“Контрацептивный бюджет” и национальная специфика вооруженного захвата власти

12 ноября 2000 г.


Обе программы дали несколько сюжетов на одну и ту же тему. Интересно сравнить подачу одних и тех же событий у разных каналов, а главное — их интерпретацию.


Визит в Астану главы исполнительной власти Пакистана Мушаррафа. Основной темой переговоров был вопрос о талибах. По итогам визита никаких документов подписано не было, совместных заявлений не сделано.


“ХАБАР” попытался смягчить сам факт визита Мушаррафа. Вооруженный захват власти предложено теперь рассматривать как “национальную специфику” Пакистана. Отмечено, что первым пошел на контакт с талибами в сфере экономики Ниязов, затем Каримов. И вот теперь Казахстан принимает Мушаррафа, так как “общая ситуация вынудила скорректировать внешнюю политику”. “Астана ищет политический механизм сохранения стабильности”. Возможно, этот визит вызовет раздражение Москвы. Но было упомянуто и про попытки России наладить контакты с талибами (Ястржембский), которые провалились. Хотя вполне вероятно, что эти переговоры проводились с ведома, а возможно, и по прямому поручению Москвы, которая наконец увидела в исламском мире своего естественного союзника в борьбе против США. В заключение было провозглашено торжество казахстанской “многовекторной политики”.


“КТК”, наоборот, подал материал весьма злорадно, обвинив в непоследовательности министра иностранных дел и премьера. В общем, прием Мушаррафа явно не понравился. Интересно, как бы правительственные чиновники могли выступить против приема пакистанского лидера, если сам президент принимает его и проводит с ним переговоры?! Они что, должны были выступить публично против своего президента и его действий?


Бюджет-2001 принят с поправками и изменениями нижней палатой парламента и передан на рассмотрение в верхнюю палату.


“ХАБАР” охарактеризовал этот бюджет выражениями: “объективно отражает”, “выгодно отличается от прошлого”, “сбалансированный и рациональный”, “дышит только приростом” и т.п. В общем, бюджет охарактеризован как очень хороший. Недостаток только один – запланированы недостаточные поступления от национальных компаний. Или, проще говоря, речь опять же идет об олигархах. Однако этот недостаток был смягчен упоминанием о том, что борьба с олигархами – это “мода, навеянная Москвой”. Маловыразительный министр финансов Есембаев совсем не убедительно говорил о том, что если государство не устраивают дивиденды, выплачиваемые этими компаниями на акции, ему принадлежащие, то оно может эти акции продать частным лицам или компаниям. Такое впечатление, что министр финансов говорит вовсе не о своем государстве.


“КТК” назвал этот бюджет словами депутата Квятковской – “контрацептивным”. Очевидно, потому, что в нем занижена доходная часть. Здесь уж внимание было сосредоточено на всех недостатках бюджета, вся вина за которые была полностью возложена на его авторов – правительство. В заключение индикативный план – основа бюджета – был назван “липой” и была выражена уверенность (с неким мазохистским оттенком) в том, что все равно правительство своего добьется в смысле утверждения бюджета парламентом. И здесь, к сожалению, они полностью правы.


Сулейменов и Хитрин вопреки ожиданиям не ушли в отставку, а получили как бы выговоры, испытательный срок и публично покаялись на пресс-конференции. “ХАБАР” осветил это весьма спокойно. “КТК” — с присущей ему всегда в этом вопросе особой агрессивностью.


Президентские выборы в США – о них сейчас не говорит только ленивый. Обе программы весьма уместно пошутили и даже позлобствовали по этому поводу. “ХАБАР” доходчиво объяснил суть системы президентских выборов в США. Подчеркнуты несовершенство и даже некая архаичность этой системы, неизменной уже более ста лет. Оба кандидата названы безликими, что совершенно справедливо. “КТК” говорил о найденных неучтенных бюллетенях, что так близко всем нам и понятно, и совершенно неожиданно отметил отсутствие на выборах “всеми горячо любимой” ОБСЕ. Последнее для нас совсем неясно – что же это за выборы такие без ОБСЕ.


Об очередной неудачной оптимизации в области образования. Речь идет о реформациях школьного образования в Алматинской области. Не совсем понятно, кто в этом виноват, ясно одно: опять пострадали учителя и, естественно, сами школьники. “ХАБАР” считает, что виноват областной акимат, но аким Нуркадилов признал свои ошибки и готов их исправить. Чиновники от министерства восстанавливают порядок. У “КТК” оказались виноваты практически все – и акимат, и министерство, но, похоже, Нуркадилов виноват больше всех.


Далее сюжеты не пресекались.


“ХАБАР” рассказал о том, что мажилис одобрил закон об экспортных ценах как средство борьбы с оффшорами. Попутно был подробно объяснен механизм ухода от налогов с помощью оффшорных компаний.


В заключение “ХАБАР” долго говорил “о пользе медицинского страхования”. Из сюжета можно сделать вывод, что бесплатной медицины больше не будет. А “эффект ФОМСа” вряд ли позволит восстановить доверие к страховой медицине. Идет явное лоббирование страховых компаний, занимающихся страховой медициной.


“КТК” все события подавал в свете обычной своей стойкой неприязни к правительству. Не нравится “КТК” власть (а кому она нравится?). Но в этот раз все промахи и ошибки правительства как-то уж явно проецировались на президента. К тому же в критике правительства стали проявляться некоторая навязчивость и оттенки склочности. Любой негативный сюжет заканчивается одним и тем же – виноваты чиновники из правительства. В позитивных же сюжетах обязательно указывается, что все хорошее делается не только без участия правительства, но и вопреки его козням. Так-то бы тоньше надо, а то устаешь от монотонности…