Мы медленно, но необратимо уплываем в совершенно иное пространство в социальном и культурном смысле. Бывший, казалось бы, нерушимый союз равноправных республик советских раскололся, и только информационное пространство — ТВ и пресса, гуманитарное наследие в целом осталось незыблемым. Хорошие книги, классические фильмы, великую музыку невозможно разделить поровну между бывшими субъектами коммунистической империи. В особенности это касается самого важного из искусств — кинематографа, ибо народная ностальгия по золотому фонду киноискусства поистине неизбывна. Как в этот момент не вспомнить знаменитую фотографию тридцатых годов минувшего двадцатого столетия: огромная стройная процессия людей, похожая на первомайскую демонстрацию, движется в кинотеатр с транспарантом во главе, на котором написано: «Мы идем смотреть «Чапаева»!” Одним словом, захотелось понять, в каком состоянии находятся ныне такие структуры, как кинофикация и кинопрокат в условиях другой реальности на пороге XXI века, хотя бы в пределах южной столицы Республики Казахстан. Моим собеседником стал Владимир Сергеевич ДОЛГОВ, с которым мы знакомы лет двадцать, если не больше. Он — начальник КГКП «Киновидеообслуживание» при акимате Алматы.
За такими, казалось бы, скучными словами, как кинофикация и кинопрокат, скрывалась разветвленная профессиональная система, позволявшая во времена минувшие с точностью швейцарских часов бесперебойно обеспечивать народные массы целым потоком отечественных и зарубежных фильмов. Первое подразделение строило и обслуживало кинотеатры, а второе обеспечивало их кинолентами, которые хранило в своих закромах. Весь этот мощный механизм со скоростью снежной лавины развалился, почти все кинотеатры перешли в ведение коммерческих структур, и создалось впечатление, что отныне и навсегда общение с Десятой музой будет происходить по телевидению или с помощью домашних видеомагнитофонов. Однако за последние год-два — по крайней мере в Алматы — ситуация самым чудесным образом изменилась, что и стало поводом для серьезного разговора с Владимиром Долговым.
— Больше чем уверен, что зрители старшего и среднего поколений с благодарностью и мемуарным вздохом собственной памяти вспоминают множество кинотеатров, населявших канувшую в лету архаическую Алма-Ату. Здания эти сохранились и по сей день, их нынешняя судьба очень даже интересна. Согласно державному документу, озаглавленному «Концепция развития и деятельности государственного кинопроката и государственной киносети г.Алматы на 2001-2005 годы», ситуация в моем сжатом пересказе выглядит следующим образом. Оказывается, «действующая альтернативная киносеть находится у пяти групп собственников». Государственными кинотеатрами являются «Юность», «Спутник», «Шугла» и кинозал в КазГуграде. Республиканский Дом кино — общественная собственность Союза кинематографистов Казахстана — вторая группа. Третья из них — «частные кинотеатры, занимающиеся кинодеятельностью, которые являются собственностью» различного частного капитала. ОАО «Казкинофест» обслуживает культурно-развлекательный центр в кинотеатре «Арман» с попутной демонстрацией фильмов, а собственниками пакетов акций являются ТОО «Рахимжан» и ОАО «Казкоммерцбанк». ТОО «Отау Синема» — самый мощный конгломерат, во владении которого находятся сразу пять самых лучших южностоличных кинотеатров: «Алатау», «Искра», «Сары-Арка», «Байконур» и «Целинный», который в ближайшее время станет многозальным мультикомплексом, соответствующим всем мировым стандартам технического совершенства. Четвертая группа — это приватизированная обойма кинозалов, в которых киноискусством не балуются: «Октябрь», «Экран», «Родина» и другие. Например, кинотеатр «Юбилейный» используется под жилье. «Авангард» стал ночным клубом с биллиардной и рестораном в бывшем зрительном зале. В остальных кинотеатрах — «Мир», «Чайка», «Казахстан» — ситуация находится на разных стадиях плачевности, что требует отдельного разговора в этом направлении. Такая вот кинематографическая география получается, и все же работа с фильмами оказалась достаточно прибыльной.
Но возможности кинотеатров используются крайне неэффективно. Большая часть кинопроката в настоящий момент осуществляется через тиражирование кинопродукции на видеокассетах и распространяется, минуя театральный кинопрокат. Кинотеатральный показ в основном осуществляется через частные российские кинопрокатные компании. Так, три кинотеатра, находящиеся в эксплуатации КГКП «Киновидеообслуживание» (“Юность”, “Шугла”, “КазГуград”), приносят в год валовый сбор в сумме, эквивалентной 10.000 долларов США, тогда как пять кинотеатров (“Арман”, “Алатау”, “Искра”, “Номад”, “Сары-Арка”), находящиеся в собственности частных компаний, приносят в год сумму сборов, эквивалентную 1 млн долларов США.
Сосредоточение подавляющей части кинопоказа в коммерческом секторе отвечает принципам рыночной экономики и демонстрирует высокую эффективность работы соответствующих структур.
Однако в настоящее время такая ситуация грозит серьезными негативными последствиями для отечественной культуры и социальной сферы.
Прежде всего речь идет о репертуарной политике кино- и видеопоказа, которая базируется на демонстрации зарубежных, в первую очередь американских фильмов. В результате этого кино как вид искусства перестает быть для зрителя отражением его насущных проблем. С другой стороны, казахстанские кинематографисты фактически не имеют доступа на киноэкран из-за отсутствия эффективной системы финансирования кинопроизводства.
Тотальная коммерциализация кино — видеопоказа делает посещаемость фильмов малодоступной для массового алматинского зрителя. Так, средняя цена кинобилета в частных кинотеатрах составляет 500 тенге, и посещают эти кинотеатры 250 тыс. человек в год, что составляет весьма незначительную часть потенциальной зрительской аудитории.
Автор статьи благодарен Владимиру Сергеевичу Долгову за предоставленные сведения, изложенные в концепции возглавляемого им КГКП «Киновидеообслуживание». Документ этот составлен трезвомыслящими людьми и нацелен на будущее, хотя сегодняшнее настроение моего визави довольно грустное…
— В нашем государстве киноотдыхом правит Америка, её образ жизни. Именно её постулаты назойливо внедряются в сознание простых казахстанцев. На экране много пошлости, насилия, секса. Десятилетние дети стремятся посмотреть такие поделки, как «Американский пирог» или «Где твоя тачка, чувак?» В последней из них с экрана так и льется жаргонная речь о презервативах, фаллосах и, извиняюсь, даже о сперме. Такой вот неконтролируемый сбыт кинопродукции получается в итоге. И вообще, я считаю, что кинопрокат должен быть в руках государства. Возрождение авторитета национального кино — процесс длительный. Необходимо всячески поддерживать именно зрительский кинематограф, искать различные льготные формы кредитования, добиваться отчислений от проката зарубежного кино во имя возрождения отечественного кинопроизводства.
Чувствуется, что Владимир Сергеевич Долгов — истинный патриот казахстанского киноискусства, и все же объективная реальность диктует жесткие, откровенно альтернативные условия. Не нуждается в доказательстве тот непреложный факт, что частные кинотеатры не продержатся и месяца без американских фильмов-костылей в контексте кинопроката. С другой стороны, зрительская аудитория сегодня совершенно иная. Предлагаемый ныне всем нам пестро-пошловатый набор фильмов ориентирован в основном на молодежь, которая не воспринимает в массе своей кино как искусство. Для нее куда важнее спецэффекты, динамика действия и прочие навороты. Одним словом, все как в известной поговорке: «Кто платит деньги, тот и музыку заказывает”. Обо всем этом можно и нужно неединожды поговорить в других публикациях на столь важную тему...