Сны правительства: сладко спать, да ужасно просыпаться!


Если послушать, как сами власти видят ситуацию в стране и ее перспективы, оценить даже не радостные цифры, а сам пафос, становится очевидным: правительство как бы грезит наяву, искренне считая, что бодрствует.


Обществу предлагается поверить, что период трансформаций успешно завершен, созданы все предпосылки для перехода к устойчивому развитию. По логике этого сновидения, нам теперь предстоит надстраивать новые этажи на уже построенный фундамент правового, демократического, социального, и так далее государства.


В экономике поставлена задача от года к году сокращать дефицит бюджета, увеличивать инвестиции в основной капитал, все больше и больше поддерживать внутреннего товаропроизводителя. И тогда производство, “стэп бай стэп”, будет становиться все эффективнее, а казахстанский народ – богаче.


В политической области, по мнению верхов, наша демократия развилась настолько, что штатского полковника Бектасова можно впредь не посылать на партийные собрания, и пора отменять выездные визы. По этой же логике, через пару лет мы дозреем до выборов сельских акимов, потом – районных, и так далее.


Короче, трудностей много, но процесс плавно идет на подъем, на вершине которого нас терпеливо поджидает сытый и элегантный казахстанский барс-2030.


Это верно, но лишь в том смысле, что реформенный период в Казахстане действительно завершен, и создана новая, обладающая внутренней логикой и относительной сбалансированностью политико-экономическая система, в целом имеющая определенный запас устойчивости.


Однако в этом и состоит сладкий сон наяву нашей власти, созданная система не способна к устойчивому развитию. Более того, она не может сполна решать даже неотложные проблемы государства и населения.


Потому что это — симбиоз рынка и административно-командной власти, что порождает антисоциальную, оффшорно-сырьевую, кланово-семейную, монопольно-непрозрачную, долларизованно-теневую, и прочее, прочее, а в совокупности – неоколониальную экономику.


Если СССР называли Верхней Вольтой с ракетами, то рыночный Казахстан под вертикально-административным управлением останется банановой республикой с полями для гольфа. И любой заокеанский неудачник, приехавший учить нас демократии и коммерции, будет иметь объективные основания испытывать к нам открытое сочувствие или скрытое презрение.


Пока экспортные цены растут, мы имеем то, что правительство именует экономическим ростом. Когда они остановятся, правительство, надо полагать, объявит, что мы достигли стабилизации. Но вот когда мировые цены на сырье, как всегда “вдруг”, начнут падать (а они начнут), в Казахстане опять начнется экономический спад. Политически его можно будет сгладить очередной заменой премьера, однако, повторим, запас прочности у системы не так уж велик.


Причем самой слабой частью всей властной системы, на которую как раз и приходятся основные дестабилизирующие воздействия и которая самим своим существованием порождает и провоцирует дестабилизацию, – это акимы и “акимчики”.


Кто делил землю по указу президента и в чьих руках ее оставляет “новый” Закон о земле? От кого президент ждал современное фермерство, а получил натурально-латифундистское село? От областных акимов и их районных наместников!


От кого президент требует развития малого и среднего бизнеса, а получает тотальный чиновный рэкет? От акимов городов и поселков!


На кого Астана рассчитывает опереться в отражении угрозы религиозного и нарко-экстремизма? Кто в глазах населения олицетворяет несправедливость и неэффективность власти? Кто первыми “сдаст” “глубинку”? Сельские акимчики!


Понимает ли эти опасности сама власть? Перефразируем великого Льва Николаевича: все демократические государства несчастливы по-своему, все авторитарные режимы одинаково счастливо спят вплоть до всегда позднего ужасного пробуждения.


Мало того, недемократические режимы имеют врожденную тягу к суициду. Подобно лунатикам, их тянет на самые опасные карнизы, где они и бродят с закрытыми глазами, покуда некто с другой крыши или из своей же группы “вдруг” не обернет сладкий сон в непоправимую реальность родственным толчком в спину…


Вот сжатый перечень основных вызовов, на которые нынешняя политико-экономическая система заведомо не имеет адекватно сильных ответов: наркотерроризм, “ваххабит-социализм” и делимитизация границ на Юге; перспективы “китаизации”, резкое ухудшение политических отношений с США с гарантией их дальнейшего осложнения после президентских выборов, набирающая обороты кампания изгнания “коррупционных” капиталов из западных банков, вопрос “русскоязычных” и сложные экономические отношения с Россией, надвигающийся кризис доллара и сырьевых цен и так далее — перечень можно продолжить.


А главное – все эти дестабилизационные вызовы, приходящие из вне, не столько сами по себе опасны, сколько опасно отсутствие у недемократической власти опоры в собственной стране.


Так что пора просыпаться!