|
Фантастическое составляет сущность действительности. Федор Достоевский Нигде в постсоветском пространстве, как в России и Центральноазиатских государствах не стояла так остро проблема преемственности власти. Но если Россия сумела решить эту проблему, то в Центральноазиатских государствах перспективы ее решения становятся все более неопределенными, что не может не тревожить из-за возможных непредсказуемых последствий. Возможно поэтому передовые казахстанские умы уже сегодня ставят, пусть и абстрактной форме, проблему преемственности и предлагают свои методы и методологии ее решения. Например, Нурлан Амрекулов в своем Конечно, каждый человек, о чем бы и о ком бы он ни говорил, он в конечном счете говорит о себе, в том числе и о своей этнической принадлежности. Кажется, что Амрекулов этого не только не избежал, но в отличие от многих других казахов-ученых он не выводит из этого факта все остальные закономерности развития общества и природы, а наоборот, видит себя органической частичкой последнего. Но вовсе не пассивной абсолютно! Иначе говоря, мировоззренческим основанием предложенной концепции Амрекулова является объективизация казаха , который является активным субъектом-этносом. И одновременно, диалектичекий инструментарий доктора философии позволяет ему обнаружить и высветить для нас основные и существенные связи между казахским и другими этносами, а также координационные, интеграционные и субординационные отношения между этими этносами, где положение главного этноса (по субординации?), вне всякого сомнения, принадлежит казахскому этносу, о чем свидетельствует следующее видение Амрекулова: “Сегодня мы уже не рабы, мы — наследники идеалов Чингиз-хана, попавшего в десятку лиц второго тысячелетия как созидатель бескрайней государственности «лучших и для всех». Именно эта разумная справедливая государственность, терпимая к этнокультурному, этническому и конфессиональному плюрализму, как никакая другая подходит нашему мультикультурному, поликонфессиональному и полиэтничному Казахстану. И лишь на пути созидания народного единства и счастья мы вырвемся из пут неоколониализма, проложим путь всему тюркскому элю и всей угнетенной мировой колониальной периферии, воссоздадим свободное евразийское пространство и в третьем тысячелетии на новой гуманистической основе возродим славу «Потрясателя Вселенной»”.Конечно же, некоторые поверхностные критики не преминут поспешить упрекнуть Амрекулова в том, что, например, представители русского этноса вряд ли посчитают себя наследниками идеалов Чингиз-хана и поэтому в этом воззвании Амрекулова читается между строк, что для русских либо нет места в подобном Казахстане, либо они должны коренным образом пересмотреть свою отношение к исторической роли Чингиз-хана — “потрясателя вселенной” и таким образом добровольно и с радостью если даже и не стать “наследниками идеалов Чингих-хана”, то с готовностью и пониманием подчиниться таковым. А еще лучше – прямым потомкам чингизидов, которых казахстанские ученые уже должно быть накопали с эшелон, как когда-то даже эшелона не хватало для того, чтобы в них поместить кресты, на которых распяли Христа. Конечно, если Казахстан по-Амрекуловски будет “потрясать вселенную” знаниями, культурой, демократией, богатством и силой, то никуда казахстанские русские не уедут. И в этом, то есть в подобном воображении, Амрекулов не только безусловно прав, но и справедлив. Хотя и не суров! И одновременно мы видим, что подобное утверждается Амрекуловым вовсе не потому, что он сам — казах и поэтому говорит только о себе, и не потому, что он – казахский националист (или шовинист?), а потому, что он видит, что в нынешней казахстанской действительности только окончательное решение “казахского вопроса” является всеобщим решением.В связи с последним Амрекулов предлагает и конкретную методику решения проблемы будущности Казахстана (читай, преемственности власти), суть которой заключается в том, чтобы формально-юридически объективизировать то, что уже существует содержательно-объективно. То есть легализовать всё и вся, в том числе не только теневой капитал, но и существующие феодально-абсолютистские политические порядки. Но – диалектически, сочетая это с модернизацией и цивилизованностью. И не формально, как это сейчас обозначается казахстанскими властями, а содержательно. И тогда можно будет, с одной стороны, распространяя семейные отношения на государственные (государство – большая семья, или “большая семья” – государство?), а с другой стороны, совмещая феодальный абсолютизм с “современной рыночной демократической цивилизацией”, добиться национальной, социальной, политической и других гармоний безо всяких революций и потрясений (лишь бы не было войны?!).Но это предполагает и “чингиз-хановскую” кадровую политику, которая отбирает на руководящие посты не “племянников”, а достойных. Далее. Амрекулов не говорит о следующем, но это само собой разумеется, что вышеупомянутое не ущемляет, естественно, и права чингизидов. То есть сочетание сохранения власти чингизидов со службой у них только достойных (в том числе и инородцев?!). Вот тогда-то и будет обеспечена стабильность и преемственность власти! Думается, что Амрекулов, хотя и не говорит прямо, но контекстуально, за всеми его призывами сохранить современный феодально-абсолютистский статус-кво и сочетать его с чингиз-хановскими идеалами, так и проступает если не утверждение о том, что нынешний казахстанский президент является прямым потомком чингизидов, то громадное желание видеть действительность именно таковой. И настолько громадное, что – если действительная реальность не соответствует этой виртаульной реальности, то нужно… изменить реальную действительность. Думается, что в сегодняшнем Казахстане многие серьезно думают, что если Нурсултан Назарбаев и не является чингизидом, то это надо придумать! И по большому счету, это не было бы ни подтасовкой научных фактов, ни политическим обманом, ни подменой реальной действительности виртуальной. Как говорила когда-то буржуазная философия, — которую с коммунистических позиций критиковал В. И. Ленин, — ощущение всему голова, всему истина! И сегодня, когда с буржуазных позиций мы критикуем Ленина, мы можем прямо сказать, что если казахи ощущают своим, так сказать, нутром, что Нурсултан Назарбаев является чингизидом, то так оно и есть на самом деле, таковы должны быть ответы в конце задачника по казахской истории. И поэтому специально повторимся, что если Нурсултан Назарбаев и не является чингизидом, то это надо придумать!Последнее не существует в явном виде у Амрекулова. Но оно же и является не только отсутствующим элементом в его концепции, но и необходимым звеном в логической цепи его концепции, которая без этого звена предстает как бы в разорванном виде. Но эта логическая цепь в разорванном виде предстает только перед теми, кто не сумел увидеть в неявном виде наличие этого необходимого звена в самой логике амрекуловского изложения. Политики и народ, в отличие от докторов философии, нередко впадают в скуку или в состояние крайнего нетерпения от длительных абстрактных разговоров. Нельзя ли покороче, поконкретней! — говорят они. Что же, попробуем! Сегодня только ленивый не пытается перебирать по персоналиям варианты преемников казахской власти. То, что в научном виде предлагает Амрекулов, во многом, а самое существенное, в главном, уже существует де-факто, как в области поисков приемлемого варианта преемственности власти, так и в области историографии. Поэтому, относительно преемственности, и народ и политики сегодня “соглашаются” с тем, что альтернативы назарбаевской династии нет . Что же касается различного рода побочных “продуктов Назарбаева”, то они годятся в конечном счете только как продукты и то в зависимости от своей свежести (и чтобы эти продукты ранее не были употребленными в пищу, иначе это и не продукт вовсе, а удобрение). Если же говорить серьезно, то эти “продукты” годятся максимум на то, чтобы стать правой рукой чингизида во власти.
Теперь проблема – за чингизидами. И если не должно возникнуть особой проблемы с тем, чтобы идентифицировать Нурсултана Назарбаева как чингизида, то уж наверняка такая проблема возникнет с определением чингизидства у возможных его преемников. Но не будем зацикливаться на чингизидах. Но при этом мы все равно не сможем отрешиться от казахстанской реальности и казахского менталитета. В этой связи не может быть и речи, чтобы преемником Нурсултана Назарбаева стала бы одна из его дочерей, хотя, справедливости ради следует отметить, что дочки у него очень воспитанные и толковые. И к тому же красавицы. Но для казахского менталитета, это — хотя и необходимо, но недостаточно. Не приемлем для казахов и какой-либо зять правителя в качестве преемника власти. “Зять любит взять”! – эту казахскую поговорку очень любят повторять и другие народы. Наверное, не только из-за ее удачной литературной формы, но и из-за истинности ее содержания. Вообще-то проблема зятьев – это не только казахская проблема, это проблема общая. Достаточно вспомнить зятьев короля Лира, политическая психология которых так гениально была описана Шекспиром. Феномен же “короля Лира” в казахстанским условиях может вылиться в лучшем случае в трагикомедию… Но при всем этом, у нас нет никаких претензий к самим зятьям в личностном отношении. Каждый из них пока очень даже старается на доверенном ему посту. И у них вроде бы и неплохо получается. Некоторые аналитики полагают, что Нурсултан Назарбаев может сохранять власть до тех пор, пока не вырастет соответствующий его внук, которому можно дать и свою фамилию. Но и это маловероятно из-за временной протяженности и отсутствия все-таки внуков по мужской линии, то есть нет прямой династийной наследственности. Что же касается различного рода “продуктов”, а каждый сегодняшний казахстанский чиновник – это “продукт Назарбаева”, то, во-первых, все они, как минимум, по одному разу уже были употреблены в пищу, а во-вторых, они – не того калибра, каким должен быть правитель. Поэтому для них президентское кресло всегда будет настолько великоватым, что они постоянно будут натирать себе мозоль на рабочем месте, что не будет давать им возможность спокойно сосредоточиться на решении государственных проблем. Что же нам-казахам, так и умирать от такой безысходности в преемственности!? Вовсе нет! Так как есть родной брат Нурсултана Назарбаева -–Болат Назарбаев .Наверное, не только я один, но и многие мои соотечественники, увидев телевизионную передачу про Болата Назарбаева воскликнули “Эврика!”, то есть нашел… Нашел выход из кажущейся тупиковой ситуации в преемственности власти. И действительно, во-первых, если Нурсултан Назарбаев является чингизидом, то по определению, и Болат Назарбаев является таковым. Это вам – не какой-нибудь зять или “продукт”! Во-вторых, если же Нурсултан Назарбаев не является чингизидом, то и в этом случае нет никакой трагедии, ибо это обстоятельство не должно служить препятствием для восхождения Болату, как и Нурсултану, на высшую должность. То есть в обоих случаях Болат Назарбаев имеет полное право претендовать на то, чтобы быть преемником своего старшего брата. Но если в первом случает такое его право должно быть авторитарно стопроцентно реализовано, то во втором случае он еще должен будет доказывать народу свою состоятельность. Но как раз за этим и не должно быть никаких проблем ибо… Ибо, яблоко от яблони недалеко падает! – есть такая поговорка у казахов, которые в чем-чем, а уж в яблоках знают толк! То есть речь идет о не только истинной интеллектуальной, но и политической породистости Нурсултана Назарбаева, которая сегодня кажется уже очевидной для всех. У казахов есть поговорка “Джентльмен начинается за триста лет до своего появления!”. В совково-партийное время, конечно, всячески пропагандировалось то, что тот или иной мальчик начал свою большую карьеру чуть ли не прямо с заводской проходной. Но при этом забывают копнуть глубже, покопаться в истоках. А тогда бы оказалось, например, что для того, чтобы тому же Борису Ельцину иметь такую психофизическую фактуру, его предки должны были как минимум триста лет хорошо питаться и не особо ломать шапку перед каждым встречным-поперечным. И т. д. и т. п. И если до сих пор казахской историографией не доказано наличие великих и даже величайших корней у Нурсултана Назарбаева, то это является всего лишь недостатком казахской науки. Нет вещей непознаваемых, а есть вещи всего лишь непознанные! — утверждает очередная казахская гносеологическая поговорка. Вот и надо замуровать наших ученых и не размуровывать их до тех пор, пока они не познают то, что и так уже очевидно! Но вернемся к Болату Назарбаеву. Если скрытые породистые политические гены помогли его старшему брату стать президентом “всея” Казахстана, то эти же гены, в первую очередь, помогли также Болату Назарбаеву самостоятельно выбиться из простых шоферов в президента коммерческого предприятия. Одновременно не могут не впечатлять его успехи в интеллектуальном отношении, что подтверждается вторым дипломом о высшем образовании, кстати, юридическом, что традиционно считается элитным высшим образованием. И нет никакого сомнения, что это – далеко не предел его интеллектуальных достижений. Впереди могут быть и дипломы доктора наук и академика казахской академии наук. И все это – вполне реальная возможность.Таким образом, и по своему происхождению — единственный после своего старшего брата настоящий мужчина-Назарбаев, и по своему социальному генотипу (голубая кровь!), правда, казахи говорят “Ак сиёк” (белая кость!), и по своим реальным способностям Болат Назарбаев сегодня представляется единственной наиболее подходящей кандидатурой на роль преемника казахстанской власти. Во всяком случае, если казахская общественная мысль будет развиваться по Амрекулову, то именно такая личность как Болат Назарбаев, в полном соответствии с казахским менталитетом, будет достойна на роль последующего казахского правителя. И взаимно — народ также будет достоин такого правителя. Чтобы подтвердить это, необходимо привести концовку “Обращения” Амрекулова в оригинальном виде. “Народ, покоривший вместе с ним (Чингиз-ханом! — К. Т.) Евразию, породивший Бейбарса и Абулхаира, Аблая и Кене, Чокана и Каныша, Махамбета и Бауржана, Алихана и Мустафу – просыпайся! Путь к свободе и процветанию очерчен. Отныне счастье в твоих руках. Вместе со всеми братьями-казахстанцами — вперед! Иного пути и времени уже просто нет. Или же потомки проклянут тебя, став слугами транснациональной олигархии и помещиков-латифундистов, саттелитами соседних держав. Да не покинет нас дух Чингиз-хана и в третьем тысячелетии, да будут аруахи наших предков защитой нам и подмогой! Аминь!” Воистину Аминь! |