко-дня составляет в госпитале 1000 долларов, не считая оплаты за процедуры, обследование, лекарства, консультации); самый высокий в мире жизненный уровень (в целом по стране на сегодняшний день насчитывается 5,5 миллиона недоедающих детей, каждый четвёртый ребёнок засыпает голодным в Городе Жёлтого Дьявола).


Какова же подлинная цена этой гнилой политической и экономической системы, если даже самая преуспевающая Империя Зла, которая провозгласила сферой своих национальных интересов весь Земной Шар, страна-паразит не в состоянии обеспечить благополучие и процветание хотя бы всех своих собственных граждан?


«Капитализм дерьмо!» этот лозунг современных анархистов справедлив как для казахстанского, так и для американского капитализма.


Для капитализма вообще. Неужели можно думать иначе?


Лев БАЛАЯН


Вот, что говорит об актуальных проблемах современности Ф. Кастро:


Об американской «демократии»:


«В Соединённых Штатах, где столько говорят о многопартийности, существуют две партии, настолько одинаковые по методам, задачам и намерениям, что на практике они создали самую совершенную в мире однопартийную систему. В этой «демoкpaтичecкoй» стране 50 процентов граждан не голосуют, и там команда, собравшая больше средств, обычно побеждает голосами только 25 процентов избирателей. Вся политика сводится к препирательствам, борьбе тщеславия и личным или групповым амбициям в рамках установленной экономической и социальной системы».


О демократии на социалистической Кубе:


«Кубинцы, собравшись на открытые собрания, предлагают, выдвигают кандидатов и выбирают депутатов по 14 686 избирательным округам в провинциальные и Национальную ассамблеи верховные. органы государственной власти, которые выбираются тайным голосованием более чем 50 процентами действительных бюллетеней в соответствующих округах. Голосовать никого не обязывают, но в выборах принимают участие более 95 процентов избирателей. Многие в мире даже не потрудились узнать об этих фактах.


Когда мы оказались в условиях жесточайшего кризиса, каждая из контрмер обсуждалась не только в Национальной Ассамблее, но также на сотнях тысяч собраний, проходивших на фабриках и заводах, на производственных предприятиях и предприятиях услуг, в профсоюзах, университетах, средних школах и во всех крестьянских, женских и других массовых общественных организациях. То немногое, что у нас было, распределялось с соблюдением максимального равенства. Мы победили маловеров в стране и за её пределами».


Об американской экономической блокаде Острова Свободы:


«Блокада является тяжёлым бременем для каждого кубинца. Страны третьего мира, а также почти все страны члены Организации Объединённых Наций неоднократно требовали отмены эмбарго, но Конгресс США выступил против прекращения блокады, самой длинной в новейшей истории, длящейся уже свыше 40 лет.


Их лозунг: «Куба должна быть уничтожена!» напоминает тот, который провозглашали в сената Древнего Рима во времена Ганнибала:Карфаген должен быть разрушен.


И в то же время, видя, что мы постоянно занимаем почетные места в числе первых спортсменов мира и получили самый высокий показатель золотых медалей на делегацию на прошлых Олимпийских играх, они пытаются купить наших спортсменов, как, впрочем, и учёных, и видных специалистов».


Об эмиграции из Кубы:


«Никому не было запрещено эмигрировать. Не мы, а они не раз закрывали двери и устанавливали квоты на получение виз законным путём. Их худшим преступлением было поощрение к незаконному выезду посредством чудовищного и смертоносного закона, называемого Законом об урегулировании кубинского вопроса, в силу .которого любой человек, каким бы ни было его поведение в прошлом и настоящем, нелегально выехав с Кубы любым способом и достигнув территории Соединённых Штатов, получает без единого исключения право на проживание в этой стране. Таким путём они приняли много преступников. Из-за этого дурацкого закона, единственного в мире, созданного исключительно для кубинских граждан, произошёл случай с ребёнком Элианом Гонсалесом, которому ещё не исполнилось и шести лет, незаконно задержанным в США и попавшим туда в ходе авантюры, при которой погибло 11 кубинцев.


Если бы Мексике и остальным латиноамериканским и карибским странам на протяжении почти 35 лет предоставлялись такие привилегии, более половины населения Соединённых Штатов было бы латиноамериканским и карибским. Сегодня не стояла бы между Мексикой и Соединёнными Штатами стена намного большая, чем Берлинская, где каждый год погибает больше эмигрантов, чем все, кто погиб за годы существования той стены. Предложите вы в Европе такие привилегии жителям стран к северу и югу от Сахары, и посмотрим, сколько их эмигрирует, 90% кубинцев уехавших сделали это по экономическим соображениям».


О т.н. «демократической оговорке» Европейского союза:


‘Когда речь идёт о неотъемлемых принципах нашей Родины, какие бы то ни было условия неприемлемы. Нельзя ставить условия, касающиеся формы политической организации суверенной страны. Куба не торгует своей Революцией и не продаёт её, стоившую крови и жертв многих славных сынов. И Куба никогда не примет политических условий Европейского союза, и тем более Соединённых Штатов. Пусть это, наконец, поймут.


В Европе есть монархии и есть республики, где-то правят консерваторы, а где-то социал-демократы, защитники или противники идиллического «третьего пути»; в одних странах происходят повороты влево, в других к центру или вправо: где-то существуют апологеты или, наоборот, хулители так называемого государства всеобщего благоденствия, которым пытаются временно облегчить неизлечимую болезнь безработицы. Нас это не касается. Мы даже не обязаны вмешиваться в то, что делают бритоголовые представители возрождающихся неонацистских тенденций. Хотя у нас есть мнения по’ этим и по многим другим вопросам, мы не можем вводить «революционные оговорки» в наши отношения с Европой. Мы питаем надежду, что европейцы справятся с этим сами и не станут навязывать нам свои «демократические оговорки».


О бесперспективности капиталистического пути развития:


«При капитализме даже в самых промышленно развитых странах на деле правят крупные национальные и транснациональные корпорации. Они решают вопросы инвестиций и развития. Они отвечают за материальное производство, за основные экономические услуги и большую часть социальных проблем. Государство просто взимает налоги, распределяет и расходует их. Во многих из этих стран правительство может целиком уйти на каникулы, и никто этого не заметит.


Развитая капиталистическая система породила мир спекуляции, создание фиктивных богатств и ценностей, не имеющих ничего общего с реальным производством, и сказочные личные состояния, некоторые из которых превосходят валовой внутренний продукт десятков бедных стран. Излишне добавлять к этому хищение и безответственное расточительство мировых природных ресурсов, а также жалкую жизнь миллиардов людей. Эта система ничего не обещает человечеству и не нужна ни для чего, кроме самоуничтожения, причём вместе с ней будут, возможно, уничтожены природные ресурсы, служащие опорой для жизни человека на планете.


Каждый год по причине этого экономического порядка от голода и болезней, которые можно предупредить, умирают десятки миллионов человек. Можно потрясать положительными с виду статистиками роста, но в конце концов для стран третьего мира всё остаётся по-прежнему или становится ещё хуже. Рост часто опирается на накопление потребительских товаров, которые ничем не способствуют подлинному развитию и лучшему распределению богатств. Большая правда состоит в том, что богатые становятся всё богаче, а бедные всё беднее и беднее».


«В один прекрасный день индустрия лжи потеряет свой рынок, она его уже теряет. Политическая концепция империализма, так же как и экономический порядок, навязанные миру, одиноки и беззащитны в сфере идей и этики. А именно в этой области будет решаться главная битва нашего времени. И конечный результат этого сражения, без всякого сомнения, будет на стороне ПРАВДЫ, на стороне ЧЕЛОВЕЧЕСТВА«.


Реакция на осуждение Кубы в Комиссии по правам человека ООН 18 апреля 2000 года:


«Голосование в женеве показало, что то был новый лицемерный акт враждебности и агрессивности Соединенных Штатов по отношению к Кубе при активном пособничестве некоторых правительств бывших социалистических стран, которые предложили свои услуги, чтобы поддержать грязную игру американцев — главарей натовской мафии (Кубу упрекают за жесткое подавление деятельности политических диссидентов и религиозных групп. Вопрос был поднят по инициативе Чешской Республики и Польши.Л.Б.) Мы без колебаний разоблачили гнусный маневр. Наш народ единодушно осудил его, и мы выдвинули убедительные опровержения, на многие из которых заговорщики не сумели ответить. Наши возражения будут с каждым разом все жестче, и бороться против Кубы будет все труднее.


Настоящая оппозиция возникла, когда свершилась самая глубокая социальная Революция на этом континентев разгар «холодной войны» и в 90 морских милях от Соединенных Штатов, которые организовали и возглавляли оппозицию в течение более 40 лет. Революция покончила со столетними привилегиями и затронула интересы самых богатых и влиятельных слоев кубинского общества. В то же время затронула интересы крупных сельскохозяйственных, горнодобывающих, промышленных, коммерческих предприятий и сферу услуг, созданных США на Кубе. Мы пережили грязные войны, вторжения наёмников, угрозы прямых военных нападений и былина краю ядерной войны.


Руководителем этой колоссальной контрреволюционной деятельности и всего, что было потом, экономической, политической и идеологической войны,было и остается до сегодняшнего дня правительство Соединенных Штатов. Остальное — чистая фикция, искусственно созданная и всегда хорошо финансируемая сверхдержавой, ее союзниками и лакеями, в обертке из лжи и клеветы, составляющей спинной хребет системы без идей и без этики, которая противостоит Революции, уже пережившей, выдержавшей и преодолевшей свои самые суровые испытания, и объединённому, боевому и политически сильному народу».


Об историческом визите в Гавану в январе 1998 г. Папы Римского Иоанна Павла II:


«Мы приняли его со всем гостеприимством и уважением, какого заслуживает столь выдающаяся личность, обладающая особым талантом и яркой индивидуальностью. Мы оба говорили публично при его приезде и отъезде, и оба выражали свои идеи с уважением и достоинством. Я говорил кратко: 14 минут при встрече и 5 минут при прощании. Мы вручили ему страну, предоставили ему главные исторические площади, выбранные организаторами его визита; наши телеканалы были отданы в его распоряжение. Так же был предоставлен транспорт, о котором нас попросили для проведения массовых мероприятий,весь, которым располагала наша живущая в условиях блокады страна; мы пригласили членов нашей партии, Союза молодых коммунистов и других массовых организаций присутствовать на мессах, дав строгие указания уважительно слушать, все высказывания, без единого плаката, лозунга и революционных выкриков.


Сто десять иностранных телеканалов и пять тысяч журналистов получили разрешение транслировать это на весь мир. На улице не было ни единого солдата, ни одного полицейского с оружием. Ни в одной стране не было чего-либо подобного.


В конце организаторы визита Папы заявили, что это Была самая организованная поездка из всех, им совершенных. В частности, было отмечено отсутствие за время пребывания Папы на Кубе хотя бы одного дорожно-транспортного происшествия. Думаю, он увез с собой теплую память о нашей стране.


Кто потерпел полное фиаско, так это те, которые вообразили, будто Революция рухнет, как стены Иерихона, от простого присутствия Папы. Его визит привёл к тому. что как Революция, так и он убедились в собственных силах».


И о себе самом:


«Я очень хорошо знаю, что человек смертен, и моя жизнь строилась на том, чтобы никогда не тревожиться об этом. Когда мятежный характер побудил меня заняться рискованным делом борца-революционера, к чему меня никто не принуждал. Я также знал: весьма маловероятно, чтобы я долго оставался в живых. Я не был главой государства, а был очень обычным человеком. Я не унаследовал никакой должности, я не король, поэтому мне нет нужды готовить себе преемника. Речь идет не о замене одного человека другим, а о замене одной общественной системы другой. А такой переход совершается на Кубе уже более 40лет.


Теперь когда настоящая Революция укрепилась и посеянные идеи и сознательность начали давать плоды, ни один человек, каким бы важным ни был его вклад не является незаменимым. На Кубе не существует культа личности. Нигде не увидишь официальных фотографий живых руководителей. Нет улиц, скверов или школ, носящих их имена. Обязанности в большой степени разделены, работа распределена между многими. Многие молодые, но уже опытные люди вместе с уже поредевшей группой ветеранов Революции, с которыми они себя глубоко отождествляют, это та сила, которая приводит страну в действие. И не надо забывать: существует партий, пользующаяся большим престижем и высоким моральным авторитетом.


Администрация Соединенных Штатов превратила меня в то, что называют мифом, и, если я был им при жизни, это также благодаря провалу их бесчисленных попыток лишить меня этой жизни всякий раз, когда в уезжал за границу. Конечно, я продолжу быть мифом и после смерти. Разве можно недооценивать заслугу бороться в течение стольких лет против такой могущественной империи зла?


Я живу и постоянно работаю и днём, и ночью. Полагаю, что после 70 время терять нельзя».


«Доживем до понедельника»

№ 40, 28.09.2000 г.