![]()
Побоище в центре южной столицы, когда силы правопорядка штурмовали квартиру в панельном доме, где засел “костяк иностранной террористической группы” (пятничный толстый номер “Экспресс К” от 29.09.2000), затмило все другие информационные поводы. Именно такое впечатление — “Война все-таки пришла и к нам” и соответствующие настроения отразила казахстанская печать на прошедшей неделе… Из еженедельников успели рассказать о данном ЧП “Экспресс К” и “Караван”. В отличие от первых информационных сообщений, которые разнились (допустим, премьер-министр в Астане, докладывая парламентариям обстановку, якобы сообщил последним о гибели двух спецназовцев. – Прим.), обе “толстушки” выдали практически одинаковый материал, по крайней мере в той его части, которая “репортажная”. Журналисты зафиксировали прежде всего то, что, как это неудивительно, жертв среди мирного населения не оказалось, если не считать стресса, полученного жильцами злополучного дома. А как такой стресс отзовется на психическом здоровье в будущем, один Аллах ведает. Между тем это поистине чудо, что при такой плотности огня, взрывах гранат пострадали только три бойца спецподразделений. К тому же могло произойти и обрушение в подъезде. Вполне вероятно
![]()
В отличие от “Экспресс К” и “Каравана”, чьи первые полосы украсили схемы и снимки “маленькой и победоносной войны”, произошедшей в Алматы в ста метрах от “стелы, символизирующей независимость Казахстана”, первая полоса “Времени” выглядит очень мирно и оптимистично. Ее украшает фотография Ольги Шишигиной, ликующей после победного забега, который принес Казахстану золотую медаль последних в истории столетия Олимпийских игр. Надо думать, спустя неделю “Время” тоже каким-то образом прокомментирует случившуюся драму с уничтожением террористов. Пока же “таймовцы” подробно разъяснили своим читателям бюджетные тонкости. Журналист Марат Асипов возвращается к вечнозеленой (то есть актуальной) теме, которую, впрочем, в числе самых первых печатных изданий подняло именно “Время”. В рубрике “Анау-мынау о текущем моменте” эти тонкости рассматриваются сквозь призму таблицы Менделеева, которая, как известно, вся есть в наличии, но казахстанскому народу и государству от нее практически никакой пользы нет: “…если поизучать наш бюджет внимательно, то выяснится, что наше правительство – сам себе режиссер, в том смысле, что абсолютно, как и в прошлые годы, в упор не желает замечать, что в стране есть природные богатства… Впрочем, в настоящих условиях оно, правительство, их видеть не может, так как все реформы к тому и свелись, чтобы отдать все в чужие руки. Таким образом, бюджет страны формируется большей частью за наш счет, хотя на нас тратится только его не самая большая часть…”.
В казахстанском приложении к “Аргументам и фактам” наиболее отслеживаемой внешнеполитической проблемой является ситуация в Кыргызстане, Узбекистане и последние победы талибов в Афганистане. Этому посвящен
материал известного журналиста Олега Квятковского, в бытность не раз бывавшего “за речкой”. Углубляясь в недавнюю историю, журналист пишет: “Ведь не так уж давно “шурави-мушавер” — “советский советник” — мог пройти пешком весь Афган без перочинного ножа в кармане. Пройти лучшим и самым желанным гостем: он же свет проводил в кишлаки, он же воду искал в пустыне! Жизнь показала к финишу столетия даже самым упертым “державникам”: никакие “геополитические интересы” не могут заменить открытого соседства и простейшего добра”. А вражеским для нас Кабул стал сразу после ввода войск: “Иного ожидать могли лишь те, кто жили в башне из слоновой кости над Москвой-рекой. В этой башне десятилетиями не воспринимались реалии — ни собственной страны, ни стран соседних. Ворошилов бросал в 41-м кавалеристов Доватора на броню “фердинандов” и “тигров”. С таким же успехом Т-72 пытались спустя 40 лет сбить с ног афганских партизан в галошах и халатах. Где-то, может быть, живы бойцы самой первой когорты “воинствующих атеистов”, заложившей взрывчатку в фундаменты храма Христа Спасителя. И уж точно их внуки живут — те, кто над Гератом из “вертушек” выбрасывали с высоты “черных мулл”. Конечно, живы: мы же прокачали сквозь Афган миллион соотечественников, потеряв там “всего” 13 тысяч. /…/ То, что мы потеряли реально, сунувшись со своим уставом в чужой монастырь, нам еще не единожды посчитает судьба. Нам придется еще посидеть у Афгана на счетчике”. Резоны О.Квятковского убедительны, тем более что он человек бывалый и разбирающийся в предмете. Одно лишь замечание: в тот год, когда кавалерия Доватора воевала под Москвой, у немцев еще не было танков “Тигр” и самоходок “Фердинанд” — они появились позже, аккурат когда произошла Курская танковая битва.
Похоже, имиджу министра внутренних дел РК Каирбека Сулейменова в связи с последними событиями, включая его знаменитую “закодированную” поездку по трассе Шымкент-Астана в образе продавца арбузов, нанесен серьезный ущерб. Если вообще есть чему наносить ущерб! Еженедельник “Республика-2000” (28.09.2000) также внес свою нехилую лепту в картину “наш городовой расстарался”. Бахытжан Мукушев — главное перо “Республики-2000” — назвал имиджевую акцию министра “сельповскими приколами”, ибо ни к чему было опытному, кадровому “менту” Каирбеку Сулейменову по всем телеэфирам пожимать плечами и негодовать по поводу вопиющего взяточничества своих подчиненных, поскольку “У нас каждому подростку известно: “ментам отстегивают все”. А те берут: “В “дежурках” райотделов. В элитных “девятых отделах”. В паспортных столах. В медвытрезвителях. В СИЗО. В ИВС. На вокзалах. В аэропортах. На темных улочках. На проспектах, залитых огнями… И только бы они одни народ напрягали! Но что поделать с остальной таможенной, налоговой, судейской и прокурорской братвой, алчно ищущей хлебушек насущный?”. Наигранный наив главного полицейского страны, чьи подчиненные либо наглядно демонстрируют свой непрофессионализм (когда при проверке паспортного режима лазят через заборы, гурьбой заходят в подозрительный дом и получают пули в затылок), либо открыто, без какой-либо минимальной маскировки “доят” все, что движется (в том числе продавцов арбузов) хорошо выразил в своей статье Б.Мукушев: “Опять нас за дураков держат!” – устало подумало остальное население”…

В еженедельнике “Доживем до понедельника” (28.09.2000) вновь удивил журналист Тамерлан Жалмиев. Судя по всему, молодой журналист всерьез пошел по пути своего главного редактора, скандально известного журналиста-правозащитника Эрика Нуршина, признанного разработчика и затем распространителя различного рода “версий”. Избиение главного редактора газеты “Республика-2000” Лиры Байсеитовой журналист приписывает… оппозиции, причем оппозиции кажегельдинского толка. Мол, побили за прошлогодний выход из рядов РНПК. Правда, автором подчеркивается, что это умозаключение гипотетическое, умозрительное. Одним словом – “версия”. Но версия, надо отдать должное, совершенно неожиданная! Сам Эрик продолжает разъяснять собственные версии о причинах, породивших баткенские и другие “горячие” события в Центральной Азии и Афганистане. Они оригинальны и читаются с интересом.

Антагонист газеты “Доживем…” — газета “Начнем с понедельника” (29.09.2000) — вновь на тропе перманентной войны с Эриком Нуршиным. Главный редактор “Начнем…” Рамазан Есергепов назвал Нуршина “скунсом” от журналистики и посвятил последнему большой документальный материал. Его суть сводится к тому, что Нуршин, если судить по его журналистским опусам, — непринципиальный человек и лгун. Но самым убийственным аргументом выглядит не полемика с трудами Э.Нуршина самого г-на Есергепова, а приложенное к материалу заявление Шолпан Сармурзиной, председателя Алматинского правозащитного комитета журналистов “Атамекен”, другой колоритной личности из околожурналистских кругов. Она обвиняет г-на Нуршина в присвоении интеллектуального труда, заключающееся в том, что ряд исследовательско-аналитических материалов, принадлежащих сармурзинскому комитету, будучи опубликованными в “ДдП”, не были оплачены. Другим, не менее занимательным материалом в последнем номере “Начнем…” следует, наверное, назвать статью Сейдахмета Куттыкадама (также полемического характера) “Зерно и плевелы эскулапа Дуванова”. Хотя статья и была обнародована три месяца тому назад в Интернет-газете “Навигатор”, она, похоже, не потеряла своего шарма (даже рубрика зазывно называется: “Ристалище оппозиции”) и вполне оживила в целом уныловатые страницы (если не считать войну с Нуршиным. — Прим.) “Начнем …”.
Итак, в казахстанской прессе на неделе война представлена во всех своих ипостасях с настоящей кровью, огнем, трупами и в виде “бумажных ”, бескровных, но не менее ожесточенных перестрелок.


