Повторение и различие

Если мир не горюет,
То и ты, Казахстан, не грусти.


Олжас Сулейменов



В истории кочевой цивилизации казахов присутствуют современные кризисные явления культуры, которые сейчас определяются актуальными категориями философии постмодернизма.


Понятие круга имело главное место в космогонии древних казахов. Они узрели архитектуру круга во всем. И даже земля – круг, перечеркнутый тонким крестом. Кочевые казахи двигались по кругу и во временном отношении, и по географическому маршруту.


И небесный бог, Великий Тенгри, тоже представлялся в образе больших множественных кругов, наслоенных друг на друга и расположенных бесчисленными рядами, которые покрывают весь туманный космос.


Цикличность природных явлений формировала адекватное понимание развития и совершенствования культуры. Устное творчество и творческая память всегда нанизывали несколько версии одних и тех же музыкальных и литературных произведений на один общий сюжет.


Казахи, отмечая десятилетие своей государственности, ясно осознают, что они до сих пор живут в кругу развалин и возрождения. Жизнь пульсирует и калейдоскопом меняются судьбы цивилизации.


Наверное, поэтому, казахи очень терпеливый народ. У них есть оптимистичная пословица: “Не в такие дни мы ходили пировать.”


Ожидания десятилетней давности сегодня мало волнуют казахов, их больше интересует настоящее. Хотя горький опыт прошлого всегда учитывался. Что было десять лет назад – это скорее всего безобидное и бесполезное занятие молодых политологов, которым больше нравится название их модного профессионального призвания, чем собственные известные непрофессиональные признания.


В обществе об отсутствии национальной обьединяющей идеологии спорят давно, но никак не могут договориться, что должно быть центральной универсальной ценностью.


С появлением первых объявлений о приглашении на работу экономические прогнозы стали более убедительными. Но духовные устремления явно ущемлены. Вызывает сожаление, что стало уменьшаться численность интеллектуалов, ориентированных на общечеловеческие фундаментальные ценности, призывы становятся все более агрессивными и узконациональными.


Национальное культурное богатство приватизировано декоративными лозунгами и в наши дни служат легковесным, непримиримым “национальным” идеологам.


Можно понять комплекс некоторых национальных лидеров, мы долго не имели своего отдельного государства. Казахское ханство, после завоевания царской России, в двадцатых годах 19 века было упразднено.


А Советский Союз, хотя и дал отдельную республику, но никогда не давал возможности самостоятельно вершить свою судьбу. Казахи не допускались на заводы и фабрики, на республиканских руководящих должностях рядом с казахом обязательно находился русский. Переселение русских, начатое царем в 19 веке, было продолжено и во время Союза. Эвакуация во время войны, поднятие целины в 50-х годах, промышленное развитие Казахстана – все это само самой предполагало переселение русских. И депортация других народов Сталиным в Казахстан: поляков, немцев, турков, украинцев, корейцев, кабардинов, балкаров, чеченцев, ингушей и других тоже сыграла отрицательную роль в уменьшении в процентном отношении количества казахов. А 1932-33 годах во время коллективизации умерло от голода 50% казахов. Их осталаось всего 3 миллиона. Все это привело к тому, что в 60-е годы коренное население Казахстана составляло 25-30 %.


В 1926 году казахов было больше 6-ти миллионов. Такая численность была достигнута только в 1986 году. И именно тогда казахская молодежь вышла на плошадь против ущемления национального достоинства. Вместо казаха Динмухаммеда Конаева поставили первым секретарем ЦК Компартии Казахстана русского Геннадия Колбина. В этих декабрьских событиях участвовал около 30 000 юношей и девушек. До сих пор точно не знают, сколько людей погибло, сколько наказано и сколько посажено в тюрьмы.


Конечно, казахи много вытерпели. Но не хотелось бы, чтобы прошлые лишения обозлили мой народ и он к другим народам относился так же жестоко и несправедливо. Я думаю, казахский народ на это не пойдет. Но в обществе есть люди, которые хотят этого. И хотелось бы, чтобы наша национальная идеология этого не допустила. В этом отношении Президент Казахстана Н. Назарбаев ведет правильную и мудрую политику. Общество стабильно, нет межнациональных столкновений.


По большому счету, трудно верить в СНГ, оно имеет смысл только тогда, когда Казахстан будет сильным государством и будет иметь возможность выйти оттуда и не бояться. Тогда можно верить и работать в рамках СНГ.


Казахи осознают, что они имеют большие запасы нефти, металлов и большую территорию, но не это главное, а главное – надо, чтобы экономика заработала и наукоемкие отрасли развивались. Мы однажды уже были сырьевым придатком, и нефть через 50 лет может потерять свою актуальность – человечество начинает осваивать солнечную энергию.


Сейчас казахи хотят построить сильное государство. Они боятся вернуться в прежние колониальные времена. Но эпоха колониальных государств закончилась. Европейский либерализм и тотальный гуманизм изменили сознание европейцев. Через них меняется весь мир, одновременно меняя и Европу.


Может быть, по кругу вернутся такие времена, когда казахам будет снова тяжело, но мы знаем, что этот круг будет более светлым, и мы пройдем его достойно, повторяя и различая прошлое, настоящее и будущее. Ибо народ, который себя помнит, никогда не останется в прошлом.