О вакантной должности отца нации, или Как Всевышний оказался у нас в должниках

В мире казахской прессы

Занимательные-таки вещи происходят в казахской печати.


Разумеется, в меру своих возможностей она не отстает от русскоязычной, которая, по понятным причинам, по целому ряду параметров устойчиво одерживает верх — более разнообразная тематика, информационная насыщенность, меньшее оглядывание на разного рода авторитеты и т.д.


С одной стороны, это очень хорошо, наверное, потому как подобное сосуществование разноязычных масс-медиа неизбежно диктует некую состязательность, что побуждает догоняющую сторону включить в оборот неиспользованные ранее, скажем, ресурсы.


Таким образом, ныне казахская пресса достаточно интенсивно осваивает свою целину, представленную прежде всего в виде по-восточному экзотической сексуальной тематики. Взаимоотношения супругов, подробности их интимной жизни, всевозможные приключения любовного треугольника почти всецело волнуют сегодня сразу несколько изданий. Причем речь идет не только о нашумевшем «Айгаке» и его постоянно сексуально озабоченных «дочерях» — «Кызык газет» («Забавная газета»), «Айгак — Махаббат» («Айгак — Любовь»), но и о более импозантной «Адам ата — Кауа ана» («Адам и Ева») и газете «Дода», название которой, между прочим, отдаленно напоминает сцену противоборства во время национальной конно-спортивной игры кокпар (козлодранье). А какой это на самом деле кокпар и какие козлы там участвуют в весьма зажигательных постельно-спортивных играх — на все это можно, как говорится, получить квалифицированный ответ на вечно пылающих любовью и всевозможными секс-ориентациями страницах газеты. Но все же следует сказать, что наши несомненно талантливые, ищущие коллеги уже поняли, что на одном голом сексе далеко не уедешь, и используют его в основном как приманку для читателей, которые в последнее время подрастерялись при виде довольно значительного количества газетных названий. Словом, на привлекательном для многих сексуальном фоне разыгрываются и другие страсти — политические, экономические и другие, казалось бы, далекие от постельного «козлодранья» проблемы.


Впрочем, некоторые знатоки степного секса политику уже не видят вне половых контактов и навязывают «эту нашу сумасшедшую жизнь всего лишь великой мастурбацией (?) («Дода»», № 7, октябрь 2000 года). При любом отношении к автору данной порноконцепции Жану Естенбаеву, журналисту-сексологу, как он обычно себя представляет, можно в известном смысле понять его — человек погрузился, головой ушел в тематику, в силу чего воспринимает все окружающее только из глубин океана сексуальных страстей. Но остается лишь руками развести, когда таковую, казалось бы, достаточно греховную страсть обнаружишь у весьма солидных экс-президентов и не менее авторитетных ученых мужей.


Речь идет о бывшем президенте Академии образования А.Сейдимбекове, который под редакцией членкора НАН республики С.Каскабасова недавно выпустил в свет сборник «Казахской вульгарной лексики».


И, что еще интереснее, уважаемая молодежка «Жас Алаш» аккуратно, из номера в номер рекламирует эти эротические откровения доктора филологии, который, впрочем, не забывает также время от времени «налетать» на «гнезда порнографической распущенности, тлетворно влияющие на сознание подрастающего поколения». И получается, что мы в одном и том же лице имеем как поборника пуританской морали, так и яростного разрушителя тех же устоев. Что поделаешь, такова жизнь, и наши достопочтенные морализаторы иногда бывают вынуждены вести боевые действия сразу на двух фронтах — за секс и против секса. Словом, специфически сочетают приятненькое с полезным.


Но ведь не только половыми контактами жив человек. И в родной прессе то же самое — здесь уже есть свои довольно интересные аналитики, неплохо разбирающиеся в анатомии политической и экономической жизни общества и выдвигающие достаточно обоснованные гипотезы по тем или иным вопросам государственной важности. Таких, разумеется, немало, но в данном случае я хотел бы особо выделить Ахаса Тажутова, который всем обстоятельствам назло упорно и чаще всего успешно ведет свои лексикографические, журналистские и преимущественно экономического характера изыскания. Аналитик по призванию, ему в равной степени доступны источники не только на казахском и русском, но и на ряде западноевропейских языков. Именно в силу большой осведомленности в вопросах мировой политики и культуры он стал одним из редких двуязычных журналистов, чьи материалы украшают ныне страницы еженедельника «Туркестан».


А вообще, журналисты-билингвы заслуживают быть темой отдельного разговора, затеять который в пределах настоящей статьи мы, увы, не имеем возможности, но надеемся, что когда-нибудь все же вернемся к нему.


Что же касается других новшеств казахской прессы, то мы, оказывается, потихоньку осваиваем премудрости политтехнологий — в частности, выведения разного рода рейтингов. В «Мегаполисе» уже рассказывалось о «Простецком рейтинге» Кыдыралы Койтая («Жас Алаш», №№ 138, 139), в котором, если только нам не изменяет память, впервые в казахскоязычной прессе предпринята попытка проквалифицировать известных казахстанских политиков-оппозиционеров по степени их популярности. Не вдаваясь в подробности данного рейтинга, скажем, что он довольно интересен своими параметрами — когда и при каких обстоятельствах человек вступил в оппозицию, какова его политическая эволюция, подвергался ли он репрессиям за свои убеждения, какова степень его участия в разрешении известных конфликтных ситуаций и т.д. И надо отметить, что, несмотря на некоторую субъективность в выборе критериев и комментировании политических характеристик, данный рейтинг, по сути, обозначил собой новое направление в развитии казахской аналитической журналистики. Другими словами, на смену традиционной созерцательно-констатирующей форме анализа уже приходят более углубленные, социологизированные виды изучения общественно-политических процессов. И это вполне ясно говорит о том, что наши казахскоязычные коллеги все-таки стали больше уважать своего читателя, которого, как ни говори, уже не удовлетворишь разного рода нравоучениями.


Но, к сожалению, морализаторство и проповеднический тон, к которым наша пресса приучила читательские, как говорится, массы, не так легко сдают свои позиции. И, что примечательно, некоторые «властители душ» склонны связывать подобные пустопорожние монологи, где повествование начинается аж со времен Адама и Евы, с «эпическим характером казахского менталитета». Но надо полагать, что жесткие законы рыночной конкуренции, охватившие газетно-журнальную продукцию казахскоязычного пространства РК, в конце концов закончатся тем, что останутся не «сказочники» из эпического прошлого, а те, кому есть что сказать и, главное, как сказать. А пока мы зачастую довольствуемся разного рода восхвалениями в адрес отечественных небожителей, которые, наверное, в них и вовсе не нуждаются. И на фоне глубокого, нужно сказать, идеологического кризиса диссонансом звучит подборка стихов бесспорно талантливого поэта (и чиновника по совместительству) Улугбека Есдаулета, озаглавленная «Мен келемiн кудайды iздеп» («Ищу бога»), которую он опубликовал в еженедельнике «Алтын Орда» (№ 44, 17-23.10.2000).


Судя по изобилию небесного происхождения эпитетов, адресованных вполне реальному живому человеку в лице госсекретаря РК А.Кекильбаева, можно даже подумать, что поэт обрел-таки своего бога:


«Что бы мы сделали,

Родись он на век раньше

Или на век позже?

Дубрава, рожденная в Мангыстау,

Лелеет человечество своей листвой».


«Ты знаешь, что это имя —

Абиш Кекильбаев —

Это великое имя,

А он сам равен святому.

Пусть тот, кто ищет помощи

От великих святых,

Ночует там, где остались его следы».


В безудержном поэтическом экстазе автор удостаивает своего персонажа таких почестей, которые, может быть, и не снились покойному китайскому мудрецу Ден Сяо-пину: «Полмира может отпить глоток из его глубокого родника и тут же утолить жажду», «именно по нему измеряется державность казахская», «он удовлетворяет духовную жажду //президентов и мудрецов»// и т.д. По словам У.Есдаулета, выходит, что общество и правительство должны преклоняться Аллаху за то, что Абеке изволит находиться рядом с ними». Как говорится, тут комментарии излишни. И слава тому же Аллаху, что мы не живем в стране еще одного «богоподобного сына своего народа» Сапармурада Ниязова!


Между тем газета «Жас Казак» весьма озабочена поиском именно такого отца народа («Ж.К.», «Рухани эке, кайдасын? — Где же ты, отец духовный? 03.10.2000). И, что характерно, автор статьи Б.Тулепберген, довольно тщательно перечисливший вероятных кандидатов на сию вакантную должность, почему-то не упоминает среди них предмета восхищения У.Есдаулета. К тому же у него выбор весьма скуден (персонально названы фамилии лишь О.Сулейменова и Э.Габбасова, которые тут же раскритикованы), и, надо полагать, другие претенденты им оставлены, как говорится, за кадром. И горюет юный автор: «Осиротевшая нация вот-вот готова пуститься по миру. От кого ей, сиротинушке, теперь не достанется? Где же ты, отец духовный, держатель прометеева огня? Почему твой голос так слаб, твои деяния так медлительны?» Но он все-таки не находит его и в ярости повышает голос на самого Создателя: «Так за Всевышним числится наш долг — духовный отец!» Действительно, наверное, стоит гордиться такой страной, где патетически настроенные ее граждане при живом и всенародно избранном (до 2005 года) отце почему-то другого возвышают на божественный сан, а то и вовсе его не находят и записывают Верховного Отца в свои должники.


Кудай кешiрсiн. Да простит нас Всевышний. И пусть скорее к нам ниспошлет кого-нибудь из числа своих ангелов в качестве духовного отца. Должность пока вакантная…