Итоги года, итоги тысячелетия – благодатная тема для прессы накануне и после Нового Года

В этом смысле в стане казахскоязычной прессы к решению такой задачи наиболее системно подошли еженедельники “Туркiстан” и “Алтын Орда”.


Например, в последнем номере за прошлый год “Туркiстан” (23.12.00) рассмотрел правительство Касымжомарта Токаева на предмет “Что было на “Ять”? А что было на “Эх…”?”. Сначала за счет сравнительных характеристик предыдущих премьеров Терещенко, Кажегельдина и Балгимбаева была дана предыстория прихода на пост главы правительства Токаева, а затем автор аналитического материала Мухтар Жанузакулы подвел итоги правительственным достижениям и поражениям. К первым в числе прочих были отнесены: досрочное погашение части долга Казахстана перед МВФ на сумму 390,5 млн. долларов; расширение возможностей для привлечения очередных иностранных инвестиций; программа вице-премьера Д.Ахметова по импортозамещению; непростой, но достаточно конструктивный диалог исполнительной и законодательной ветвей власти, приведший к принятию бюджета. Список неудач, однако, оказался большим, чем удач: провал программы по борьбе с безработицей, обнародованной министром Николаем Радостовцем, который в конце концов ушел в отставку; продажа части госпакета в СП “Тенгизшевройл”; безрезультатная работа комиссии, которая должна была добиться прекращения продаж по демпинговым ценам казахстанской нефти; отсутствие существенных подвижек на фронте борьбы с коррупцией; депрессивное состояние казахского языка в качестве государственного; безмолвие либо неубедительные ответы правительства относительно тяжелых обвинений по прошлому и настоящему бюджету, выдвинутые депутатами С.Абдрахмановым и И.Алимжановым и т.д. Не ограничиваясь простым перечислением, М.Жанузакулы далее расшифровывает некоторые из них. Логичным выглядит и статья Галымжана Мелдеша, подверстанная под вышеуказанный материал, в которой журналист кратко рассмотрел последние перемещения в Кабинете министров и в стане акимов областного масштаба. Любопытны его наблюдения по Владимиру Школьнику, Уразу Джандосову и Серикбаю Даукееву. Последний своим острым противостоянием с президентом “Казахойл” Балгимбаевым показал себя с неожиданной стороны, т.е. чуть ли не защитником общенародных интересов. Появление в правительстве Джандосова, который оказывается тверже и принципиальнее “мягкого” Е.Утембаева, внесет, по мнению журналиста, новую струю в работу токаевского правительства. Что касается Даукеева, то он пришел на место Имангали Тасмагамбетова, с которым он, будучи министром по экологии, имел конфликт из-за “черной икры”. Но зато теперь: “Будем надеяться, что если весенняя трагедия с падежом каспийских тюленей вдруг повторитья, то С.Даукеев уж точно найдет пути решения этой экологической проблемы”…


Как итоги последних 7-8 лет в нефтяном секторе экономики можно рассматривать и великолепную по своей глубине и аналитичности статью о деятельности транснациональной нефтяной компании “Шеврон” в суверенном Казахстане, опубликованную также в предновогоднем номере “Туркiстан”. Благодаря именно таким статьям вновь начинаешь верить, что казахскоязычная пресса может быть вполне конкурентоспособной. В даной статье наглядно показано, как бездарно заключаются у нас контракты с крупными западными инвесторами, которые практически ничего хорошего не приносят государству, но зато приносят баснословные барыши компаниям, в данном случае — “Шеврону”. Мало того, контракт с “Шевроном” с тех самых пор вносит известное напряжение в отношения между Россией и Казахстаном. Вскрыта роль прессы (независимой русскоязычной прессы того периода-Прим.), которая в первой половине девяностых обеспечивала общественное мнение в пользу таких “ценных” иностранных инвесторов.


“Алтын Орда” (от 29.12.00) дала высказаться видным деятелям национальной литературы и искусства, а также политикам, давшим характеристику XX веку с точки зрения того, что он дал казахам, чем отметились сами представители казахской нации в ушедшем столетии. Например, высшим достижением казахов в XX вепке назван проявленный потомками кочевников героизм на фронтах второй мировой войны. В число казахов, достойных, по мнению реадкции “Алтын Орды”, называться “Человеком тысячелетия” вошли суфий Ахмед Ясави, летописец и ученый Мухаммед Хайдар Дулати, государственные деятели Толе би, Казыбек би и Айтеке би, ханы Керей, Джанибек и Аблай, музыкант Курмангазы, философ и поэт Абай, ученый, путешественник, первый казах, образованный по-европейски, Шокан Валиханов. В числе тех, кто достоин звания “Человек века”, редакция “Алтын Орды” номинировала Алихана Бокейханова, Ахмета Байтурсынова, Дину Нурпеисову, Мухтара Ауэзова, Нурсултана Назарбаева, Динмухамеда Кунаева, Каныша Сатпаева, Бауыржана Момышулы, Олжаса Сулейменова и Тохтара Аубакирова. Помимо этого кратко, но красочно и оригинально дана история основания и развития Казахского ханства и вклад каждого из ханов.


Первый номер “Жас казак унi” в наступившем новом году (от 05.01.01) назвал двенадцать персон, которые, по мнению газеты, стали в прошлом году первыми в своей профессии, в своих увлечениях. “Писателм года” назван Темирхан Мендеке (лауреат Госпремии РК в области литературы и поэзии за 2000 год ), “Певцом года” – Кайрат Байбосынов (тоже лауреат Госпремии РК за 2000 год), “Артистом года” — Азербайжан Мамбетов, главный режиссер столичного драмтеатра, “Просветителем года” –Нургали Мамыров, ректор Академии управления (бывший институт народного хозяйства), “Бизнесменом года” – Еркин Калиев, особенно отмечен его вклад в улучшение демографической обстановки, т.к. он двум тысячам матерей, родивших детей в канун 2000 года, оказал существенную материальную помощь, “Меценатом года” – Булат Абилов, основатель номинаций призов “Тарлан”, “Сенатором года” – Мухтар Кул-Мухаммед, за законотворческую деятельность и поддержку акций поднимающих дух нации, “Депутат года” – Оразалы Сабденов, депутат мажилиса, “Аким года” – Имангали Тасмагамбетов, “Министр года” – Зейнулла Какимжанов, “Политик года” – Сейдахмет Куттыкадам, этой номинации удостоился за то, что и в политике, и в сауне вел себя “горячо”, “Спортсмен года” – Бекзат Саттарханов, ярчайший боксерский талант, первый казах суверенного Казахстана, ставший олимпийским чемпионом…



Интриги ушедшего года


В канун наступления Нового года газета “Ана тiлi” опубликовала два пространных материала, суть которых сводится к восхвалению акимов двух областей – действующего, Серика Нургисаева (Кызыл-Ординская область) и только что покинувшего акимское кресло Имангали Тасмагамбетова (Атырауская область). Хвалу пропели известные литераторы – Абдижамил Нурпеисов и Рахымжан Отарбаев. В одной из этих статей без поименования была задета (по всей видимости) одна из крупных республиканских газет. Ответ прозвучал незамедлительно. Если пресловутый номер “Ана тiлi” вышел в свет 28 декабря, то уже 30 декабря “Жас Алаш” в рубрике слухов “Гу-Гу…” написал: “Говорят, один главный редактор, заглотнувший “подарки” от одного-двух акимов, готов ради этого в своем усердии поднять собственный подол…”. Но уже в посленовогоднем номере “Жас Алаша” (04.01.01) целую полосу заняла поэма Иран-Гайыпа “Могила Коркута”, посвященная Коркуту, мифологическому персонажу тюркских народов (например, у азербайджанцев есть сказание “Коркут-деде”. — Прим.). Поэму же предваряет пышное посвящение автора поэмы, обращенное к имени… Имангали Тасмагамбетова. Только у нас поэты, обращаясь к нетленным именам, могут совмещать их с преходящими именами… Но здесь надо отдать должное коварству “Жас Алаша”, тонко “отыгравшего” “назад”.



Цепкие объятия прошлого


Закончился век. Но прошлое не отсекается календарными порогами. “Алтын Орда” опубликовала записки Курала Токмурзаулы (Токмурзин), литератора родом из Западного Казахстана. Автор записок описывает в них историю появления в 1984 году в еженедельнике “Казак әдебиетi” (“Казахская литература”) одного фельетона, посвященного персоне самого автора записок и поэту Отежану Нургалиеву. После этого фельетона состоялось собрание Союза писателей Казахстана, на котором было решено вывести из членства Союза К.Токмурзаулы, а О.Нургалиеву объявить строгий выговор. В данном случае интересна не сама причина оргвыводов, а та картина, которую нарисовал К.Токмурзаулы. В весьма неприглядном свете показаны Олжас Сулейменов, Габит Мусрепов, Альжаппар Абишев, Сайын Муратбеков, Сагат Ашимбаев и другие. Эти люди интриговали против выходцев из Младшего жуза: “Мать моя – из Старшего жуза, отец – из Среднего жуза, приемный отец – из Младшего жуза. Я для всех жузов родной, язык мой русский”, – так красочно говорил Олжекен, но он всегда больше всех почему-то недолюбливал младшежузовцев”. По словам автора записок (датированных 1994 годом), он сам и О.Нургалиев стали жертвой войны, которую открыли представители большей частью Среднего жуза против писателей, выходцев из Младшего жуза. Своеобразно рассмотрены автором и последствия событий 1986 года. Он убежден, что на волне реабилитации участников декабрьского потрясения непомерную ношу вины взвалили на Закаша Камалиденова, идеологического секретаря ЦК Компартии того времени. Автор говорит, что он нисколько не защищает З.Камалиденова, но его одного винить во всех смертных грехах по крайней мере необъективно. В этом он усматривает опять=таки инспирированные вещи – ведь З.Камалиденов тоже выходец из Младшего жуза. Иными словами, К.Токмурзаулы весьма красочно описал жестокий трайбализм, который царил в те времена в писательской среде. Нетрудно предсказать, что эта публикация не останется без ответа и в каком=нибудь другом, не западноказахстанском издании, каковым является “Алтын Орда”, мы узнаем подробности того, как нехорошие младшежузовцы интриговали против выходцев из Среднего жуза. Как бы то ни было, публикация “Алтны Орды” подтверждает и одновременно итожит, что угли трайбализма еще поддают жару, и эта внутриказахская проблема бодро переходит из века в век.



 


Принц казахского бокса остался в XX веке…


Ни одна из газет не обошла трагическую гибель олимпийского чемпиона по боксу двадцатилетнего Бекзата Саттарханова. Одно из значений слова «Бекзат» – это Принц. И Бекзат был поистине принцем казахского бокса, в одночасье ставшего любимцем своего народа.


“Жас Алаш” (04.01.01) поместил на первой полосе фотографию погибшего в автокатастрофе чемпиона. Приведены щемящие слова ветеранов казахстанского спорта: Абдусалама Нурмаханова, известного в прошлом боксера-тяжеловеса: “Сглазили паренька. Что тут еще скажешь? В двадцать лет стать победителем Олимпийских игр – это редчайшее достижение”, Жаксылыка Ушкемпирова, первого казаха, победителя Олимпиады (он вместе с Шамилем Сериковым выиграл борцовский турнир Московской олимпиады): “Мы лишились величайшего таланта. Не могу даже высказать ту горечь, которая отравила меня”, Даулета Турлыханова, прославленного борца, неоднократного чемпиона мира и СССР: “Слава первого казаха боксера, который выиграл Олимпиаду, будет передаваться из поколения в покление. Но, к великому сожалению, сегодня тебя не стало…Неужели это рок судьбы или это мы тебя не смогли сохранить?..”.


Тема “Мы не смогли тебя сохранить” прозвучала и в “Казак эдебиетi” (05.01.01), где известный спортивный журналист, справедливо считающийся после покойного Сейдахмета Бердикулова лучшим казахским журналистом в этой области, Несип Жунисбайулы, выступил с целым очерком, который можно охарактеризовать как реквием… По признанию самого Несипа, его подвигли взять в руки “калам” (т.е. перо) слова поэта Аселхана Калыбекова, сказанные им вперемежку с горючими слезами на похоронах принца казахского бокса: “Ох, крепки же объятия нашего народа, три месяца мы обнимали Бекзата и, в конце концов, убили его!”. Журналист пишет, что днем и ночью празднуя и чествуя великую победу Бекзата, мы забыли что он почти еще ребенок и вообще: “Разве наши предки не прятали от лишних взоров тулпара как до байги, так и после нее?”.