Казахское телевидение. Штрихи вместо портрета

Обзоры событий уходящей недели на любом уважающем себя телеканале претендуют на звание “информационно-аналитических программ”. Другой вопрос – насколько они соответствуют этим претензиям…


В принципе, варианты таких программ на государственном и официальном языках должны если не копировать друг друга, то хотя бы демонстрировать идеологическое единство в освещении ключевых событий недели: именно в этом отражается информационная политика любого СМИ.


Более или менее это удалось программам “Жетi кун” агентства “Хабар” (на русском и казахском языках). Главным событием недели они обе посчитали встречу Нурсултана Назарбаева с иностранными инвесторами. Как известно, на ней зарубежным предпринимателям было указано, говоря военным языком, что “здесь вам не тогда”: от них потребовали более цивилизованного ведения бизнеса, на что иностранцы ответили принятием своего этического кодекса. Но если в русскоязычном варианте ведущий Асылбек Абдулов лишь вскользь упомянул о печально известном постановлении правительства № 100, предоставляющем льготы предприятиям, контролируемым Евразийским банком, то “Жетi кун” на казахском языке посвятил этой теме и лично г-ну Машкевичу отдельный обличительный сюжет. Также “прицепом” к главному событию недели оба “хабаровских” обзора сделали и скандальную эпопею схватки Нурлана Бизакова и канадской компании “Харриккейн карбонс”, что, в общем-то, вполне логично.


Затем оба обзора перешли к встрече парламентариев с президентом “Казахойла” Балгимбаевым, уличившим министра Школьника в трех случаях лжи. Но если г-н Абдулов на этом событии построил свои весьма интересные рассуждения о роли и месте национальных компаний в государстве вообще, то его коллега Арман Скабы-улы ограничился лишь констатацией фактов.


Обе программы “Жетi кун” торжественно известили телезрителей о том, что в сети борцов с коррупцией начала попадаться крупная рыба в лице прокурора района Алматы, заместителя районного акима и министерского чиновника. Но казахскоязычная программа не стала увязывать эти успехи непосредственно с персоной главы ДКНБ по Алматы и Алматинской области, как ее аналог на русском языке.


Однако дальше каждая из программ пошла своим путем. Казахский “Жетi кун” посчитал, что его зрителям гораздо важнее и интереснее знать, как живут наши соплеменники в Турции, оставив за кадром информацию о “беженстве” в США Талапкера Иманбаева, обвиняемого в разграблении приснопамятного ФОМСа. Хотя аналог передачи на русском языке привел довольно интересные факты об американской жизни беглеца, разыскиваемого Интерполом, а также рассказал о нелегкой судьбе автора гимна Казахской ССР Хаюма Мухаметханова. На фоне российских страстей вокруг музыки Александрова довольно уместно прозвучала и информация о том, что в будущем году наши мажилисмены рассмотрят вариант главной песни страны на слова Нурсултана Назарбаева…


Обзоры событий на КТК продемонстрировали полную творческую свободу журналистов этого канала: казалось, что программы “Шарайна” и “Портрет недели” существуют в абсолютно разных информационных мирах.


Встреча главы государства с иностранными инвесторами, отраженная в “Шарайне”, была упомянута в “Портрете” лишь мимоходом. Конфессиональный диалог, в котором принимали участие и такие известные деятели культуры, как Чингиз Айтматов и Мухтар Шаханов, талибская угроза и экспансия в Казахстан различных зарубежных сект взволновали только журналистов “Шарайны”. Так же как и финансовые неурядицы казахской газеты “Шалкар”, публикуемой на арабской графике и читаемой только оралманами из-за рубежа. Дополнили этот сюжет пересказы материалов из газет “Новое поколение” и “Жас Алаш”, упреки господ Жакиянова и Байменова в плохом владении государственным языком.


Что касается “Портрета недели”, то его больше заинтересовали конфликт Балгимбаева со Школьником и депутатами, возможное подорожание газа на юге страны и строительство Балхашской АЭС, а также коммерциализация РГП “Правовая информация”. Не был забыт и Талапкер Иманбаев, но фактаж посвященного ему сюжета был намного слабее “хабаровского” аналога, что, с учетом весовых категорий этих телеканалов, в общем-то, понятно.


Обычно в информационно-аналитических программах доминирует личность их ведущих: взять тех же Евгения Киселева и Сергея Доренко. Однако во всех упомянутых выше передачах ведущие исполняют роль тривиальных ведущих теленовостей, читающих подводки к сюжетам. На фоне этой безликости, особенно казахскоязычных “аналитиков”, можно отметить тягу к совершенствованию ведущего “Жетi кун” Асылбека Абдулова. Что же касается Сергея Волкова на “Портрете”, то его манера говорить “деньгами” вместо “деньгами” и употреблять словосочетания типа “по барабану” явно не компенсирует нехватку глубокого анализа рассматриваемых событий. После просмотра всех вышеупомянутых программ автора этих строк охватила ностальгия по тем временам, когда “Портрет недели” и “Жетi кун” вели, соответственно, Михаил Устюгов и Владимир Рерих…