Кто захотел сломать перо об эту каменную печень?

В Караганде попытались демонтировать крупнейший из оставшихся на территории бывшего СССР памятник Ленину

Ранним утром 12 декабря рабочие местной фирмы “Агроэнергосервис” начали демонтаж памятника основоположнику советского государства В.И. Ленину, расположенного на площади перед административным зданием Угольного департамента ОАО “Испат-Кармет”, которая до сих пор носит имя “50-летия Октябрьской революции”.


Что интересно, случившееся стало полной неожиданностью не только для горожан, но и для самой власти, представители которой, узнавая о происшествии от журналистов, неизменно делали удивленные глаза. В этот день аким Караганды Корней Изаак и его замы были просто недоступны для вопросов. Их телефоны хронически онемели. Руководитель аппарата горакимата Сабит Ахмеджанов подтвердил и без того наблюдаемый визуально факт демонтажа многотонного гранитного монумента, но категорически отказался комментировать данный факт.


Трудно представить, что подобное самоуправство происходит без ведома властей. Очевидно, строители, охраняемые полицейским патрулем, руководствуются устным приказом акима области или города. Им удалось соорудить перед 7-метровым монументом Ильичу строительные леса, произвести разметку углем мест стыковок блоков, из которых составлен памятник, а также забить в одно из мест стыковок строительный костыль. На этом демонтаж был приостановлен, так как происходящее стало привлекать внимание карагандинцев. К памятнику прибыли активисты областного филиала движения “Поколение” и коммунисты из незарегистрированного пока “непримиримого” обкома Компартии Казахстана. Общими усилиями пенсионеркам удалось отогнать от памятника строителей. А лидерам коммунистов -Толешу Кенжину и Виктору Жилибе — узнать, что руководит фирмой, якобы самовольно взявшейся за демонтаж, Александр Мартынов. Но дозвониться до него также не смогли.


Пока на возмущенные обращения коммунистов в акимат никто из его руководителей не реагировал, удалившиеся рабочие обещали вернуться к демонтажу Ленина ближайшей ночью. Поэтому стойкие ленинцы спешно организовали круглосуточный караул возле монумента. И продолжали привлекать к этому инциденту внимание властей, прокуратуры, общественности и СМИ.


До сих пор этот скульптурно-монументальный памятник остается самым крупным охраняемым государством гранитным памятником Ленину из всех памятников бывшего Советского Союза. В паспорте монумента указан его вес (800 тонн) и высота (12 метров). Он сделан из вечного розового гранита. Громадные блоки, из которых он, как из кубиков, составлен, плотно притерты друг к другу, а также спаяны внутренними железными стяжками и суперцементом. По словам специалистов, демонтаж такого сооружения требует специальных проектов, техники, навыков и займет несколько недель. Тем более нелепой и дилетантской выглядит попытка его демонтажа с помощью зубила и кувалды. Над монументом Ленину в начале 70-х работала группа архитекторов Караганды — Ф. Мордвинцев, И. Ефанов, И. Былинкин, В. Беликов и скульптор Ю.В. Гумель. Последний даже получил за этот памятник звание лауреата государственной премии.


Т. Тулеуов, начальник городской инспекции по охране памятников, пояснил нам, что исключить памятник из государственного списка памятников можно лишь в исключительных случаях. Эти случаи перечислены в Законе РК “Об охране историко-культурного наследия”. Например, “полное разрушение памятника культуры в результате стихийных бедствий или утрата историко-культурной ценности”. Решение вычеркивать тот или иной памятник культуры из республиканского списка принимает вовсе не аким, а только правительство РК. И то — после соответствующего заключения экспертов Минкульта.


На следующий день, 13 декабря, депутаты Карагандинского городского маслихата срочно собрались на свою 9-ю внеочередную сессию. Они хотели знать, кто дал незаконную команду, кто автор случившегося самоуправства? Сам демонтаж к тому времени, естественно, был прекращен. Но коммунисты, не доверяя властям, до сих пор несут возле него круглосуточную вахту, по очереди бегая зимними ночами в соседние подъезды — погреться. А на всеобщее обозрение горожан выставлен строительный костыль, наполовину вбитый в межплитную щель в памятнике в области “чуть ниже жилетки Ильича”. На торчащей части костыля видна какая-то проволока, которая питает подозрения коммунистов и обывателей в том, что внутрь памятника заложено взрывное устройство.


Выступивший на сессии заместитель акима Караганды Даулет Сарсенбаев (аким отсутствовал по уважительной причине) категорически заявил, что ни он сам, ни аким города не знали о планах демонтажа памятника и начале демонтажных работ. Что акимат Караганды “не принимал на этот счет никаких устных или письменных распоряжений, приказов” и т.д. Единственное, что он вспомнил, так это 2-месячной давности разговоры в облакимате о том, что неплохо бы в Центральном парке Караганды создать “аллею памятников истории”, куда можно было бы переместить все уцелевшие до сих пор монументы советской эпохи. Но, по заверению замакима, за этими разговорами не последовало никаких решений.


На резонные вопросы депутатов: что же это за власть, которая не знает, кто и что творит в городе, и кто является все же инициатором демонтажа 800-тонного памятника из розового гранита, чиновники ответили невнятной сумятицей, из которой следовало, что все случившееся — чей-то злой умысел. Несколько депутатов гормаслихата, сославшись на свои собственные расследования и расспросы рабочих, заявили, что демонтаж начат по инициативе акима Советского района города Ислама Тогайбаева, назначенного на эту должность акимом области Камалтином Мухамеджановым в сентябре этого года. Но присутствовавший на сессии заместитель акима Советского района Юрий Литвинов не смог ни подтвердить, ни опровергнуть данную информацию.


Сложилась парадоксальная ситуация отсутствия властной персоны, давшей команду на демонтаж памятника. А значит, ответственного за нанесенный ему ущерб (несколько кусков гранита от ударов кувалдой вылетели в том месте, где забит костыль, образовав брешь на поверхности памятника размером около 20 кв. см.) и за нарушение нескольких статей действующего Закона РК от 2. 07. 1992 г. “Об охране и использовании историко-культурного наследия”. Кстати, данный закон предусматривает уголовное наказание за самовольный демонтаж или перенесение памятников республиканского значения, предпринятое без соответствующих заключений экспертных советов Минкульта РК и решения правительства РК, на срок от 2 до 5 лет лишения свободы.


Депутаты решили обратиться в прокуратуру Советского района по факту чьего-то самоуправства и нанесения ущерба памятнику, находящемуся в охранном списке Госинспекции РК по охране культурного наследия в качестве памятника республиканского значения. Они же в решении сессии квалифицировали демонтаж памятника Ленину как акт вандализма, отметили бездействие акима Караганды и других местных исполнительных органов власти. А также поручили акиму Караганды провести служебное расследование в отношении “неэтичного поведения” акима Советского района и дать разъяснение обстоятельств случившегося акта вандализма в местных СМИ.


Общий же лейтмотив эмоциональных выступлений депутатов и реплик в кулуарах сессии можно выразить одной короткой фразой: “Власть в Караганде оборзела!”. Но, похоже, акимы с подобным утверждением не согласятся. Никто из них не осмелится взять на себя ответственность за эту не то дурь, не то провокацию накануне Дня независимости. И прокуратуре останется только одно: либо спустить это дело “на тормозах”, либо найти стрелочника. Например, в лице директора ТОО “Агроэнергосервис”.