Муж певицы — самый артистичный аким


Автокатастрофа, случившаяся на трассе Аральск-Ташкент у разъезда Майлыбас в самом начале ушедшей недели, стала одной из главных новостей прошедших семи дней. О гибели известной певицы Мадины Ералиевой, обладательницы оригинального голоса, сообщили практически все крутые таблоиды…


Из других личностей, чье имя в той или иной степени на неделе (точнее, в конце, когда выходят в свет “Караван” и т.д.) было на слуху, — Заманбек Нуркадилов, супруг другой известной эстрадной певицы, творческой соперницы Мадины – Макпал Жунусовой… Само собой, о Нуркадилове не дает забыть “Караван” (01.12.2000), продолжающий исследовать (а заодно и дискредитировать) деятельность акима во вверенной ему Алматинской области. В любопытном ракурсе обрисовал эту личность “АиФ Алматы” (48/2000). Журналист “АиФа…” Николай Халабузарь записал мнение доцента кафедры политологии Людмилы Адиловой, работающей над проблемой политического имиджа с 1991 года. По ее мнению, многие наши казахстанские политики создают себе лишь виртуальный имидж, да и то, основанный на формуле “народ все схавает”. Но в нынешнее время, когда у народа накопилась огромная обида на власти, не выполняющие свои патерналистские обязательства даже на имиджевом уровне, такая подача своего образа чревата поражениями. Наиболее гибким в этом отношении является Нурсултан Назарбаев, по классификации отнесенный к называемым “белым” лидерам. А вот “черным” лидером назван Нурлан Балгимбаев, “серым” — скудно изъясняющийся на великом и могучем Виктор Храпунов (несмотря на звание фестиваля-конкурса “Алтын Адам” — “Лучший аким”)… Зато в номинации “неоднозначный” лидер первенство одержал Заманбек Нуркадилов, который имеет артистическую натуру и сверхамбициозность (“голливудскую”?!). А вот новый тип политика в Казахстане связывают с Булатом Абиловым, которому даже дефект речи играет на руку в плане имиджа.


Современная казахстанская политология в общественном мнении сегодня наиболее широко представлена двумя молодыми лидерами. Один из них, Маулен Ашимбаев, является руководителем Института стратегических исследований при президенте РК, другой, Ерлан Карин, — руководителем Центральноазиатского института политических исследований. Оба на неделе дали обширные интервью – первый забил полосу в “Егемен Казакстан”, другой — страницу в “АиФ”. Но занимательнее выглядело интервью с Кариным, поскольку журналист Николай Халабузарь вместе с собеседником поднял вопрос о клановости, как устоявшейся компоненте внутренней казахстанской политики. Политолог указал, что многие решения, принимаемые властью, продиктованы зачастую не столько государственными, народными интересами, сколько “узкогрупповыми интересами” определенных кланов. Надо отметить, что “АиФ Казахстан” (равно как и приложение “АиФ Алматы”) давно не был таким насыщенным на непроходные материалы.


“Начнем с понедельника” (01.12.2000) сообщил своей аудитории печальную весть. Речь идет уже не просто о гонениях на газету, а том, что по иску президента Казахского ПЕН-центра народного писателя Абдижамила Нурпеисова главному редактору газеты Рамазану Есергепову грозит “год тюрьмы”. С юридической точки зрения эту историю рассудить весьма сложно, поскольку с этической точки зрения все равно наш народ не доверяет правоохранительным структурам и выводам судебной системы. Но на дворе стоит священный месяц Рамазан, и помимо бдений, связанных с постом, считается, что в это время мусульмане прощают друг другу обиды. Наверное, только у нас руководитель ПЕН-центра (ПЕН-центра!) может требовать голову руководителя газеты.


В “Доживем до понедельника” удивил публику неожиданным актом смирения “анфан террибль” и “бет нуар” казахстанской журналистики, “спецназовец” Эрик Нуршин. В кои-то веки он публично извинился! Извинения известного журналиста были адресованы известному юристу – Виталию Воронову, который когда-то был обвинен в связях со спецслужбами…


Одним из главных информационных поводов, по следам которых были даны репортажи, размышления, оказался новый праздник – праздник Выбора. Или, по-другому, “Выбор года в Казахстане”. Богатый урожай сняли “таймовцы”: отец виртуальной страны “Азиопия”, обозреватель Сапа Мекебаев признан “Лучшим журналистом”, а номинацию “Лучшая газета” тем временем выиграло “Время”. Из “толстушек” над фестивалем-конкурсом серьезно постебалась только “Республика-2000”. Многие замечания молодого журналистского дарования — Дастана Мукушева — точны. Впрочем, судя по статье владелицы издания Лиры Байсеитовой, а также по ряду других материалов в последнем номере газеты, эту фирму больше всего занимает глобальный вопрос, который условно можно назвать так: кто помирит “Первого” и “Второго”? Под вторым и прямо, и косвенно подразумевается кавалер ордена “Парасат” Акежан Кажегельдин. Одно не ясно — при чем тут кавычки и по первому, и по второму? И зачем ради красот стиля ударяться в искажение маленьких формальностей? Такой умной и публицистичной даме, как Л.Байсеитова, наверное, надо напомнить, что Вторым лицом в государстве, по Конституции, у нас значится не премьер-министр, тем паче убывший в отставку по состоянию здоровья, а спикер парламента. А тот и не думал ссориться с “ноль первым”… Но горцы — народ горячий, а горянки (так назвал ее автор ее же газеты. — Прим.) — и того горячее: может, и впрямь Лира кого-то сможет примирить?