Неделя мэров на страницах прессы

Те города хороши и светлы, где названий много казахских…


Как всегда, наиболее полно осветил событийную составную жизни общества “Егемен Казакстан”, главный официоз республики на государственном языке. Новости, освещение рабочего визита главы государства в Северно-Казахстанскую область, материалы с мест региональных корреспондентов. Как обычно, много материалов посвящено сельскому хозяйству, тем паче начинается сезон уборки урожая… На неделе “Егемен…” первым сообщил о кончине патриарха казахской советской литературы Альжаппара Абишева.


Несколько материалов, и не только в “Егемен..”, было посвящено городам и градоначальникам. Писатель Куаныш Жиенбай, видимо, будучи выходцем из Актобе, свою статью “Дым родного города (аналог “Дым Отечества”.-Прим.)” посвятил Актобе и его акиму — Елеусину Сагындыкову. Интересно, что за неделю до появления статьи в “Егемене…” в республиканском еженедельнике “Алтын Орда” (17.08.01) появилась статья самого Е.Сагындыкова. В ней он перечисляет все позитивные моменты, делится успехами. Статья называется весьма примечательно: “Коренной город коренного народа”. Из материала же К.Жиенбая следует, что благодаря вдумчивому правлению этого акима, имеющего степень доктора экономических наук, город буквально расцвел. Понятно, что похвальбы удостоился и аким области Аслан Мусин. Но главный герой очерка все-таки мэр Актобе. Так вот, оказывается, если средняя зарплата казахстанцев по республике составляет чуть более 15 тысяч тенге, то в Актобе она достигла 20 тысяч, а те, кто работает на промышленных объектах, получают вдвое больше. За последние два-три года Актобе стал привлекательным городом, появляются новые городские объекты, улицы его чисты и носят казахские названия. По мнению автора, так и должно быть, ибо будущее Казахстана не должно быть связано только с Алматы или Астаной. Каждый областной центр должен активно развиваться. Недаром преобразившийся Актобе пришелся по сердцу даже главе государства, когда тот посетил сравнительно недавно этот город.


В таком же комплиментарном тоне поведал об акиме города Жезказган (кстати, когда-то обладавший статусом областного центра) Жумамади Ибадильдине “Жас Алаш” (25.08.01), по праву считающийся среди всех остальных казахскоязычных изданий корифеем “акимской тематики”. Впрочем, для такого материала был инофрмационный повод. Жезказган по итогам первого полугодия стал лучшим городом Карагандинской области. Ж.Ибадильдин отличается тем, что ориентируется в региональной географии и истории лучше любого краеведа. Одной из главных проблем города мэр считает нехватку питьевой воды.


“Жас Алаш” продолжает серию материалов своих собственных корреспондентов, посвященных историческим и культурным памятникам, ономастическим переименованиям. Так или иначе все они связаны с областными центрами, т.е. с городами. Косемали Саттибайулы из Тараза сообщает, что в городе целых два памятника Ленину стоят на своих старых местах. Подразумевается, что нахождение этих памятников в городской черте в год празднования десятилетия независимости выглядит нетерпимо.Тем более один из этих Ленинов стоит в начале улицы Турара Рыскулова. “А разве не Владимир Ильич доставил массу неприятностей Турару, наполненного думами о своем народе?” — вопрошает журналист. Все эти рассуждения возможны и справедливы по-своему, но что касается Ленина, то тут журналист дал маху или намеренно выдает желаемое за действительное. Как раз в пору, когда председатель Совнаркома, то бишь “Владимир Ильич”, был в силе и здравии, казах Турар Рыскулов сделал великолепную карьеру на всесоюзном, скажем так, уровне. Но не Ленин расстрелял Турара. Трения у Т.Рыскулова с Кремлем начались с тех пор, как в силу вошел “Иосиф Виссарионович”, памятники которому, кстати, давно убраны отовсюду. И еще – именно В.И.Ленин нарезал нынешние границы Казахстана, а советчиком у него был востоковед мирового масштаба академик Бартольд… Критикует журналист Саттибайулы и ономастическую комиссию Тараза, в которой засели пенсионеры шестидесяти и более лет, за то, что они никак не могут переименовать центральные улицы в духе патриотизма и избавления от всего того наносного и случайного, что осталось от прежних времен… Скажем, К.Саттибайулы возмущает факт наличия улицы “Римской”… Примерно в таком ключе выстроен материал Жумагали Бейiсулы из Костаная, в котором автор со скорбью сообщает: “…Какое отношение к нашим нынешнем временам и запросам имеют названия таких улиц, как Корчагина, Гагарина, Ивана Франко, Топоркова, Парковая, Мира, Качарская, Горняков, Космонавтов, Пионерская, Комсомольская? <…> Зато в самых непрестижных частях города есть какие-то кривые улочки, носящие имя Алтынсарина, Жамбыла, Майлина и “Сары-Арка”. Их даже найти трудно”.


Получается, что те города хороши и светлы, где названий много казахских…



Двенадцатилетний цикл школьного образования: “за” и “против”


Республиканский педсовет одобрил программу перехода школьного образования на двенадцатилетний цикл обучения. В связи с чем газета “Жас казак унi” (23.08.01) задается вопросом: “Принесет ли пользу новая система обучения?”. Кстати, эксперимент по двенадцатилетке уже начался в целом ряде школ республики. Между тем многие казахские школы, особенно в глубинке, страдают от нехватки самого необходимого, начиная с того, что размещаются они в не в самых пригодных для таких целей зданиях. Во многих нет своего спортзала. В целом по республике существует проблема с обеспечением школьников учебниками, которых никогда не хватает всем, да к тому же их качество который уже год вызывает нарекания…


Разига Ашеева из “Алтын Орды” в своей аналитической статье под названием “Двенадцатилетка – сказка…” достаточно жестко раскритиковала саму идею такого новшества. Она согласна, что, возможно, эта методика и передовая, недаром ее принимает Россия, но Казахстану ничего хорошего такая реформа не принесет. Ибо: “…Сразу встает вопрос о дополнительном финансировании. А в этом отношении у нас всегда был завал. Если бы все получилось как задумано, тогда и возражений нет <…> Но как будет с этим вопросом на самом деле, зависит только от правительства. Это первое <…> Во-вторых, безусловно, что двенадцатилетней школе потребуются новые учебники. Таких сегодня в наличии нет. У русских методологическая база по созданию учбников насчитывает семьдесят лет. У нас в этом плане почти ничего нет. Мы не хотим признаться себе в том, что даже для сегодняшней школы у нас мало хороших и сильных учебников. Учебная литература для младших и начальных классов не прошла полной апробации <…> В-третьих, если учесть, что двенадцатилетняя школа предъявляет иные требования, потребуются уже сегодня новые учителя, могущие преподавать на стыке требований, предъявляемых средней школой и высшей школой (т.е. вузовского масштаба.-Прим.). Есть у нас такие учителя? Об этом, похоже, наш Минобраз тоже не задумывается…<…> Разрушить то, что имеется под рукой, очень легко. Сие не означет, что надо пугаться нового, прогрессивного. Но в данном случае в погоне за внедрением “великой” идеи наш Минобраз явно пошел на такую реформу неподготовленным. Чиновники от образования прослывут прогрессивными деятелями, шагающими в ногу со временем, а все трудности падут на головы директоров школ. Если реформа пойдет совсем уж туго, то виноватыми вновь окажутся директора школ и учительский корпус… ”.


А вот президент АО издательства “Мектеп” Аскарбек Кусаинов, специально изучавший систему школьного образования в Германии, считает в своей статье, опубликованной в “Егемен Казакстан”, что это прорыв и реформа принесет свои позитивные плоды… Понятно, что доктор педагогических наук не просто лоббист, а, возможно, один из разработчиков этого проекта.


Отцы и дети


В начале следующего месяца (сентября) в Актау стартует Конгресс молодежи Казахстана и молодежный фестиваль “Каспий – море дружбы”. Об этом сообщает “Егемен…”. Об этом же, а также о многом другом на страницах “Казакстан-ZAMAN” (24.08.01) рассказывает Болатбек Толепберген, активист республиканского молодежного движения “За будущее Казахстана”. По его мнению, сегодня Казахстан — это страна молодежи. 26 процентов всего населения республики составляет молодежь от 16 до 29 лет. Причем, когда мы говорим о молодежи как таковой, основную массу ее составляет именно казахская молодежь. И вот вся эта масса никак не может стать серьезной общественной силой. Особенно тяжело приходится казахскоязычной молодежи, у которой в силу объективных обстоятельств гораздо меньше возможностей найти себя. Во многом это связано с тем информационным вакуумом, в котором находится этот слой молодежи. Б.Толепберген совершенно верно замечает, что их сверстники, например, имеют шансы найти работу, учебу, используя ресурсы Интернета. Неказахскоязычным легче получить гранты от зарубежных фондов, пройти престижные курсы… Власть тем временм практически закрыла глаза на эти очевидные всем проблемы. Зато обвинений в адрес молодежи, которая “испортилась, которая “и такая и сякая”, хватает на каждом шагу. Есть проблема непонимания между старшим и младшим поколениями: “…Короче, и те и другие ведут себя как большие дети”.