Пощечина профессионалам


То, что произошло 12 марта в головном офисе Южной региональной дирекции телекоммуникаций, своим цинизмом потрясло даже видавших виды южан. Сотрудники крупного предприятия связи, обслуживающего три южные области — Южно-Казахстанскую, Жамбылскую и Кзылординскую, давно уже поговаривали, что их начальник Шархан Раздыков уйдет от них на повышение. Ничего удивительного в том не было: 43-летний Раздыков, трудоголик и умница, за два года пребывания на посту генерального директора сумел сделать почти невероятное, он наладил телефонную связь так, что потребители перестали поминать связистов матом каждый божий день. Исчезла “конференц-связь”, когда в трубке звучали сразу четыре-пять голосов, и каждый кричал на другого: “Положи трубку, урод!”. Телефоны у абонентов стали работать почти постоянно, отключаясь только в двух случаях: когда украли кабель или хозяин не заплатил вовремя за услуги. Связисты отремонтировать свои офисы, которые перестали походить на сараи, увеличили число пунктов оплаты за телефон. Люди не стоят часами в очередях. Компьютерная система на три области отлажена так, что папа из Тараза может заплатить за телефон дочери в Шымкенте или в любом ауле.


Нет ничего удивительного, что человек, обладающий недюжинными организаторскими и профессиональными способностями, всю жизнь проработавший в системе связи, будет быстро продвигаться по служебной лестнице. Однако связисты раньше срока истечения контракта Раздыкова провожать не собирались. Каково же было общее удивление, когда в начале марта поползли слухи, что в ближайшие дни в ЮРДТ будет новый начальник. 11 марта в головной офис по факсу пришел приказ о назначении некоего Б.Мауленова гендиректором ЮРДК. В приложенной к приказу справке-объективке перечислены этапы выдающегося трудового пути нового назначенца — электрик, охранник, заготовитель на рынке, президент корпорации “Аулие-Ата”. После ознакомления с приказом весь персонал ЮРДТ впал в ступор. Получалось, что одно из самых больших в республике предприятий связи должен возглавить человек без образования, не имеющий к отрасли никакого касательства. За сутки связисты провели масштабную разведывательную операцию, и полученные сведения обрадовали их еще меньше. Так, из архивов было извлечено письмо руководителя аппарата Жамбылской области С.Садыкбаева, адресованное в администрацию президента, в котором говорилось, что Мауленов освобожден от должности акима Сарысуского района за сокрытие сведений о привлечении своего брата Наримана к уголовной ответственности.Указанные в личном листке данные об окончании Академии управления департаментом КНБ по Жамбылской области не подтверждаются. Коллеги с таласского узла связи вспомнили, что как-то, с десяток лет назад, Мауленов работал там и запомнился причастностью к исчезновению служебного мотоцикла и станционных аккумуляторов. Стоимость этого имущества была вычтена у него при увольнении.


И этот человек 12 марта переступил порог головного офиса ЮРДТ в качестве первого руководителя. В актовом зале собрались около 500 сотрудников, больше половины которых не знало в чем дело — не успели разъяснить. Управделами ОАО “Казахтелеком” Н.Борелко представил народу г-на Мауленова и приготовился закрыть заседание.Но нашлись люди, попросившие пояснить, когда же успели отменить требования должностной инструкции, где сказано, что “генеральным директором областной дирекции телекоммуникаций может быть человек, имеющий высшее профессиональное образование (техническое или инженерно-экономическое) и стаж работы на руководящих должностях на предприятиях связи не менее пяти лет”. Из сдержанного ответа г-на Борелко следовало, что инструкцию никто не отменял, “но в министерстве назначение г-на Мауленова утверждено”. Все дальнейшее настолько напоминало безвкусный фарс. К чести г-на Борелко надо сказать, что чувствовал он себя очень плохо в навязанной ему роли. “Поймите, меня прислали,” — сказал он. Его поняли. Не дожидаясь конца представления, сотрудники стали подниматься с мест. Обеспокоенный г-н Борелко призвал не делать поспешных выводов, и если возникли претензии, то разрешать их в обычном порядке.


— Не беспокойтесь, — с горечью сказала председатель обкома профсоюзов работников связи Асия Аюпова. — Мы знаем законы, чего нельзя сказать о руководстве “Казахтелекома”, нарушившем не только законодательные, но и морально-этические нормы. Мы не имеем права бастовать. Мы не будем останавливать работу, но бороться мы будем.


На этом представление нового начальника закончилось. Люди разошлись, а на полу остался листок бумаги. На нем какой-то педантичный сотрудник подготовил список вопросов, которые хотел задать новому директору. В первой строчке было написано: “Что такое закон Ома?”…


К сожалению, на совещании не прозвучал главный вопрос: против кого придется бороться сотрудникам, отстаивая справедливость? Нарушение закона в этом случае настолько вопиющее, что оно могло быть инициировано только самыми высокопоставленными лицами. В кулуарах говорили, что на президента ОАО “Казахтелеком” А.Бектасова давили несколько месяцев с требованием назначить Мауленова. Причем приходили люди якобы от премьер-министра Токаева. Так это или нет, пока трудно судить. Однако, если бывший руководитель базаркома, несмотря ни на что, останется в должности генерального директора крупнейшего республиканского узла связи с миллионными доходами, то вполне вероятно, что это действительно так.


P.S.


После ряда телесюжетов о скандальном назначении г-н Мауленов, два дня посидев в кресле генерального, отбыл в неизвестном направлении. Министр транспорта, связи и коммуникаций г-н Масимов на вопрос ТВ “Хабар” сказал, что назначение г-на Мауленова еще не утверждено, и они, скорее всего, “внесут коррективы”. Однако министр скромно умолчал, как вообще такое стало возможным. Кто стоит за всей этой некрасивой историей, которая еще вовсе и не закончилась? То, что произошло, настоящий вызов всем профессионалам, людям, которые считают, что для достижения успеха нужно иметь голову, а не лохматую лапу. Кстати, на собрании г-ну Мауленову задали вопрос: “А зачем вы пошли в генеральные? Почему бы сразу не в министры?”


…А мой коллега на обратном пути задумчиво произнес: “Разговоры о введении в Казахстане института ханства я раньше считал глупым бредом. Но после сегодняшнего…”