Президентские выборы в США – тема благодарная. Ею можно заполнить энное количество квадратных сантиметров газетной полосы. Чем не преминули многие воспользоваться. “Республика-2000” еще девятого ноября уверенно объявила Буша-младшего новым президентом Америки. “Караван” (10.11.2000) же осторожничает: все станет известно “…по истечении, как минимум, десяти дней”. В “Столичной жизни” (09.11.2000) реагировали на ход выборов сквозь собственные рефлексии на тему “За БУШа мы всегда ГОРой!”. “Время” (09.11.2000) благоразумно сослалось на английские СМИ (BBS, “Times”), хотя в заголовке вполне по-русски обыграло фамилии претендентов — “БУШераздирающие ГОРки!”, намекая таким образом на размах и острые перипетии выборной кампании, какой еще не было в истории США.
Более подробно были освещены местные события. К примеру состоявшееся в середине недели правительственное совещание по вопросам борьбы с преступностью и коррупцией. Как утверждает посвященный “Караван” (субботний “Экспресс К” назвал это совещание закрытым для журналистов. — Прим.), данного совещания: “ждали давно и боялись”. Но, как оказалось, зря “боялись”. Генпрокурор Юрий Хитрин и главный полицейский страны Каирбек Сулейменов хоть и получили суровую выволочку, но, как известно, оставлены на своих постах. Рикошетом попало по таможне и налоговикам. Однако каравановский тон, сама подача материала (тема “порки” без увольнения вынесена на первую полосу. — Прим.) и затем подборка мнений “простого народа”, сошедшихся на том, что Сулейменов уже не справляется с преступностью, ясно показывают, что земля под ногами министра МВД, названного недавно журналистской братией из-за его недюжинных способностей к перевоплощениям “новым Гарун аль-Рашидом”, кажется, основательно затлела. Генпрокурора прищучили в другой подборке мнений, в которой делился своими мнениями о визах народ рангом покруче. Юрист Виталий Воронов, экс-адвокат экс-премьера Кажегельдина, зампредседателя КНБ РК Рахат Алиев, директор Казахстанского бюро по правам человека Евгений Жовтис, депутат парламента РК Шарип Омаров. Тем временем председатель алматинского клуба “Контраст”, педераст Иван Шибитов, берется переправлять за кордон “политбеженцев”. Условие только одно: чтобы человек относился к сексменьшинствам и не служил никогда “на строго мужской работе – в правоохранительных органах (КНБ, МВД, прокуратура)”. Проверка “на вшивость” персональная, главный эксперт в этом деле — сам Шибитов.
И “Караван”, и “Время” с разницей в 12 часов сообщили об “оригинальном” способе выбивать долги. История бывшего проходчика рудника “Ак-Бокай” Виктора Беляева по нынешним временам банальна. Родное предприятие ЗАО “Намыс” имело многотысячные долги перед инвалидом, но выплачивать их не собиралось. Конец у этой истории не банальный. Но лиха беда начало! В.Беляев взял в заложники руководителя ЗАО “Намыс” и, угрожая гранатой Ф-1, вытребовал себе 230 тысяч тенге. Сегодня этому человеку грозит немалый срок тюремного заключения. Правда, журналисту Геннадию Бендицкому Генпрокурор сказал: “Думаю, что об уголовной ответственности речь в данном случае вряд ли может идти. Судя по всему, человек пошел на эту меру, доведенный до крайнего отчаяния”. Это называется состояние аффекта.
Пока отчаявшиеся шахтеры-инвалиды размахивают “лимонками”, требуя свое и непременно “кэшем”, все живо обсуждают перспективы, которые откроются, если парламент примет закон “О легализации денег граждан РК”. Все солидные “толстушки” отметились на этой теме. Новенькая “Столичная жизнь”, сначала огорошив читателя объявлением экстра-супер-ультра-си- конкурса под невинным названием “Лучшая семья Южной Столицы”, победители которого получают максимум – трехкомнатную квартиру с полным мебельным гарнитуром, а минимум – банковский депозит в размере 10 000$ (по 100$ в месяц), отдала под амнистию капиталов целый газетный разворот. С оговорками журналисты “СЖ” согласны с инициативой главы государства. Маститый экономический обозреватель Андрей Жданов уверен даже в том, что если общество готово, то и закона как такового не надо. Или он должен состоять всего из “пары абзацев”. А суть их “должна быть простой и неоспоримой, как приговор “Не виновен”. “Новости недели” (07.11.2000) поставили вопрос несколько иначе: а нужна ли вообще эта амнистия “теневикам”? Даже вроде бы легитимный “крупный бизнес не нуждается в амнистии, поскольку давно живет вне правового поля, а мелкому и среднему пытаться подружиться с законом, по крайней мере, наивно”. Поистине, такие рассуждения возможны только, как пишет газета “Время”, в стране “легкого поведения”. В том смысле, что любой казахстанец поймет, что имел в виду Александр Таланов, а какой-нибудь законопослушный немец — ни в жисть… Сами “таймовцы” начали эту возбуждающую тему с традиционного обращения к читателям, непременно заканчивающемся здравицей “За вашу и нашу свободу!”, что в зависимости от поднятой темы несет тот или иной оттенок. В этот раз она прозвучала зловеще, ибо журналист Марат Асипов уверен, что в амнистии заинтересована какая-то часть элиты. Но часы тикают, и, пока эта самая элита ломает голову по поводу легализации своих капиталов, народные низы растягивают 10 000 тенге на три месяца существования, заполненные борьбой за выживание. Зато не дремлют проповедники “всеобщего братства и равенства перед Аллахом”. И хотя “ваххабиты не читают газет и не знают, какими безумными темпами наша страна движется к процветанию /../, они тусуются в народе и на пальцах объясняют ему отрицательную связь между ростом цен на нефть и дальнейшим обнищанием населения”. Далее эту тему в опосредованном порядке подхватывает Виктор Верк, которому, а значит, и всей аудитории, известный юрист Виталий Воронов растолковал идею так называемого “Вольфсбергского соглашения”, где завязаны одиннадцать крупнейших банков мира. Воронов расценивает “вольфсбергские принципы” как попытку Запада, и прежде всего США, начать борьбу с эффектом “грязных денег”. Также юрист утверждает, что эти принципы нисколько не задевают интересов Казахстана, а если по-хорошему, то надо бы присоединяться к ним…
В какой-то степени соприкасается с вышеуказанной темой и статья Александра Макарова “Макроэкономический каюк” в казахстанском приложении к “Аргументам и фактам” (№45/2000). В ней тоже задета тема возможных “лишних” денег. Они уже есть сейчас и без всякой амнистии, но во что и куда их вкладывать, если помимо горнодобывающей (а там крутятся “свои” деньги?) вся остальная экономика лежит на боку? Заодно полностью раскритикована сделка по продаже части госпакета в “Тенгизшевройл”: “Зачем продали золотую курицу?” — недоумевает журналист. Идея ревальвации тоже непродумана, если она воплотится в жизнь. Экспортеры понесут убытки, но вряд ли поздоровится и тем, кто живет на трудовые доходы и пособия (10 000 тенге на три месяца!). Словом, “куда ни кинь, везде клин”.
“Новости недели” обратили внимание и на такую злободневную тему, как проблема трансграничных рек. Журналист Александр Габченко сделал, по сути, эксклюзивный материал о том, какие трудности сегодня испытывает Казахстан в переговорах с китайской стороной по поводу использования водных ресурсов рек Иртыш и Или. Похоже, казахстанское правительство наконец-то серьезно подошло к данной проблеме, о которой бил в колокола еще четыре года тому назад Мурат Ауэзов, покойный Айтан Нусипхан, партия “Азамат”. Правда, об этом в добротных материалах Габченко — ни слова…
Последний номер “Бiз-Мы” (14.11.2000) продолжил свой “Королевский пасьянс” — на этот раз рассмотрены результаты деятельности по схеме актив-пассив Серикболсына Абдильдина, Нурлана Балгимбаева. Ералана Идрисова, Григория Марченко, Заманбека Нуркадилова и Алтынбека Сарсенбаева. Тон, как и у всех “толстушек”, по отношению к правительству выбран сугубо критический.
Сколько существуют газеты, наверное, столько же существуют и газетные ошибки. На неделе явный ляп пропустили в редакции “АиФ Казахстан”, на первой полосе которого можно прочесть: “12 октября сего года, осуществив, по сути, военный переворот, во главе 140-миллионного исламского государства Пакистан встал генерал Первез Мушарраф. А позавчера новый диктатор прибыл в Астану”. Поздравляя ведущий телеканал “Хабар”, еженедельник “Новости недели” как отрадный факт отметил, что на канале практикуется выпуск информационно-аналитической программы на английском языке: “Такого не могут себе позволить даже государственные каналы Франции и Германии” (?!).