ЗАЯВЛЕНИЕ

об ухудшении правового положения средств массовой информации Казахстана”

Фонд защиты свободы слова “Эдил соз” выражает серьезную озабоченность продолжающимся ухудшением экономического, правового и административного положения средств массовой информации и состоянием свободы слова в Казахстане.


Основной закон страны, статья 20 Конституцие, гарантирует гражданам Казахстана свободу слова. Под свободой слова закон понимает свободу творчества, выражения в печатной и любой иной форме своих взглядов и убеждений, получение и распространение информации любым, не запрещенным законом способом.


Эти свободы естественны, то есть принадлежат каждому человеку от рождения и неотчуждаемы, то есть их нельзя отнять под каким-либо предлогом. Нормы уголовного и гражданского законодательства устанавливают только ответственность в случае злоупотребления свободой слова, то есть при нарушении безопасности общества, государства и охраняемых законом прав других граждан. Не случайно преамбула закона Республики Казахстан “О средствах массовой информации” очерчивает пределы его действия только “регулированием общественных отношений в области средств массовой информации и установлением государственных гарантий их свободы в соответствии с Конституцией страны”.


Между тем пока в обществе дискутировалась конституционность изменений, предложенных Министерством культуры, информации и общественного согласия в закон “О средствах массовой информации” (причем в дискуссиях предмет конституционности и законности предлагаемых изменений зачастую подменялся целесообразностью), без предварительного опубликования проекта и его обсуждения общественностью был принят новый Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях, существенно ухудшающий правовое положение средств массовой информации.


Так, ст. 45 Кодекса вводит как для юридических, так и физических лиц новые виды административных взысканий, в числе которых “конфискация предмета, являющегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, лишение лицензии, специального разрешения …. или приостановление ее (его) действия на определенный вид деятельности”, а также “приостановление или запрещение деятельности юридического лица и индивидуального предпринимателя”. Указанные взыскания могут применяться как в качестве основных, так и дополнительных к основным видам наказаний, таких как предупреждение, штраф и административный арест.


Одиннадцать статей Кодекса (статьи 342-352, глава 23), не считая соответствующих статей в других главах, устанавливают административную ответственность за нарушения в области печати и информации и предусматривают наказания в виде штрафа, приостановления деятельности на срок до 6 месяцев, конфискации тиражей и технических средств, используемых для изготовления и распространения продукции СМИ.


Статья 342 Кодекса в качестве состава административного правонарушения предусматривает изготовление и распространение продукции после вынесения решения об отмене регистрации СМИ.


Статья 345 Кодекса “Нарушение права на опровержение сведений и на опубликование ответа средствами массовой информации” сформулирована неоправданно широко и не исключает возможность привлечения СМИ к административной ответственности при наличии гражданско-правового спора об обоснованности требования о публикации опровержения или ответа.


Статья 346 предусматривает административную ответственность СМИ за воздействие на суд, под которым понимается не только предрешение в СМИ результатов конкретного судебного разбирательства, как это было ранее, но и любое воздействие на суд, то есть публикацию до вступления судебного акта в силу. Подобная норма не только анахронична по своей сути, но и ставит, по существу, под сомнение независимость и беспристрастность суда.


Статья 53 Кодекса допускает, хотя и в исключительных случаях и на определенный срок, приостановление или запрещение деятельности юридического лица и индивидуального предпринимателя без судебного решения.


Дела об административных нарушениях в области печати и информации отнесены к юрисдикциям судов, тем не менее возбуждать такие дела с составлением соответствующего протокола уполномочены должностные лица органов Министерства культуры, информации и общественного согласия (ст. 634-636 Кодекса). То есть как журналисты, так и средства массовой информации, по существу, выданы с головой своему курирующему Министерству, а Министерство из органа общественного согласия превращается в надзорный и карающий орган.


Международный фонд защиты свободы слова “Эдил соз” расценивает подобные правовые нормы в сфере законодательства о средствах массовой информации как ограничение свободы слова, гарантированной Конституцией Казахстана.