Хотя берег молодости заселен теперь совсем другими людьми, я по-прежнему считаю его своей вечной родиной. Возврата уже нет, но нет и достойной жизни без служения ее идеалам.
В возрасте 20 лет мне довелось стать одним из создателей неформальной студенческой организации «Жас тулпар». Мы получили хорошее образование и обратили его на суверенное изучение истории и современности Казахстана. Мы обрели вкус к серьезному знанию и не утеряли его впоследствии, когда на месте холуйского обслуживания тоталитарного режима установилась доминанта спекулятивного обществоведения.
«Жас тулпар» зародился в студенческой среде, но движение к избранным целям стало делом жизни для многих его участников. Наша работа проходила под знаком фундаментальной смены общественных ориентаций: отказа от безвольного дрейфа в сторону химерической «новой исторической общности» и деятельного национально-государственного самоутверждения.
Сегодня уже ясно, что ни один историк, оставаясь приверженцем фактов и документов, не сможет убедительно говорить о движении Казахстана 70 — 80-х годов к независимости, если обойдет молчанием духовную работу сил, стимулированных «Жас тулпаром».
Обнаружение и осмысление феномена кочевой цивилизации; установление историко-культурной преемственности в хронологическом диапазоне двух с половиной тысяч лет; изучение и популяризация афроазиатского и латиноамериканского опыта духовной деколонизации; деятельное участие в создании антиядерного движения «Невада-Семипалатинск», необратимо утвердившего в Казахстане приоритет демократических ценностей; множество конкретных акций, нацеленно ориентированных на модернизацию сознания, на укрепление позиций светскости, гуманизма и толерантности в многонациональном обществе -все это было альтернативным действием, импульс которому сообщали жастулпаровцы. Все перечисленное можно квалифицировать как общественную политику, которая высотой своих нравственных принципов и результативностью отличается от политики как простого средства борьбы за власть.
У «Жас тулпара» в период его зарождения не было учителей и наставников из числа людей старшего поколения. Государственный аппарат усердно подавлял жастулпаровское инакомыслие, объявив его национализмом. Был сожжен трехтысячный тираж книги «Эстетика кочевья», рукописи не допускались к изданию, трудоустройство зависело от подтвержденной лояльности режиму. Мы устояли, и теперь я склонен думать, что и в самом деле репрессии государства против идей ведут лишь к их упрочению, к превращению в грозное оружие против основ и производных чуждого времени. Чем жестче становились репрессии, тем в большей мере находили мы понимание и поддержку со стороны творческой интеллигенции, в том числе и старшего поколения. В критический для нас момент замечательные слова произнес Ануар Алимжанов: «Держитесь! Нас мало, но мы в тельняшках». Нургисса Тлендиев написал гимн «Жас тулпара». Болат Сарыбаев, Мукагали Макатаев, Аскар Сулейменов, Салахэтдин Айтбаев, Макум Кисамединов и, конечно же, Алан Георгиевич Медоев — это далеко не полный перечень славных имен выдающихся людей, действовавших в особой духовной атмосфере, катализатором которой явилось молодежное движение «Жас тулпар»…
Уместен ли этот, отчасти мемуарный рассказ в сегодняшнем большом разговоре? Полагаю — да, если инициативы не отвергают накопленный прежде опыт.
Не скрою, у меня лично вызывает опасения явный патернализм государства в отношении молодежи. Самые популярные сегодня слова -«забота о молодежи», «создать для молодежи» и т.п.
Но… «Жас тулпар» был формой самоорганизации молодежи. В нем всегда был силен протест во имя справедливости и гармонии. При всем уважении ко всем ветвям государственной власти и их рекомендациям в защиту интересов молодежи, не могу не поделиться тем, что знаю наверняка: граждане моей вечной Родины, по статусу своему жители берега молодости, не склонны быть подопечными, и потому извне управляемыми. «Асыл тастан, акыл жастан». Они находчивы, изобретательны, дееспособны, предрасположены заниматься настоящим и будущим масштабно и всерьез. Я думаю, они в состоянии неуклюжее словосочетание «Государственная молодежная политика» изменить по существу, предложив зрелую «молодежную политику» в отношении государства Республика Казахстан, и на основе Закона «О молодежи» решить многие из существующих проблем.
Для достижения этого результата нужно немного: стимулировать самоорганизацию молодежи, считаться с ее лидерами и инициативами, обеспечить доступ молодежи к объективной информации и подлинному знанию.
Со своей стороны, представляя на этих слушаниях Фонд “Сорос-Казахстан”, подтверждаю готовность фонда содействовать его немалыми возможностями росту роли молодежи в дальнейшей судьбе суверенного Казахстана. Подтверждаю также нашу готовность сотрудничать в этом отношении с государственными учреждениями и общественными организациями.