Зейнулла Какимжанов не боится легализовать свои капиталы

Самым потрясающим событием прошедшей недели, наверное, надо считать не день рождения главы государства и официальный визит президента Туркмении Сапармурада Ниязова, совпавший по времени с днем рождения Нурсултана Назарбаева. Все эти события затмили слова министра госдоходов Зейнуллы Какимжанова на пресс-конференции в Астане. Министр заявил, что он – мастер по уходу от налогообложения и что он не боится легализовать свои капиталы, которые он накопил в результате занятий бизнесом. При этом он подчеркнул, что не все деньги, полученные в результате его предпринимательской деятельности, были записаны на его имя. А теперь он готов открыто признать все свои капиталы и не боится при этом никаких последствий. Что стоит за таким заявлением? То ли на солнце перегрелся во время соревнований по гольфу, которые, к слову, для него сложились неудачно? То ли слухи о реорганизации министерства повлияли? То ли обстоятельства складываются так, что министр вынужден признать свои теневые капиталы? Как бы то ни было, Зейнулла Какимжанов совершил поступок, и это надо признать. Не всякий отважится так открыто заявить о том, что, дескать, “и я уходил от налогов и у меня имеется что легализовать”.


Хорошая система работает как самосовершенствующийся механизм


Зейнулла Какимжанов был на минувшей неделе и самым открытым для общения с прессой министром. Не случайно, что сразу две газеты, которые относят к деловой прессе, поместили интервью с министром. В “Панораме” интервью выглядит достаточно суховатым, и единственным откровением можно считать следующее: “Темпы роста экономики и экономических отношений будут задавать повышенные требования к качеству работы. Тот, кто не будет адекватно повышать свою квалификацию, отстанет от жизни”. В интервью “Деловому обозрению Республика” Зейнулла Какимжанов предстает зрелым государственным деятелем, который умеет взвешивать свои слова и поступки и нести ответственность за них. С одной стороны, складывается впечатление, что интервью служит как бы неким предостережением “желающим нарушить стабильность налоговой системы”. А с другой, министра не пугает перспектива ликвидации Министерства госдоходов, ибо он уверен в том, что создал хорошую систему, которая “независимо от того, кто ею руководит, работает в своем режиме как самосовершенствующийся механизм”. Министр убежден: “…какова бы ни была структура правительства, все зависит от того, как люди отвечают за конкретные задачи. Все зависит от того, как люди организованы и как работают”. Сознательно или бессознательно своим интервью министр госдоходов дает понять, что в правительстве не складывается команда, чему в немалой степени способствует существующая организационная структура. Ненавязчивая критика деятельности правительства наводит на мысль о том, что борьба наверху обостряется и под осень следует ждать кадровых подвижек.


Нельзя не отметить, что ставшие уже привычными прямые “наезды” на правительство “Деловое обозрение Республика” сменила на другую тональность. Но, как говорится, хрен редьки не слаще.


“Почему Ларри Наппер?


Этим вопросом задается газета “Новое поколение”, едва ли не первым опубликовавшая зарисовку о новом после США в Казахстане. Все другие издания ограничились лишь информацией о возможном назначении бывшего директора отдела по программам поддержки демократии в странах Восточной Европы госдепа Ларри Наппера Чрезвычайным и Полномочным Послом США в Республике Казахстан. Биорграфические данные, приведенные газетой, весьма любопытны и наводят на грустные размышления о характере наших будущих взаимоотношений с могущественным государством. Достаточно сказать, что г-н Наппер имеет ордена родного ведомства за “выдающееся руководство посольством США в Румынии в декабре 1989 года, во время свержения режима Чаушеску”.


Через месяц танкер с казахстанской нефтью отойдет от Новороссийска к турецким берегам


Об этом напоминает “Деловая неделя”. Улболсын Кожантаева описывает “тернистый путь” казахстанской нефти. Как подчеркивает автор, “Этот нефтепровод впервые свяжет каспийские месторождения с турецким и европейским сырьевыми рынками. В этом его стратегическая значимость для Казахстана в целом”. Однако от ввода в строй КТК выигрывают не только Россия с Казахстаном, но и другие страны, хотя это еще как сказать. В Турции, например, считают, что Босфор не выдержит такой нагрузки из-за увеличивающегося объема нефти, который планируется перевезти танкерами через этот пролив. Представители нефтяных компаний заверяют, что Босфор не пострадает. Есть и другие подводные камни на пути к транспортировке казахстанской нефти через КТК, а потому нельзя отбрасывать в сторону и альтернативные пути доставки нашей нефти (которая фактически нам не принадлежит, поскольку приносит доходы мировым нефтяным компаниям, выкачивающим ее). Таков основной смысл публикации.


Кому выгодно растащить атомный комплекс страны по частям?


Перед летними каникулами парламент должен был рассмотреть законопроект о захоронении ядерных отходов других стран. Однако, как сообщает “Время по”, законопроект был снят с повестки дня нижней палаты. На брифинге для журналистов председатель Комитета по международным делам, обороне и безопасности мажилиса Шарип Омаров заявил, “что он против ввоза радиоактивных отходов в Казахстан…Омарова поддержали многие коллеги”. В газете даны мнения по этому поводу журналистки Галии Карри и заведующего отделом экономики газеты, кандидата экономических наук Валерия Маркова. Первая задается вопросом: “Если это так безопасно, почему другие страны готовы расстаться с большими деньгами, лишь бы вывезти отходы подальше?”. Второй считает, что необходимо разъяснить народу, что сулит нам ввоз радиоактивных отходов, какие плюсы он принесет и какие минусы даст. Валерий Марков убежден: “Пока нам – тебе, мне, всему народу — не объяснят популярно – и не политики, не журналисты, а действительно специалисты, есть ли альтернативы, какие имеются пути решения проблемы, что мы сможем получить, какие могут быть неприятности и как их можно исключить, до тех пор не будет демократии, до тех пор мы не можем говорить, что нас уважают и с нами считаются. Я уверен, что у нас есть специалисты, способные грамотно и доходчиво все объяснить. Объяснить, почему нужна атомная промышленность и энергетика, зачем ввозить ядерные отходы”.


А в то время как начинаются дебаты, надо или не надо нам ввозить чужие радиоактивные отходы, гордость республики – атомный реактор в Актау — начинают растаскивать по кусочкам. Как пишут казахстанские странички “Известий”, “Мангистауский областной суд принял решение передать стратегически важные объекты Мангышлакского атомного энергокомбината в собственность частной компании в счет долга. Речь идет о нефтебазе и мазутохранилище, где хранится аварийный запас топлива”. По словам автора публикации Татьяны Абраменко, судебная тяжба длится четвертый год. Частное предприятие “Бгатов и компания “Вира” когда-то провела ремонтные работы на МАЭКе, но оплату за них не получила из-за тяжелого финансового положения на комбинате. А теперь компания требует вернуть свои деньги. Понять предпринимателей можно, однако “Решение же суда о вычленении жизненно важных подразделений энергетического комплекса и передаче их в частную собственность за давние долги выглядит, по мнению специалистов-энергетиков, более чем несуразным. По заключению “Казтехэнерго”, нефтебаза и мазутохранилище являются неотделимой частью МАЭКа. После того как правительство решило вывести атомный реактор на быстрых нейтронах из строя, энергокомплекс полностью переведен на газ. Его поставляют сейчас две компании – Казахский газоперерабатывающий и “Тенгизшевройл”. Когода случаются перебои с поставками, дефицит топлива восполняется из аварийных запасов мазута, без которых стабильная работа ставится под угрозу. Поэтому мазутохранилище и склад топлива, что находятся на его территории, всегда относились к разряду неприкосновенных государственных запасов. Но, судя по всему, государственные запасы давно уже перестали быть неприкосновенными. Иначе объяснить судебные решения невозможно”.


О ситуации на МАЭКе пишет и “Экспресс К”, поместивший уже вторую публикацию подряд об этом, который приводит слова реабилитационного управляющего комбинатом Кайрата Кайпиева о том, что происходит “кусочная” приватизация стратегически важного объекта.


В школах Павлодара детей приобщают к религии помимо их воли


Юридическая газета” на первую полосу вывела материал Василия Голышкина о том, что в школах Павлодарской области активизировались сектанты различного толка, которые буквально оккупировали школы и принуждают учеников принять их веру. При этом проверка, проведенная в мае-июне этого года, показала, что начинается все вполне невинно. Подросткам начинают читать лекции о вреде курения, алкоголя, наркотиков, а затем постепенно начинают “проповедовать детям свою религию”. А в рождественские подарки, предназначенные учащимся школ, в прошлом году екибастузское религиозное объединение “Церковь “Новая жизнь” вложила, помимо конфет и печенья, религиозную литературу. Статья озаглавлена “Спасите наши души!” Журналист бьет тревогу, ибо семена посеянные непременно дадут всходы, что и происходит в Павлодаре. Эх, прав был Василий Федоров, когда наказывал: “Сердца, не занятые нами, не мешкая займет наш враг!” Вера, выбор религии — сугубо интимное дело каждого человека, но когда веру начинают навязывать, принуждать еще не различающих, где добро, а где зло, подростков государство, общество должны вмешаться, чтобы не загубить детские души. Об этом и напоминает газета.