“Далеко-далеко за горами, — говорила Лиса Алиса деревянному чурке Буратино, – есть Страна Дураков. В Стране Дураков есть Поле Чудес. Если темной ночью вырыть на том Поле ямку, бросить в нее золотые монеты, посыпать солью и сказать волшебные слова – крекс-пекс-фекс, – то утром на этом месте вырастет дерево, а вместо листьев у него будут золотые монеты”. Наивное полено думало, что на вырученные от необычного сельскохозяйственного эксперимента денежки оно купит любимому папе Карло новую куртку и кукольный театр. Не тут-то было…
В наш просвещенный век в сказки никто не верит. Тем не менее далеко не наивные предприниматели засевают своими сбережениями почву бизнеса, надеясь как-нибудь утром обнаружить под своим окном дерево, усыпанное золотыми монетами. Или, на худой конец, зелеными бумажками с портретами американских президентов. Ну а роль Лисы Алисы играют многочисленные республиканские госпредприятия, которые доят казахстанских буратин и рассказывают сказки о своей бедноте слепому Коту Базилио, то бишь нашему правительству.
Республиканские госпредприятия (РГП) создавались около пяти лет тому назад для работы в производственном секторе. По замыслу часть доходов от работы РГП должно была финансировать само госпредприятие – хозрасчет. Другая же (естественно, большая часть) поступала в республиканскую копилку. РГП, занимающиеся производством конкретных услуг (например, пассажирские перевозки), были смешаны с другими РГП, занимающимися различного рода сертификациями и лицензированием, то есть производством бумаг с печатями. По идее правительства Кажегельдина последние РГП должны были работать с предприятиями, имеющими статус государственных. Но впоследствии эта идея благополучно канула в Лету, госпредприятия были приватизированы, а контролирующие и сертифицирующие РГП появились там, где их меньше всего ожидали. В сфере частного бизнеса. Причем, выполняли они те же функции, что и раньше – сертификация и лицензирование. Проще говоря, взялись осуществлять жесткий контроль.
Время шло. Постепенно эти РГП оказались в весьма выгодном положении, так как получили максимальное влияние на развитие бизнеса в нашей стране. Ни одно частное предприятие в Казахстане теперь не может функционировать без лицензии. Как говорится, без бумажки ты… А бумажек таких предприятию надо иметь ой как много.
Так и появился посредник между бизнесом и государством в лице РГП. Причем, доход РГП значительно превышает доход государства. Порядка тысячи РГП заплатили в бюджет всего лишь 128 миллионов тенге в виде налогов, причем, сами предприятия занимают внушительные здания и содержат многочисленные коллективы. То есть работают только на себя.
Деятельность РГП на сегодняшний день достигла определенного пика развития – четко отлажена схема по выкачке денег как из предпринимателей, так и с обычных граждан. Рядовые граждане в БТИ за расчеты и оценку своей недвижимости вываливают какие-то совершенно немыслимые суммы. Пример: налог на землю для двухкомнатной квартиры составил 860 тенге, а услуга РГП по расчету этого налога – 920 тенге. Предприниматели вынуждены отдавать громадные суммы денег за сертификаты и лицензии. Так, сертификат небольшого СТО стоит 300 000 тенге. Одна пара обуви – 2 500 тенге. В магазинах, где продается обувь, этих самых пар никак не меньше пятидесяти. Следовательно, владелец магазина должен выложить за бумажку 100 тысяч тенге. Войдя во вкус и почуяв запах легких денег, РГП сертифицируют все – от “Боингов” и “мерседесов” до нижнего белья и баурсаков.
Естественно, это все — трогательная забота о нас, потребителях. Чтоб не подсунули нам, упаси Господь, какой-нибудь просроченный йогурт в магазине. Или чтобы в недавно отстроенном офисе клиентов не задавил обрушившийся вдруг потолок. Проблема только в одном – многие РГП не имеют даже необходимого оборудования для производства экспертизы. Зато есть у них лицензия, печать и расчетный счет, куда следует перечислять деньги за оказанные “услуги”. Нет денег – нет сертификата, есть деньги – сертификат у тебя в кармане, работай на благо родины и свое собственное. И, как в сказке, после оплаты лицензии твой просроченный йогурт вновь приобретет свои питательные способности, а спустя рукава построенная халупа превратится в сказочный дворец.
Правительство же ведет себя как Кот Базилио, которого Лиса Алиса постоянно “кидала” при дележе добычи. То есть либо не видит, либо не желает видеть, что взращенные им, правительством, предприятия давно и думать забыли работать на благо своих создателей. Более того, горестно закатывая заплывшие жиром хитрые глазки, руководители РГП пишут заявления на повышение им зарплаты, на получение бесплатного молока за вредность и отпусков в страны с кокакольными реками и ананасовыми берегами. И получают желаемое. А правительство не выказывает ни малейшего желания отделить зерна от плевел, то есть отделить РГП, занимающиеся производством реальных услуг, от тех предприятий, что занимаются бумагопроизводством, а проще – набиванием деньгами своих бездонных карманов “именем Тарабарского короля”, в смысле именем тарабарского закона. Вот такой у нас крекс-пекс-фекс получается…
Редакция благодарит за помощь в написании правдивой сказки Алматинскую ассоциацию предпринимателей.
Послесловие.
И никаких крекс-пекс-фексов…
Не так давно правительство (а именно Генеральная прокуратура) решило все-таки разобраться с республиканскими госпредприятиями. Проводились в огромном количестве “круглые столы” с предпринимателями с одной стороны и представителями власти с другой. Проводились проверки контролирующих органов. В общем, хотели как лучше, а получилось… А ничего не получилось. Проверяющие завязли в болоте РГП. Единственное, что им удалось установить, так это количество контролирующих все и вся предприятий. Их оказалось ни много ни мало – 1700. Правительство подтвердило свое звание “почетного Кота Базилио”, который все никак не может избавиться от темных очков.
Почему так получается, что ничего не получается? Ответ прост. Мы приведем слова первого зама генпрокурора РК Оналсына Жумабекова, которые он произнес на одном из “круглых столов” с участием предпринимателей: “…некоторые ответили бы положительно, сказав: “если государству нужен контроль в какой-то области, то пусть оно финансирует его осуществление”. Другие бы ответили, и я также придерживаюсь этого же мнения, что в каждом случае требуется тщательный индивидуальный подход…”. Поняли? Если уж сам первый заместитель генерального прокурора считает, что с каждым отдельным обиженным контролерами предпринимателем следует разбираться индивидуально и очень тщательно, то к чему мы придем? Мы придем к тому, что армия контролеров увеличиться в десятки раз. И разобраться в этом РГП-хаосе станет еще сложней. Практически невозможно. Даже сейчас на одного предпринимателя приходится несколько десятков контролеров. А для того, чтобы он занялся нормальной деятельностью, требуется подписать десятки бумаг и “подмазать” десятки лоснящихся жиром чинуш. Это – бизнес по-нашенски, по-казахстански.
Нам думается, надо сделать по-другому. Для начала внести изменения в Закон “О РГП”, дабы отделить предприятия, производящие услуги, от предприятий, подписывающих бумаги. Согласитесь, ведь проверить мясо – это же не значит продать мясо на базаре. Или проверить качество техники на заводе – отнюдь не подарить заводу новую технику взамен изношенной. Когда РГП будут разделены, наверное тогда зрение нашего Кота Базилио малость прояснится. И он, родимый, поймет, что ТАКОЕ количество контролирующих и бумагомарающих РГП ему не нужно. И оставит всего лишь три предприятия: одно – следить за соблюдением санитарных норм (это и санэпидстанция, и экология, и чистота окружающей среды, и вредные выбросы и т.д.); второе – для проверки всего, что касается техники (это и все агрегаты, которые ездят, летают и плавают в Казахстане, и станки многочисленных заводов республики, и строительная техника); и третье – РГП, занимающееся стандартизацией.
И наконец, когда все встанет на свои и места и новая система контроля с полпинка (у нас всегда так!) заработает, правительство озарит одна светлая мысль: мы ж кормим эти РГП, они ж сидят на бюджете! Следовательно, за выполнение контрольных функций денежки-то мы должны получать! А посему – не видать вам, господа эргэпэшники, своих расчетных счетов. Поступать деньги за услуги будут на наш, государственный счет. А мы вам, так уж и быть — зарплату, льготы разные за работу вашу. Вы ж у нас бюджетники, как учителя и врачи. Почему вы чем-то отличаться должны?
Ну и, конечно, оплата за услуги РГП должна стать такой, чтоб и доступна всем без исключения была, и чтоб лишний раз все кому не лень не обращались за справкой. Короче, дешево, но сердито.
А то, что малый бизнес надо поддерживать, это, конечно, правильно. И помогать предпринимателям надо. Но только не так, чтобы помощники эти присасывались к бизнесменам, как те пиявки Дуремара. И никаких вам крекс-пекс-фексов…
Аналитический центр “Мегаполис”.