В декабре 1986-го стихийно пели гимн “Мой Казахстан”

Ситуация с гимном в России возникла не сегодня. Она назревала давно, еще когда они приняли гимн без слов на музыку Глинки. В то время не нашлось людей, способных написать новый гимн, который бы удовлетворял ожиданиям людей, чтобы они почувствовали, что живут в новом государстве. Политики, к сожалению, не очень хорошо понимали эту ситуацию. Гимн — это музыка, которая воспринимается всеми. То есть коллективный настрой на некую единую волну. Конечно, не всего народа, но доминирующей его части. За прошедшие 10 лет так называемой демократии накопилась масса разочарований, уже нет того подъема, который Россия испытывала возле Белого дома. А именно тогда и мог родиться новый гимн. «Марсельеза» была написана за одну ночь и выразила тот порыв, который ощущали французы в тот момент, и этот гимн сопровождает французов уже 200 лет. Сейчас же Россия расколота, и нет ничего доминирующего, что могло бы сплотить людей. В качестве гимна рассматривалось – “Боже, царя храни”. Это монархический гимн. Но он несколько устарелый и не учитывает, что возврат России к христианству не носит массового и глубокого характера.


Я не знаю, какой Россия должна была избрать гимн, но я знаю, что она не должна была возвращаться к музыке Александрова. Этот гимн очень прочно связан с тем периодом России, который ушел навсегда. В одну реку нельзя войти дважды. Политики недооценивают роль музыки как массового кодировщика настроения. Нам нужно посмотреть, что будет в России после принятия гимна СССР. Будет рост тоталитарных настроений, будет возврат к коммунистическим фрагментам, будет раскол общества.


В вопросе с нашим казахстанским гимном задевает вторичность ситуации. Наша политика всегда копирует политику российскую. Это говорит о большом влиянии России на Казахстан. Нас, например, сегодня совсем не волнует проблема, скажем, китайского гимна, нам все равно, какой у них гимн. Связанность судеб России и Казахстана очень большая. У нас одна судьба, один менталитет, одна история. В Казахстане предлагается гимн Бекбулата Тлеуханова на слова нашего президента и песня “Мой Казахстан” на слова Колдоякова. Выбор должен осуществляться по воле народа (а эта воля зачастую невербализована). В декабре 1986-го ребята стихийно пели гимн “Мой Казахстан”. Они его пели как гимн времени, как гимн свободы. И тогда на взлете стихийно был сделан выбор именно этой музыки. И я для себя эту музыку считаю гимном. Песня Тлеуханова хорошая, красивая, но петь ее хором не будут. А лучше всего сейчас ничего не трогать – не время. Сегодняшний гимн никто не знает и не поет, но никого он и не возмущает. Сам процесс выбора нового гимна приведет к конфронтации общества.