Наказан за “все”



В Астане завершился суд над Акежаном Кажегельдиным. Отныне его добровольное возвращение в страну невозможно, так как тогда будет приведен в исполнение приговор суда, обрекающий некогда второго человека в государстве на 10-летнее тюремное заключение. По приговору суда исчисление наказания начнется с момента фактического задержания экс-премьера.


Судья Верховного суда Бектас Бекназаров именем Республики Казахстан приговорил Акежана Кажегельдина к лишению свободы сроком на 10 лет с конфискацией имущества. Отбывать это наказание экс-премьер должен в исправительном учреждении общего режима. Подобный вердикт был вынесен судьей после более чем трехчасового оглашения приговора.


Как и полагается, судья Бекназаров читал приговор, описывая каждый эпизод обвинения в отдельности и обосновывая законность или незаконность инкриминируемых Кажегельдину правонарушений. Так из многотомного дела экс-премьера он счел недоказанным лишь эпизод о противоправном принятии постановления правительства № 100 от 24 января 1997 года. Напомним, что данный документ наделял налоговыми льготами экспортеров лома черных и цветных металлов. Так как данное постановление признано утратившим силу только в начале нынешнего года, то, утверждает судья, это отклоняет утверждение о нарушении закона именно Кажегельдиным. Ведь и Кабмин, возглавляемый премьером Балгимбаевым, действовал согласно данному постановлению.


Суд также посчитал неубедительными обвинения в адрес Кажегельдина, касающиеся несвоевременной уплаты им налогов. Известно, что декларация о доходах, полученных экс-премьером в 1997 году, была представлена в фискальные органы лишь год спустя. В ней была указана зарплата экс-премьера за 1997 год (1млн 68384 тенге) и сумма гонорара за книгу “Казахстан в условиях реформ”, составившая свыше 7,5 млн. В день подачи данного документа Кажегельдин выплатил подоходный налог в сумме 2 млн 722 тысяч тенге. Он также заплатил штраф за несвоевременную подачу декларации в размере 6600 тенге. Таким образом, считает Бекназаров, Кажегельдин уже в 1998 году понес административную ответственность за совершенный им проступок.


Во всех остальных эпизодах дела, диссидентствующий экс-премьер признан виновным. Теперь, чтобы привести приговор в исполнение, дело остается за малым — доставить его в Казахстан. Однако сделать это будет весьма сложно, ибо во многих западных странах за Кажегельдиным закрепился имидж политического оппонента нынешнему режиму, в связи с чем его выдача выглядит сомнительной. Тем не менее половина приговора уже сейчас будет приведена в исполнение. Речь идет о конфискации имущества в доход государства. Прежде всего это объекты недвижимости: 4-комнатная квартира в элитном районе Алматы, которая была предоставлена осужденному в годы премьерства, дом в местности Рот Сен Женьез и вилла с земельным участком в местности Ватерлоо (Королевство Бельгия). По решению суда Кажегельдин лишается прав на 9960 акций предприятий на сумму 278 млн 800 тысяч тенге. Изъятию подлежат и дивиденды на них за 1998 и 1999 годы в размере свыше 110 млн тенге. В настоящее время данные средства находятся под арестом в финансово-промышленной группе “Семей” (Восточно-Казахстанская область). Кроме того, у экс-премьера конфискуются бронированный автомобиль “Мерседес-600” и джип “Тойота Ленд Крузер”.


На этом суровость судебного наказания не исчерпана. Экс-премьер признан гражданским ответчиком за ущерб, причиненный государству в результате “преступных деяний”. По решению суда выдвинутый иск составляет 1 млрд 677 852 634 тенге. Для его “добровольной” уплаты А. Кажегельдину предоставлен месячный срок с момента оглашения приговора. Обвиняемый должен уплатить и все судебные издержки, составившие 172 200 тенге.


Ну и, наконец, вслед за материальным, Кажегельдина ожидает и моральное “возмездие”. Суд принял решение о необходимости внесения президенту Нурсултану Назарбаеву представления о лишении бывшего соратника ордена “Парасат”. Этой наградой он был награжден президентом в октябре 1997 года.


Какова на этот приговор реакция осужденного, естественно, никто в Казахстане не знает. Однако и без того ясно, что сомнения в объективности приговора останутся до тех пор, пока будет существовать сама практика заочных судов.


Назначенный государством адвокат Кажегельдина Александр Тарабрин сразу же после оглашения приговора высказал журналистам свое несогласие с решением суда. Он намерен оспорить его решение в вышестоящей инстанции. “После ознакомления с протоколом судебного заседания мною будет подана надзорная жалоба на имя председателя Верховного суда РК Кайрата Мами, — подчеркнул адвокат. – С таким приговором я не могу согласиться. Мое убеждение оставалось твердым с самого начала, потому что прямых доказательств в виновности моего подзащитного предоставлено не было”.


По словам адвоката, исполнением приговора, в первую очередь задержанием А. Кажегельдина, будут заниматься сотрудники Министерства внутренних дел.