«Свободная линия» с послом США Ричардом Джоунсом

Американцы уедут из Казахстана только тогда, когда здесь будет «большая нестабильность». Так сказал американский дипломат. В этот понедельник Ричард Джоунс полтора часа отвечал на вопросы читателей «Экспресса К».


И только однажды у него поинтересовались возможностью уехать навсегда в Соединенные Штаты. К слову, этого вопроса американцы ждали. Предупредительная пресс-атташе Дшуди Мун на этот случай даже приготовила информацию на английском и русском языках (для переводчика) о международной лотерее «Грин кард». Но полтора часа главу американского представительства в Казахстане спрашивали об ином.


Алло, г-н Джоунс! На прошлой нелеле в одной из газет написали, что США якобы намерены использовать Казахстан как военную базу. Так ли это? Если нет, то почему это невозможно? (Валитхан)


У США нет никакого желания создавать военную базу в Казахстане или где-либо в Центральной Азии. Военные учения «Центразбат», которые состоялись неделю назад, являются примером того, каким образом, на наш взгляд, мы можем получить пользу во взаимоотношениях.


Хотели бы вы, чтобы Казахстан вступил в НАТО?


В настоящее время трудно предсказать — может ли Казахстан стать членом НАТО или нет. Я уверен, что Казахстан заинтересован в более тесном сотрудничестве с альянсом, о чем говорит его участие в программе «Партнерство во имя мира». Но я никогда не слышал, чтобы кто-либо говорил о его членстве.


Готовы ли США оказать помощь странам Центральной Азии в связи с конфликтом в Узбекистане и Кыргызстане?


В каждой из стран, которые посетила Мадлен Олбрайт в апреле, она объявила, что США намерены увеличить помощь. Это называется инициатива центрально-азиатской безопасности. В этом году 10 миллионов долларов было выделено на данную программу для трех стран. Мы думаем, что в следующем финансовом году сумма будет не меньше. Некоторые технические эксперты приезжали в регион для изучения ситуации. В течение августа команда из 16 человек посетила границу. Они встречались с пограничниками, а также с таможней и представителями правоохранительных органов и спецслужб, выслушали их приоритеты и в настоящее время в США эта команда разрабатывает план оказания помощи с учетом, насколько наши возможности совпадают с пожеланиями наших друзей. В основном мы собираемся сконцентрироваться на предоставлении оборудования для транспортировки, приборов наблюдения ночного видения, а также предоставления информационных технологий, компьютеров. Мы надеемся, что сможем помочь различным ведомствам Казахстана лучше поддерживать связь друг с другом, а также между этими организациям и различными их аналогами в Узбекистане и Кыргызстане. Одним из важных аспектов этой инициативы является информационная связь между правительствами этих стран.


* * *


Здравствуйте, это «Свободная линия»? Я хотел бы задать вопрос послу США. В свое время правительство Казахстана в лице г-на Балгимбаева очень сильно критиковало компанию «Шеврон». Я хотел бы узнать, знаком ли г-н посол с этой критикой, как он к ней относится, как вообще складываются взаимоотношения между американской компанией и представителями американской администрации?


Да, я знаком в общих чертах с критикой г-на Балгимбаева и других членов правительства в отношении крупных американских компаний. Во многих случаях данная критика имеет отношение к положениям контрактов, о деталях которых я не осведомлен. Поэтому я не могу дать вам комментарий как эксперт. Но я бы сказал, что споры между компаниями и правительством не являются каким-то необычным явлением. Правительство США в прошлом подавало много исков в суд на американские компании. Один из последних примеров компания «Майкрософт». Но что является важным каким образом эти истории разрешаются. Если судебный процесс проходит прозрачно и независим от правительства, то ни у кого не возникает никаких жалоб. Сейчас в Казахстане подобным образом реформируется судебная система, и мы приветствовали те шаги, которые были предприняты президентом Назарбаевым недавно в этом направлении. Что касается компании «Шеврон», то я думаю, мнение правительства Казахстана благоприятствует ее деятельности в данном регионе. В противном случае не было бы принято решение о продаже им дополнительно 5 процентов акций компании «Тенгизшевройл».


* * *


Алло, г-н посол, я хотел бы спросить: какое впечатление на вас производит наш президент Нурсултан Назарбаев и вообще когда вы его впервые увидели? (Артем)


Я встретился в первый раз с президентом в январе 1999 года, когда был официально представлен ему в качестве дипломата. После этого я имел с ним несколько встреч здесь в Алматы, Астане и даже в Вашингтоне во время его визита в декабре прошлого года. Нурсултан Назарбаев сильный лидер. Как бы сказать? Все лучшие интересы страны идут прямо от его сердца. Он очень интеллектуальный человек, который может, оспаривая чужое мнение, произвести в качестве своего аргумента очень тщательный анализ. Скажем, все правительственные чиновники США, с которыми я организовывал ему встречи, были под большим впечатлением от него.


У вас есть номер сотового телефона президента Назарбаева?


(Смеется) Нет. Президент точно так же, как и посол, имеет право сохранить свою частную жизнь для себя.


* * *


— Добрый день, г-н посол! Как вы оцениваете уровень демократии в Казахстане, прошедшие президентские и парламентские выборы и свободу слова? (Бекет Адыбеков)


Я думаю, что парламентские выборы прибавили развитию демократии в Казахстане. Я лично наблюдал выборы и был впечатлен профессионализмом местных избирательных комитетов, по крайней мере на том участке, где я присутствовал. Были некоторые недостатки, которые затем проявились во втором туре. К примеру, такие детали, как возможность убедиться в том, что протоколы заполняются чернилами, а не карандашом. Оценка выборов ОБСЕ касалась подсчета голосов. И это, к сожалению, наложило тень на достоверность результатов голосования. Но в общем, я думаю, что Казахстан становится более демократичным обществом. Развитие неправительственных организаций оказывает позитивное влияние. Люди могут таким образом лоббировать правительство и лоббировать парламент. У нас есть некоторая обеспокоенность по поводу свободы прессы. Мы используем максимальное количество способов в своей работе для того, чтобы помочь средствам массовой информации. Например, при поддержке ЮСАИД (агентство США по международному развитию) мы смогли нанять юристов для оказания помощи СМИ в тех случаях, когда они сталкиваются с вероятностью их закрытия.


У нас как раз неправительственная организация общественное объединение крестьянских хозяйств Южно-Казахстанской области. Занимаемся выращиванием хлопка. Мы обратились в Корпус мира и сейчас рассматриваем вопрос о приеме добровольцев из Америки. Извините, пожалуйста, у нас сейчас финансовые проблемы, можете ли вы оказать нам помощь в приобретении сельхозтехники, нам нужно хотя бы 4 подержанных трактора. Район у нас экологически неблагополучный, на границе с Узбекистаном, в районе реки Сырьдарьи. Наша задача сейчас, чтобы люди почувствовали, что общественное объединение может решить какие-то социальные и экологические проблемы. Пусть пока в отдельных аулах.


Иногда мы оказываем помощь неправительственным организациям. В основном в форме обучения, иногда в приобретении оборудования. Я думаю, наилучший вариант в вашем случае, так как вы уже установили контакт с Корпусом мира, работать с ними. Они помогут вам связаться с теми организациями, которые финансируются американским правительством и занимаются оказанием помощи в подобных случаях.


* * *


Я студентка КазГУ. Мне известно, что сейчас действует несколько программ по обмену студентов. Но их не так много и пройти отбор крайне сложно. Можно ли узнать, каковы условия обучения в Штатах и почему требования при отборе настолько сложны, что большинству не удается их пройти? Спасибо.


Вы правы, у нас есть различные программы по обмену от детей школьного возраста до преподавателей вузов. Согласен, что существует довольно сильная конкуренция на свободные места, и мне бы хотелось, чтобы их было больше. За последние десять лет в рамках свободного обмена около 1800 человек получили возможность поехать на обучение в Соединенные Штаты, сейчас примерно 200 человек в год участвуют в этих программах. К сожалению, они очень дорогостоящие и мы можем профинансировать лишь определенное число людей. Поэтому, видимо, и такая высокая конкуренция. Но рекомендую вам быть настойчивой, чтобы выиграть конкуренцию.


(Смеется) Еще ближайшие десять лет?


(Смеется) Надеюсь, что так много времени вам не потребуется.


* * *


Здравствуйте! Как складываются отношения между нашими странами после прошлогоднего визита государственного секретаря США Мадлен Олбрайт, когда в ее адрес прозвучала критика о вмешательстве во внутренние дела нашей республики?


Я не уверен, что знаю, о чем вы говорите. Могу сказать, что г-н Назарбаев воротился с г-жой Олбрайт в Нью-Йорке во время его недавнего последнего визита. Насколько я знаю, их встреча носила позитивный характер. Мы сотрудничаем очень тесно по широкому спектру вопросов. Недавно прошли военные учения «Центразбат», сотрудничаем мы и в области пограничного контроля, безопасности, уничтожения оружия массового поражения. И, конечно же, у нас очень активно действующая программа помощи, в рамках которой предоставляется большой объем технической помощи казахстанским министерствам, организациям и учреждениям. Только на прошлой неделе я с удовольствием объявил о начале новой программы с Национальным банком Казахстана, которая поможет дальнейшему развитию финансовых рынков. Я думаю, что все это свидетельствует о силе и глубине наших взаимоотношений. Не хочу сказать, что у нас не возникает время от времени каких-то проблем. Ни для кого не секрет, что продажа военных истребителей МиГ, котор,ая произошла, в августе прошлого года, явилась источником большой обеспокоенности для Соединенных Штатов. Не секрет также, что некоторая критика в отношении прошедших выборов явилась здесь источником обеспокоенности. У нас могут быть несогласия по поводу каких-то отдельных вопросов, но это не распространяется на наше сотрудничество.


Насколько может отразиться возможный приход республиканской партии в Белый дом на политику в отношении Казахстана и Каспийского региона? Известно, что «старые ястребы» сторонники политики силы.


Я уверен, что во многих областях американская политика не будет изменена. Основа американской политики в отношении любого государства это оценка интересов нашей страны и то, каким наилучшим образом мы можем продвигать эти интересы в данной стране или регионе. Возможно, будут изменены какие-то акценты. Я сейчас только размышляю.


* * *


Меня зовут Ефим, я из Алматы. Разве публичная жизнь посла не на виду? Интересно, чем вы занимаетесь в нерабочее время?


Я предпринимаю все усилия для того, чтобы насладиться естественными чудесами Казахстана. Здесь со мной моя семья: жена и двое детей. Этим летом мы посетили альпинистский фестиваль на Хан-Тенгри, а в выходные выезжали в Тургень, где посетили обсерваторию. Казахстан очень красивая страна, в особенности те места, которые находятся рядом с Алматы.


А как посол воспринимает национальную казахскую кухню?


Я думаю, что моим любимым блюдом здесь является шашлык. Также я пробовал кумыс и он на самом деле мне нравится. Многие иностранцы с Запада не верят, когда я им об этом говорю. Кумыс мне напоминает по вкусу те редкие острые сыры, которые делают во Франции.


Что вас больше всего поразило, когда вы приехали в Казахстан?


То, что Казахстан оказался гораздо более современным, нежели я ожидал. А также меня поразило, насколько природа здесь похожа на запад Америки. Степи Казахстана напоминают мне о Великих равнинах, горы вокруг Алматы Нью-Мексико и Колорадо, а также Айдахо.


* * *


Вы, очевидно, в курсе, что два казахстанца взломали сеть американского агентства «Блумберг». Как вы можете это прокомментировать? (Наталья, журналист)


Это, конечно, пример того, насколько малым стал мир. Когда два человека, находясь в Казахстане, могут войти в американскую компанию через полмира. Мне кажется, это доказывает необходимость сотрудничества между правоохранительными органами различных стран. Мы направили просьбу о предоставлении помощи в отношении этих людей, и в течение трех месяцев казахстанские правоохранительные органы смогли найти их. Мы были очень довольны этим сотрудничеством, а также профессионализмом следователей.


Если бы вам лично предложили информацию о том, как улучшить систему безопасности, к примеру вашего дома, вы бы заплатили или обратились к властям?


Если просят заплатить, чтобы защитить от общей угрозы, это один вопрос. Но если мне бросили в окно кирпич, а затем предложили защиту от этого, то это нечто другое. Конечно же, все должен решить суд. Но насколько я понимаю ситуацию они совершили преступление и затем обратились в компанию. В этом вся разница.


Сейчас они содержатся в лондонской тюрьме, я бы хотела узнать, насколько велика вероятность того, что их переправят в Штаты?


Такая вероятность есть. Между США и Великобританией есть договор об экстрадиции. Но я не посвящен в детали конкретно этого дела.


* * *


Многие из наших оппозиционеров время от времени заявляют о том, что намерены просить политического убежища у США. Кто из них к вам обращался и почему им было отказано? (Ольга, Алматы)


Я не осведомлен о том, что мы получали какие-то просьбы о предоставлении политического убежища от каких- либо лидеров оппозиционных политических партий.


А вообще, как много обращается к вам людей с просьбами о предоставлении гражданства или вида на жительство?


Мы получаем некоторые заявки, но получить вид на жительство в США довольно сложно только если у вас есть там родственники. В прошлом году мы предоставили 5000 виз для посещения страны, в этом около четырех тысяч.


Много ли граждан Казахстана, скажем, уехали на учебу и не вернулись?


Я думаю, что немного людей такое практикуют. У нас есть обеспокоенность по этому поводу, поэтому мы делаем процесс получения визы для неэмигрантов таким сложным. Потому, к примеру, бывает трудно получить визу молодым людям. Вы должны доказать свою прочную связь с Казахстаном. У вас должна здесь оставаться собственность, работа, семья.


* * *


Здравствуйте! Как часто меняется политика США в отношении горячих точек планеты? Я имею в виду хотя бы примеры с тем же Косово и сейчас с Афганистаном. У вас одинаковые принципы подхода к таким конфликтам? (Сергей)


Соединенные Штаты руководствуются одинаковыми принципами, но в каждом отдельном случае есть специфические условия. Это зависит от истории, участия других стран и сторон, законодательных аспектов. Несмотря на то, что принципы одни и те же, политические инициативы могут различаться.


Два года назад США объявили Казахстан своим стратегическим партнером. Значит ли это, что при усложнении конфликта в районе таджикско-афганской границы, а также в Узбекистане и Кыргызстане Штаты могут ввести сюда свои вооруженные силы?


Я не думаю, что США окажутся в такой ситуации в ближайшем будущем. Помощь, которую мы предоставляем в настоящее время, проходит в форме обучения и в предоставлении оборудования, компьютеров, информационных технологий и т.д. Очень редко бывает так, что Соединенные Штаты вступают в конфликтную ситуацию физически, и мне кажется, что…


Извините, пожалуйста, но на будущий год аналитики и казахстанские, и зарубежные прогнозируют прорыв границы, тогда талибы просто хлынут сюда?!


Очень сложно ответить на вопрос на уровне гипотез. Яне думаю, что кто-либо сейчас может предсказать, какими будут события. И мы находимся очень далеко от той ситуации, когда нужно рассматривать возможность проникновения.


Ну понятно! Штаты очень далеко от Косово находились, однако вмешались?!


В этой ситуации действия правительства г-на Милошевича влияли в разрушительном плане на соседние страны. Вы можете сказать, что то же самое происходит в случае с Афганистаном. Именно поэтому США очень тесно работают с Россией и другими членами Совета Безопасности ООН по вопросу движения «Талибан». У нас уже был объявлен режим санкций против талибов. Мы активно обсуждаем те средства, которые могли быть применены для усиления этих санкций. Надеюсь, они возымеют действие, и нам не нужно будет искать альтернативные.


Ладно, спасибо. Но все это чисто дипломатические увертки: пока петух жареный не клюнет не фига не будет.


* * *


Здравствуйте. Вас беспокоит директор 1-го алматинского хосписа. Я бы хотела обратиться с просьбой. Мы много читали про хосписы США, даже написали письма, но, к сожалению, не получили ответа. Мы очень хотели бы сотрудничать, и если бы работники хосписа Северной Вирджинии приехали и поработали бы с нами это было бы хорошо. Есть ли такая возможность?


У нас есть много различных программ по обмену. Думаю, если вы придете в офис ЮСИС (информационная служба США) на Сейфуллина (номер телефона 63-30-70), то вам смогут там помочь.


Большое спасибо, господин посол! Желаю здоровья и счастья вам и вашей семье!


* * *


Господин посол, меня зовут Оксана, я бы хотела уехать навсегда в Америку. Что мне нужно для этого сделать?


Очень сложно получить разрешение на переезд в Соединенные Штаты. Вы можете принять участие в ежегодной лотерее «Грин кард». Розыгрыш состоится 2 октября. Для того, чтобы принять участие в лотерее, вам должно быть как минимум 16 лет. Необходимо иметь среднее образование либо закончить вуз. Это только часть требований, более подробно с ними можно ознакомится в консульской службе посольства.


А есть какие-то другие пути?


Есть другие пути. Вы можете подать заявление, но обычно эта процедура очень длительная, она может растянуться на несколько лет. Лотерея «Грин кард» была задумана для того, чтобы ее ускорить.


* * *


Здравствуйте! Знаете, у меня вообще-то вопросов никаких нет, а это точно посол?


(Громкий смех) Та-а, я посъел Сэ-Шэ-А.


Удивительно!


«Экспресс К»

№ 175 (14543), 28.09.2000 г.