Обратная сторона ваххабизма

«Собирайте против них силы, сколько сможете»


Коран. Сура “Энфаль”, аят 60.



Вот уже два года наше постсоветское центральноазиатское общество живет с новеньким для него словечком — ваххабизм. Появившись в качестве довеска к пропагандистской кампании В.В. Путина и фактора напряженности в Центральной Азии, это понятие даже стало несколько популярным на южных рубежах бывшего Союза. Аналитики и журналисты, истосковавшись по новым темам, горячо схватились за ваххабизм, обнаружив в нем простор для творчества. Естественно, нередко муки творчества рождали абсурдные определения ваххабизма, очень далекие от его истинной сути. Это послужило поводом для возникновения различных мифов и домыслов. Главные из которых:


  • ваххабизм есть чистый ислам.

Ничего подобного! Как секта, ваххабизм впервые упоминается в 1730 году, т.е. спустя 1143 года после возникновения ислама. Вспомним историю и мировую политическую коньюнктуру на тот момент. На Ближнем Востоке, в Иране и в Северной Африке безраздельно властвовала Османская империя, граничащая на востоке с Индийской империей, принадлежавшей тюркам-бабуридам, которые исповедовали ислам. На самом Западе Европы собирала силы и вынашивала, после покорения Америки, дальнейшие имперские планы Англия. Взоры детей Джона Буля были обращены на восток, в Азию. Но продвижению туда как раз-таки мешала Османская империя. Военный потенциал ее во много раз превышал английский, а алжирские корсары, имевшие лицензию турецкого султана, не давали кораблям Владычицы морей спокойно бороздить просторы Средиземноморья. Для скорейшего проникновения в богатые страны Востока правителями Англии было создано министерство по делам колоний (Secretary of state for the Colonial departament). Интересно то, что из восьми высших руководителей этого ведомства только один назначался палатой общин английского парламента. Остальные были постоянны и не менялись даже со сменой правящей партии.


Основным препятствием для проникновения Великобритании на Восток была и оставалась Османская империя. Английские стратеги методично прослеживали все процессы, происходящие в турецком государстве. Кровопролитные войны османцев с Россией были всего лишь реализацией геополитических интересов Англии. Но эти ходы оказались незначительными для разрушения Османского государства. Поэтому министерство по делам колоний выбрало более оптимальный вариант — поддержку сепаратизма. Но и эта идея трудно подходила для мусульманской страны, многонациональное население которой воспитывалось, согласно канонам ислама, в покорности властям и следовало завету пророка Мухаммеда: “Все мусульмане — братья”.


Единственные, кто с трудом признавал власть османцев, были арабы, проживающие на территории нынешней Саудовской Аравии. Они считали себя наследниками Великого арабского халифата и не желали над собой иной власти, кроме арабской. Но для отделения от турков им требовалась мощная идеология на религиозной почве.


В конце 20-х — начале 30-х годов XVIII века в городе Нежд объявился относительно молодой ученый-богослов Мухаммед Абдель бен Ваххаб. Он проповедовал идею истинного ислама и использовал ее как идею освобождения арабов из-под власти Османов. Его партнером по политической части стал командующий арабскими формированиями в военно-морских силах Турции адмирал Мухаммед бен Сууди. Великобритания сразу же поддержала начавшиеся поползновения. Благодаря английским стратегам учение Мухаммеда Абдель бен Ваххаба получило дальнейшее развитие и обрело черты экстремистского направления ислама. Имя ему было дано ваххабизм.


Англия, оказывая идеологическую помощь, не забывала и о военной поддержке. Сепаратистскому ваххабитскому правительству был предоставлен оружейный кредит и “проданы” в рабство одиннадцать английских офицеров, хорошо знавших арабский язык и полевые военные действия. В Османской империи назрел развал.


Кстати, в странах исламского Востока имеет распространение книга некоего М. Сыддик Гюмюша “Откровения английского шпиона” турецкого издательства “Хакикат” (www.hakikatkitabevi.com). Мнения выраженные в этой книге, довольно субъективны, но интересно одно — автор утверждает, что ваххабизм полностью создан англичанами, а именно при тесном содействии агента Министерства по делам колоний Хемпера (имя не сообщается). Там же утверждается, что для развала Османской Турции туда были засланы порядка пяти тысяч шпионов, которые на протяжении нескольких лет должны были изучять местные обычаи, язык, каноны ислама, раствориться среди населения и стать своего рода пятой колонной. Автор пишет, что и Мухаммед Абдель бен Ваххаб и Мухаммед бен Сууди были всего лишь марионетками в руках английского агента Хемпера.


Здесь же упоминаются основы ваххабизма:


  1. Аллах — материальное существо, у него есть руки, лицо и т.д.

  2. Священный Коран истолковывается так, как его понимают.

  3. Отрицаются проповеди и поучения асхаба (крупного ученого-богослова).

  4. Отрицаются знания ученых-богословов.

  5. Утверждается, что следующие любому из четырех мазхабов (направлений ислама) — кяфиры (неверные).

  6. Все, кто не исповедует ваххабизм — кяфиры.

  7. Все, кто молится, уповая на пророка Мухаммеда — кяфиры.

  8. Все, кто полагается на кого-либо, кроме Аллаха — мушрики (идолопоклонники).

  9. Вся история народов до принятия ими мусульманства отметается.

  10. Все, кто приносит в жертву животных во имя кого-либо, кроме Аллаха — мушрики.

Автор более чем уверен в том, что ваххабизм создали англосаксонские империалисты. Тем более что в некоторых аспектах он напоминает материализм католических и протестантских традиций, нежели духовность ислама.


Возможно, это и так, думаю, что англичане, доминировавшие на тот момент в западном мире, вряд ли пропустили бы мимо себя столь удобную технологию, как ваххабизм. Тем более что она была применена ими в конце XIX века в Индии. В этой стране на тот момент вновь разгоралось движение за независимость, и естественно, что Великобритания не желала терять столь лакомый кусок. Неоднократный вице-король Индии Джон Стреч писал: “Все, что делается для достижения господства и разжигания розни, соответствует политике нашего государства. Самой большой помощью нашей политике в Индии является то, что здесь бок о бок находятся два врага”. Внедренный ваххабизм расколол страну Ганди на три страны — Индию, Пакистан и Бангладеш. И все они находятся под влиянием англосаксонцев — соответственно, Великобритании и США.


Ваххабизм как технология применялся не раз для нагнетания напряженности в тех регионах Азии, где интересы супердержав трудно реализовывались. Наглядный пример — Узбекистан, который со времен получения независимости не очень-то желал идти на поводу Дядюшки Сэма. И янки, не долго думая, нашли слабое место в режиме Каримова — им оказалась чрезмерная религиозность узбеков. Отряды Джумы Намангони, снабженные ваххабитской литературой и оружием на американские деньги, ринулись в Узбекистан, по дороге нечаянно сцепившись с кыргызским воинством. Конечно, было бы наивно предполагать, что горстка ваххабитов имела бы военный успех, но нервы Исламу Каримову потрепали здорово. Да так, что ему уже приходится серьезно призадумываться о постепенном повороте своей политики с Востока на Запад.


Чрезмерное сближение Казахстана с Россией за последний период может так же вызвать и уже вызывает недовольство США. И американские стратеги вполне могут принять решение о нагнетании напряженности в нашей стране. Не думаю, что казахского Намангони не найдется, тем более что на юге люди у нас живут горячие плюс социальная бедность населения и отсутствие какой-либо действенной государственной идеологии.


Но, с другой стороны, с ваххабизмом супердержавы могут прогадать. Приход экстремистского ислама может привести Казахстан к полному развороту в сторону России. Тем более что на протяжении почти 200 лет пребывания казахов под пятой северного соседа потомки номадов привыкли считать центром исламского знания Казань, а не Эр-Рияд или Тегеран. Так, что в приходе вооруженных групп ваххабитов в Центральную Азию и Казахстан усиливающаяся на глазах путинская Россия заинтересована так же, как и янки. Так что, возможно, уже в следующем году ваххабитские группы по дороге в Узбекистан могут случайно загулять и к нам. Недаром на последнем саммите глав государств Центральноазиатского союза основное внимание было уделено именно военным действиям в Узбекистане и Кыргызстане. Президент Назарбаев даже высказал полную готовность предоставить этим странам военную помощь, в том числе и солдатами. Правильно, лучше уж воевать с врагом на чужой земле, нежели допустить его к себе.


Что же, на все воля Всемогущего и Всемилостивого Аллаха.


“О Аллах, даруй нам в ближней жизни добро и в последней добро” (сура “Бакара”, аят 201).


Аскар Умаров,


идеолог оркомитета движения “Ар”