В конце 80-х годов по телевизору показывали один маленький американский мультипликационный фильм, содержание
которого сильно напоминает нынешнее
состояние казахского общества. Два соседствующих государства — с одинаковой территорией, с одинаковым положением
не могут жить дружно. Вся причина их
раздора заключалась в том, что жители первого государства мазали сливочное
масло на бутерброд сверху, а жители второй страны снизу. Из-за этого они
спорили, ругались, доказывали друг
другу свою правоту. Жители страны, где масло мазали сверху, утверждали, что
нормальные люди не поступают, так как их соседи. И были уверены в том, что
неправильных соседей нужно проучить. Такого же мнения придерживались и жители
противоположной стороны. В итоге дело дошло до ядерного оружия. И те, и
другие изобрели атомную бомбу
одновременно.
Такая же ситуация наблюдается в
сегодняшнем казахском обществе. На
страницах газет «Жас Алаш», «Алтын
Орда» и «Ана тiлi” идет самая настоящая война между
представителями Младшего и Среднего жуза. Яблоком раздора послужил поэт и композитор ХIХ века Сегиз Сери Шакшанов. Он же, Мухамедханафия
Бахрамулы Шакшаков, родился 1818 году в Северном Казахстане, выходец из Среднего жуза. В народе Сегиз Сери Шакшанова
называли просто Сегиз. Ему приписывают
такие уникальные произведения,
как «Козы Корпеш- Баян сулу» и
«Айман-Шолпан». Кроме того, он якобы
успел написать множество замечательных куйев, как «Семсер» и «Садак». И по сей день казахский народ хорошо помнит и любит песню «Гаухар
тас». Все эти факты можно найти в
произведениях Т. Сулейменова. “Сегиз
Сери”(Алматы “Онер” 1991 г.), в четвертом томе
энциклопедии Казахской ССР ( 1989 г.), во множестве книг так называемых
“сегизоведов” (“сегизтанушы”).
Оставляя большой след в развитии казахской
литературы, Сегиз Сери, так же как, великие мыслители и ученые Чокан Валиханов,
Ыбрай Алтынсарин прожил недолго. Акын, певец и батыр казахского народа Сегиз
Сери Шакшанов умер 1854 году, в 36
летнем возрасте. По словам ученых -литературоведов Сегиз Сери за свою короткую жизнь успел сделал много хорошого своему народу и прошел очень трудный, и сложный путь. В частности, он не
находил поддержку в Среднем жузе, в котором родился и вырос. По этой
простой причине Сегиз Сери покинул родные края и ушел на
земли Младшего жуза, к родственникам по линии матери. Там он жил, мыслил, там рождались шедевры
казахской литературы . Так гласят
легенды в советское время возведенные в
ранг официальных историй. В народе Сегиз Сери
очень любили, наизусть знали его легенды, с большим удовольствием
исполняли его песни и кюи. Но все эти
произведения из-за отсутствия письменности
оставались только в памяти народа. Дело Сегиз Сери продолжили
ученики. Одним из таких
последователей считается Биржан Сал, поэт, композитор и знаменитый импровизатор, который
слогал про Сегиз Сери стихи и
песни. Однако, все это осталось в прошлом.
Сегодня же, в начале ХХI века отдельные
представители Младшего жуза через
переодические издания ставят под
сомнение существование Сегиз Сери.
Литераторы и ученые Средного жуза
доказывают обратное. Литературный спор перерос в трайбалисткие дрязги. Вот, что
самое страшное. На страницах газет —
“Алтын Орда” и “Ана тiлi” высказывается мнение, что
Сегиз Сери не было, что это только легенда или сказка литераторов
Среднего жуза. По их мнению, если бы он и был, то про него упомянули бы знаменитые поэты казахского народа,
— Магжан Жумабаев, Сакен Сейфуллин или
еще кто-нибудь. В доказательство
“антисегизовцы” приводят архивные материалы
этих мыслителей и поэтов.
В свою очередь защитники же Сегиз Сери перечисляют книги, где описаны труды
и жизнь этого акына, кивают на стихи
Биржан Сала. Но “идеологам” Младшего жуза этого мало, они требуют
документальных доказательств. Авторы газет “Ана тiлi” и “Алтын Орда” считают,
что стихов у Биржан Сала про Сегиз Сери
не было; потому что строение этих стихов не соответствует требованиям поэзии, якобы вместо Биржан Сала песню про Сегиз Сери могли
сочинить нынешние защитники
Сегиз Сери, то бишь литераторы
Среднего жуза. При этом нужно отметить, что “Ана тiлi” большое место для
высказывания в газете дает авторам из
Младшего жуза, а защитникам автора “Козы Корпеш-Баян Сулу” в лучшем случае одну колонку.
Актюбинская газета — “Алтын Орда”
полностью игнорирует мнение литераторов Среднего жуза. Поскольку клан среднего
жуза оттеснен от газетного дела республиканского масштаба, сложилась борьба не
по правилам. На это есть свои причины.
Все перечисленные выше газеты принадлежат представителям Младшего
жуза. “Ана тiлi” в отличие от “Алтын Орды”
— государственная газета, но возглавляет издание Мереке Кулкенов, выходец из того же жуза, что редактор “Алтын
Орда”.
Таким образом,
защитники Сегиз Сери, а точнее выходцы Среднего жуза остались без
трибуны. Между тем литературный
президиум Старшего жуза не вмешиваясь, тихо
наблюдает за происходящим. Из-за
героя, которого давно нет, изо
дня на день в казахском обществе процветает трайбализм.
Недавно бывший бизнесмен, ныне депутат мажилиса Булат Абилов и
вице-премьер Имангали Тасмаганбетов в Союзе писателей вручали премии “Алаш”
казахским литераторам. Мероприятие
проигнорировали члены Казахского
Пен-клуба. Некоторые печатные издания связали это с общим упадком в литературе. Но тут есть и другая причина,
писательский цех разделен. И именно писательская среда стала источником
трайбализма, имеющие глубокие, экономические корни.
В советские времена родоплеменных разногласии не
было, если и были, то они дремали. За десять лет независимости республики старая болезнь казахского общества снова
набирает обороты.
Президент Нурсултан Назарбаев в своих
выступлениях призывает к единству: —
“Алтау ала болса, ауыздагы кетедi, тортеу тугел болса,
тобедегi келедi”. Данную древнюю идиому скотоводов, предков
казахов, президент говорил не один раз. Однако, его мало кто прислушивается.
Трайбализм продолжает процветать не только в среде писателей, но и в административно-управленческой среде. В потверждение этому можно отнести еще одно мероприятие.
Двадцать восьмого апреля этого
года в алматинском Центре культурной политики
прошла встреча двух противников. Участвовали в этом мероприятии, в
основном, выходцы из Среднего жуза
— литераторы, ученые, потомки Сегиз
Сери. А Младший жуз представлял сотрудник Института Литературы
Сериккой? Косанов и молодой ученый Шамшидин Керим. За круглым столом противники и защитники Сегиз Сери спорили: был такой поэт или не было его он или не был. Но спор очень скоро
перерос в разговор на повышенных тонах. Дисскусии не получилось.
По мнению профессора Тусынбека Какишева, газета “Алтын Орда” спекулирует на этой теме в целях увеличения тиража .
Редакторы “Алтын Орды” добились своего,
газету читают и люди спорят между собой. Но, этот успех обеспечен ценой
единства общества. “Сегизоведы” считают
себя правыми на все 100 процентов. “ Во- первых, Сегиз Сери действительно был,
и на то есть доказательства. Во-вторых, кощунственно беспокоить дух предков.В третьих, спор создает благоприятные условия для трайбализма в казахском
обществе”. На что молодой ученый – выходец из
Младшего жуза потребовал архивные
документы Сегиз Сери Шакшакова. В течение двух часов сегизоведы убеждали антисегизовцев в неправильности их поступков.Однако,
молодой ученый начал приводить в примеры
мнения других более опытных и авторитетных ученых. В конце- концов
писатели, которые в свое время занимались
изучением творчества Сегиз Сери, заявили, что Шамшидин Керим не имеет собственного мнения. Аксакалы готовы были
разорвать циничного молодого человека на куски. И он бежал. В буквальном смысле. После перерыва удар взял на себя
сотрудник Института Литературы Сериккой? Косанов. Этот молодой
человек по сравнению с Шамшидином Керимом, жестко требовал только
архивные доказательства. Вынь и положь!Вместо
культурной дискуссии случился обычный аульный раздрай. Только уже в ранге
официального диспута…. Пока казахские литераторы выясняют друг с другом, на юге крепнет ваххабизм.
Здесь уже станет не до Сегиз Сери!