Автокатастрофа, случившаяся на трассе Аральск-Ташкент у разъезда Майлыбас в самом начале ушедшей недели, стала одной из главных новостей прошедших семи дней. О гибели известной певицы Мадины Ералиевой, обладательницы оригинального голоса, сообщили практически все крутые таблоиды… Из других личностей, чье имя в той или иной степени на неделе (точнее, в конце, когда выходят в свет “Караван” и т.д.) было на слуху, — Заманбек Нуркадилов, супруг другой известной эстрадной певицы, творческой соперницы Мадины – Макпал Жунусовой… Само собой, о Нуркадилове не дает забыть “Караван” (01.12.2000), продолжающий исследовать (а заодно и дискредитировать) деятельность акима во вверенной ему Алматинской области. В любопытном ракурсе обрисовал эту личность “АиФ Алматы” (48/2000). Журналист “АиФа…” Николай Халабузарь записал мнение доцента кафедры политологии Людмилы Адиловой, работающей над проблемой политического имиджа с 1991 года. По ее мнению, многие наши казахстанские политики создают себе лишь виртуальный имидж, да и то, основанный на формуле “народ все схавает”. Но в нынешнее время, когда у народа накопилась огромная обида на власти, не выполняющие свои патерналистские обязательства даже на имиджевом уровне, такая подача своего образа чревата поражениями. Наиболее гибким в этом отношении является Нурсултан Назарбаев, по классификации отнесенный к называемым “белым” лидерам. А вот “черным” лидером назван Нурлан Балгимбаев, “серым” — скудно изъясняющийся на великом и могучем Виктор Храпунов (несмотря на звание фестиваля-конкурса “Алтын Адам” — “Лучший аким”)… Зато в номинации “неоднозначный” лидер первенство одержал Заманбек Нуркадилов, который имеет артистическую натуру и сверхамбициозность (“голливудскую”?!). А вот новый тип политика в Казахстане связывают с Булатом Абиловым, которому даже дефект речи играет на руку в плане имиджа. Современная казахстанская политология в общественном мнении сегодня наиболее широко представлена двумя молодыми лидерами. Один из них, Маулен Ашимбаев, является руководителем Института стратегических исследований при президенте РК, другой, Ерлан Карин, — руководителем Центральноазиатского института политических исследований. Оба на неделе дали обширные интервью – первый забил полосу в
“Начнем с понедельника” (01.12.2000) сообщил своей аудитории печальную весть. Речь идет уже не просто о гонениях на газету, а том, что по иску президента Казахского ПЕН-центра народного писателя Абдижамила Нурпеисова главному редактору газеты Рамазану Есергепову грозит “год тюрьмы”. С юридической точки зрения эту историю рассудить весьма сложно, поскольку с этической точки зрения все равно наш народ не доверяет правоохранительным структурам и выводам судебной системы. Но на дворе стоит священный месяц Рамазан, и помимо бдений, связанных с постом, считается, что в это время мусульмане прощают друг другу обиды. Наверное, только у нас руководитель ПЕН-центра (ПЕН-центра!) может требовать голову руководителя газеты.
В “Доживем до понедельника” удивил публику неожиданным актом смирения “анфан террибль” и “бет нуар” казахстанской журналистики, “спецназовец” Эрик Нуршин. В кои-то веки он публично извинился! Извинения известного журналиста были адресованы известному юристу – Виталию Воронову, который когда-то был обвинен в связях со спецслужбами…
Одним из главных информационных поводов, по следам которых были даны репортажи, размышления, оказался новый праздник – праздник Выбора. Или, по-другому, “Выбор года в Казахстане”. Богатый урожай сняли “таймовцы”: отец виртуальной страны “Азиопия”, обозреватель Сапа Мекебаев признан “Лучшим журналистом”, а номинацию “Лучшая газета” тем временем выиграло “Время”. Из “толстушек” над фестивалем-конкурсом серьезно постебалась только “Республика-2000”. Многие замечания молодого журналистского дарования — Дастана Мукушева — точны. Впрочем, судя по статье владелицы издания Лиры Байсеитовой, а также по ряду других материалов в последнем номере газеты, эту фирму больше всего занимает глобальный вопрос, который условно можно назвать так: кто помирит “Первого” и “Второго”? Под вторым и прямо, и косвенно подразумевается кавалер ордена “Парасат” Акежан Кажегельдин. Одно не ясно — при чем тут кавычки и по первому, и по второму? И зачем ради красот стиля ударяться в искажение маленьких формальностей? Такой умной и публицистичной даме, как Л.Байсеитова, наверное, надо напомнить, что Вторым лицом в государстве, по Конституции, у нас значится не премьер-министр, тем паче убывший в отставку по состоянию здоровья, а спикер парламента. А тот и не думал ссориться с “ноль первым”… Но горцы — народ горячий, а горянки (так назвал ее автор ее же газеты. — Прим.) — и того горячее: может, и впрямь Лира кого-то сможет примирить?