Ровно два месяца прошло со дня встречи Владимира Путина с соотечественниками, проживающими в Казахстане. Российские СМИ обошли молчанием эту встречу, и лишь немногие из газет сообщали о том, что во время визита в Астану российского президента он встретился с руководителями русских организаций. Между тем это событие имеет огромное значение не только для казахстанских русских, но и для большинства русских, проживающих вне исторической Родины. Впервые за все девять лет размежевания по национальным квартирам российский лидер нашел время для такой встречи, и это – свидетельство нового этапа отношений России с независимыми государствами на постсоветском пространстве. Несмотря на то, что встреча проходила в обстановке секретности (к примеру, на нее не были допущены даже российские журналисты, прилетевшие с Путиным), она имела огромный резонанс в республике. Участников встречи поразили осведомленность президента об их проблемах, интеллигентность и корректность высказываний. По словам Ольги Сармаковой, председателя Казахстанской ассоциации учителей русских школ, Владимир Путин заострил внимание на том, что массовая миграция русского населения обедняет Казахстан и невыгодна ему. Немало проблем порождает приток столь огромного числа соотечественников и в самой России. Поэтому необходимо находить “приемлемые для обеих стран способы решения приостановки миграции”. Судя по всему, российская сторона всерьез обеспокоена массовым потоком мигрантов. И сейчас принимаются все меры к тому, чтобы приостановить миграцию. В частности, за многие годы заработала правительственная комиссия по делам соотечественников под руководством вице-премьера Виктора Христенко. Председатель Государственной думы Геннадий Селезнев 13 октября издал распоряжение об утверждении состава Совета соотечественников при Госдуме. Разрабатывается программа по компактному переселению соотечественников в места, где остро стоит демографическая проблема и не хватает кадров. Готовится первый
Долгие годы в Казахстане делали вид, что никакого “русского вопроса” у нас не существует. Подобная политика привела к тому, что со дня получения суверенитета республику покинули, по данным председателя исполкома Ассоциации русских, славянских и казачьих организаций Геннадия Белякова, 2,5 миллиона русских. Данная цифра означает, что русское население страны уменьшилось почти в два раза. В своем письме президенту России Геннадий Беляков отметил, что русские покидают Казахстан из-за “неуклонно и настойчиво проводимого здесь курса на создание этнократического, мононационального государства “во имя казахов и ради казахов”. Государства, в котором не будет достойного места для русских – бывшего “старшего брата”.
Доктор политических наук Константин Сыроежкин считает, что “объективно “русский вопрос” существует, и на это не надо закрывать глаза. Просто надо видеть проблему и не только говорить о ней, но и решать”. Вслед за Геннадием Беляковым он считает, что не только экономические причины влияют на отъезд русских, но и неудовлетворенность своим положением, неуверенность в будущем для себя и детей. Ученый призывает не закрывать глаза на существующую проблему, а называть вещи своими именами.
Однако именно этого в Казахстане боятся. Официальные идеологи пытаются по-прежнему вести политику, направленную на замалчивание “русского вопроса”. А любые попытки лидеров русских организаций выразить протест по тому или иному поводу зажима русского населения объявляются деструктивными действиями, направленными на разжигание межнациональной розни, или пропагандой сепаратизма. Нельзя не вспомнить в этой связи, как весной этого года председатель “Лада” Виктор Михайлов подвергся резкой критике за предложение к присоединению к союзу Россия-Белоруссия. Еще раньше Михайлова с таким предложением выступил депутат мажилиса Исахан Алимжанов, однако депутата, да еще казаха по национальности не посмели тронуть (хотя в самом парламенте отдельные коллеги подвергли его обструкции). Зато Михайлова сразу же обвинили в попытке сепаратизма.
Даже встреча Путина с соотечественниками проходила под бдительным контролем со стороны администрации президента Казахстана и могла бы вообще не состояться, поскольку казахстанская сторона настаивала на приглашении на встречу “своих кандидатур”. Такая настойчивость вызвана тем, что казахстанские власти боялись, что лидеры русских организаций поделятся тем, что принято скрывать от российского руководства. На самом деле, как подчеркивают все участники встречи, беседа проходила в весьма корректной обстановке. Как подчеркнул Виктор Михайлов в интервью газете “Навигатор”, заранее было оговорено не жаловаться, а говорить о конкретных проблемах. Проблем между тем немало. “Казахизация” верхних эшелонов власти – самая малая среди них. Но нельзя не отметить, что не совсем нормально выглядит практическое отсутствие среди министров и в администрации главы государства русских и лиц другой национальности на фоне того, что республика является полиэтнической по составу населения.
Основной проблемой является непрекращающаяся миграция русскоязычного населения. Русские выезжают по многим причинам. Прежде всего потому, что промышленные объекты, на которых они трудились, простаивают много лет, и никто не предпринимает попыток к их восстановлению. В стране неуклонно снижается жизненный уровень, и это особенно больно ударяет по старикам, которые в надежде на лучшее пенсионное обеспечение переезжают в Россию. Большинство опасается того, что их дети не получат образование, поскольку образование в Казахстане все больше становится платным. В школах же сокращены программы по русскому языку и литературе, а исторические факты в новых учебниках искажены. К слову, эти причины назывались и на встрече с Путиным. И эти причины имеют место. В частности, в Павлодаре областная прокуратура потребовала закрытия филиалов российских вузов, а в Министерстве образования уже второй год подряд под надуманными предлогами не выдают лицензию Современному гуманитарному университету, хотя с просьбой об его открытии Госдума обращалась непосредственно к Нурсултану Назарбаеву и получила одобрение. В то же время имеется и другое отношение к миграции и к ситуации в стране. Студент одного из алматинских вузов, 23-летний Владимир, к примеру, считает: “Если человек не сумел создать здесь ту жизнь, которую хотел, то надеяться на то, что там ее ему создадут другие, бессмысленно. Нет смысла говорить о социальной защищенности, потому что мы все вышли из одного государства, и проблемы у нас общие. И не стоит говорить о более лучшем образовании в России. Если несколько вузов в Москве, Петербурге и Томске действительно выше по качеству обучения, это не означает, что и другие такие же”.
Продолжать страусиную политику и прятаться от накопившихся проблем становится просто глупо. Тем более что конкретные меры, принимаемые российским руководством, говорят о том, что положение соотечественников за рубежом становится одной из приоритетных задач нынешнего президента. Собственно говоря, это можно было понять и по его статье “Россия на рубеже тысячелетий” в Интернете в канун Нового года, которую можно смело назвать программным документом. Патриотизм и забота о конкретном человеке – одни из положений, выдвинутых в той публикации. Как мы сегодня убеждаемся, данные положения не остались словами, а находят вполне реальное воплощение. С этой точки зрения дальнейшее замалчивание “русского вопроса” и бездействие казахстанских властей может привести к самым непоправимым последствиям. Огромные территории республики останутся без населения, промышленные объекты невозможно будет восстановить без трудовых ресурсов. А Россия между тем получит высококвалифиированные кадры в науке, производстве, сельском хозяйстве. И тем самым решит не только нехватку трудовых ресурсов, но и поправит демографическую ситуацию, о которой заявлял Владимир Путин.
Но Россия сегодня объективно более заинтересована в том, чтобы русские оставались там, где живут. И для этого в Казахстане, например, предполагается создать совместные предприятия, организовать совместную образовательную сеть, включающую в себя школы, лицеи, гимназии, университеты. Во время визита Владимира Путина в Астану было подписано соглашение о создании СП в газовой промышленности и энергетике. Россия пошла на максимальные уступки Казахстану и в нефтяной отрасли. Так, приняты во внимание все требования Казахстана по разделу Каспийского моря и его правовому статусу. До 14 млн. тонн нефти увеличена квота пропуска казахстанской нефти по трубопроводам России. Будет закончено строительство ветки нефтепровода Атырау-Самара. На всех предприятиях, подчеркнул российский президент, будут созданы все условия, чтобы соотечественники имели возможность для достойной жизни. Главное, как заявил Владимир Путин, — “рассеять чувство тревоги и неуверенности в завтрашнем дне
”.В Казахстане же пока выражают заботу лишь об увеличении товарооборота между нашими странами, а конкретных действий по проблемам, обозначенным на встрече с Путиным, так и не последовало, хотя прошло уже два месяца. Лишь член совета соотечественников при Госдуме — председатель Усть-Каменогорского областного филиала республиканского славянского движения “Лад” Александр Шушанников выступил с инициативой организовать акцию “Первый эшелон”. В ходе акции решено осуществить компактный переезд в Россию детей целинников. Казахстанские власти об акции предпочитают не распространяться.
Между тем Россия имеет вполне конкретные рычаги давления на нашу республику. И не понимание этого означает недальновидность казахстанских властей. Например, введение экономических рычагов в виде повышения транспортных тарифов и таможенных пошлин. К этому надо прибавить, что и по Каспию все еще остаются некоторые недомолвки. Плюс долги Казахстана России. А еще нельзя сбрасывать со счетов такой фактор, как угрозы национальной безопасности Казахстану. Без действенной помощи российской стороны, обозначенной в договоре о коллективной безопасности, наше государство, к примеру, не справится с военной угрозой со стороны исламских боевиков. А то, что события Баткена могут случиться для Казахстана летом будущего года, прогнозируют многие аналитики.
…Депутат мажилиса Валерьян Землянов заявляет, что он — “казах русского происхождения” и у него одна Родина, и эта Родина не Россия: “Родина моя здесь, и боль моя здесь. Я болею за всех – и за казахов, и за русских”. Чтобы решить те проблемы, которые есть сегодня, парламентарий считает необходимой встречу двух президентов, на которой открыто говорилось бы обо всем. Он считает, что президент Назарбаев просто обязан встретиться с лидерами русских движений, выслушать их и принять предложения по устранению перекосов. Очевидно, необходимость в подобного рода встрече есть, нужна только политическая воля. Если не решить это сейчас, то на пороге нового века, а точнее, тысячелетия,
Казахстан рискует остаться один на один со своими проблемами.