Казахстанский Кинематограф: прошлое, настоящее, будущее?…

Картины казахстанских режиссеров за последние несколько лет были представлены и удостоены призов на крупнейших международных фестивалях класса “А” в Сан-Франциско, Каннах, Брауншвейке, Турине, Париже, Москве и многих других.


Всплеск отечественного кино пришелся на 90-е годы, начавшись в перестроечный период, оно развивалось в течение десятилетия. Флагманом в этом процессе была казахская “новая” волна. Выпускники студии Сергея Соловьева очень гармонично сочетали в своем творчестве как исконно национальную, так и мировую культуру.


По словам Гульнар Абикеевой известного казахстанского киноведа, “Казахстанское кино в советский период не испытало такого взлета, как киргизское или узбекское. Казахстан был очень сильно подвержен идеологии, поэтому, если не брать ярких личностей, огромное количество картин снималось заказного, производственного и историко-революционного характера.


В советский период в республике выпускалось до восьми полнометражных художественных и более пятидесяти документальных фильмов. Были созданы “Кыз Жибек”, “Наш милый доктор”, “Меня зовут Кожа” – картины, которые до сих пор пользуются успехом у нашего зрителя. Кинематограф советского периода был своего рода отправной точкой для развития кино сначала перестроечного, а затем и независимого Казахстана.


“Перестроечное кино – это была жуткая путаница и безалаберность, тошнотворные корпоративные фильмы”, считает Лейла Ахинжанова, казахстанский кинодраматург, сценарист телесериала “Перекресток”.


В годы перестройки появляются картины “Игла” Рашида Нугманова, которая стала знаменем всего “перестроечного” кинематографа не только КазахстанаЁ но и Советского союза; “Влюбленная рыбка” Абая Карпыкова, “Месть” Ермека Шинарбаева, “Конечная остановка” Дарежана Омирбаева, “Волчонок среди людей” Талгата Теменова.


1989 год принес казахстанским режиссерам первые призы на престижных международных кинофестивалях: лента “Прикосновение” — была показана в конкурсе Нантского кинофестиваля, “Волчонок среди людей” – во Франкфурте на Майне и в Лиссабоне, премьера “Влюбленной рыбки” состоялась в Нью-Йорке. Именно в этот год появилось определение казахская “новая” волна.


“Казахстанское кино в этот период играло особую роль, — рассказывает Гульнара Абикеева, — вдруг как бы на пустом листе возникло абсолютно современное, авторское, очень элитарное и европейское кино. И по тому, какие задачи оно выполняло, стало понятно, что Казахстан – отнюдь не провинция, а может больший центр, чем Москва”.


Перестроечное кино заполнило своеобразный вакуум образовавшийся в советское время, картины отображали реалии своего времени, в них уже не было той помпезности и приторности, которыми отличалось кино социалистическое.


Расцвет казахской «новой» волны пришелся на середину и конец 90-х годов. Картина Дарежана Омирбаева “Кардиограмма” шла во Франции в прокате два месяца, “Жизнеописание юного аккордеониста” Сатыбалды Нарымбетова удостоено шести призов во главе с премией Жоржа Садуля Французской академии, “Фара” Абая Карпыкова получил приз за лучшую мужскую роль на Московском кинофестивале.


“На данный момент состояние казахстанского кино можно и нужно назвать своеобразным “возрождением” после некоторого времени застоя. Застоя не потому, что наши кинематографисты не могли творить, а из-за отсутствия денег”, — считает Ануар Джарлкаганов, ответственный секретарь Национальной компании “Казахфильм” им. Ш. Айманова,


Однако вместо подъема кинопроизводство Казахстана с каждым годом падает. На сегодняшний день оно достигло одного фильма в год. В то же время, к примеру, в Узбекистане ежегодно снимается 10-12, а в России до восьмидесяти кинолент.


В 99-м году – фильм “Фара”, в 2000-м “Три брата”, а в 2001-м “Дорога” Дарежана Омирбаева. При этом “Фара” был завершен только при финансировании России, “Три брата” Серик Апрымов заканчивал при поддержке голландского “Хуберт Болс” фонда, а картина “Дорога” полностью финансируемая французскими продюсерами, готовилась специально к Каннскому фестивалю.


Казахстанские искусствоведы и киноведы считают, что “Новое кино – кино, которое начинает присматриваться к жизни, анализировать, делать выводы. И лучшее, что было в советском кино не умерло, а приобрело другое качество и сейчас в том или ином виде существует в кинематографе Центральной Азии”.


Около половины всех фильмов республики в 90-е годы снималось на частных киностудиях. На тот период их насчитывалось 28, сегодня можно пересчитать по пальцам. Первопоходцем и безусловным лидером была студия “Катарсис”, директором которой являлся Максим Смагулов. Из пяти кинолент снятых в 90-м году три были сделаны на этой студии. Кроме того существовали студии “ХХI век”, “СКИФ”, “Кадр”, “Кадам”, “Елимай”, “Кино” и ряд других. На сегодняшний день ихвестны. студия “Кадам” при режиссере Дарежане Омирбаеве, студия Амира Каракулова и киностудия Серика Апрымова.


“Банки, богатые компании давали кредиты, и фактически каждый режиссер открывал собственную киностудию. Сейчас остались только студии режиссерские”, — утверждает Гульнара Абикеева.


По мнению г-на Смагулова “частных кинокомпаний нет и не было вообще, за исключением “Катарсиса”. Они все брали деньги из государственного бюджета. И реально кредиты брали всего 2-3 независимые киностудии”.


Вследствие отсутствия в Казахстане какой-либо законодательной базы в отношении кино деньги, вложенные меценатами, облагались высокими налогами, и сегодня независимые компании очень неохотно спонсируют кинопроизводство в нашей стране, что и привело к закрытию большинства частных киностудий. То, что в Казахстане до сих пор нет Закона о кино не позволяет вести равноценный диалог с партнерами, поскольку это предполагает определенную долю риска, а также просто регулировать кинопроцесс в республике.


Государственная киностудия “Казахфильм”, как и частные за последнее десятилетие претерпела множества изменений и несколько раз реструктурировалась. Во время перестройки из “Казахфильма” создали ряд творческих объединений. Затем Кинокомитет присоединили к Министерству культуры, а киностудию разделили на Национальный продюсерский центр, который занимался распределением средств для производства фильмов, и непосредственно кинофабрику. В апреле 2000 года путем слияния Казахской кинофабрики им. Ш Айманова, Национального продюсерского центра и РПО “Казкинопрокат” была образована Национальная компания “Казахфильм” им. Шакена Айманова, коей на сегодняшний день и является.


В нынешнем году правительство выделило “Казахфильму” Т220 млн., для сравнения, бюджет киностудии на прошлый год составлял чуть более 100 млн. тенге. Это позволило запустить новый фильм Сатыбалды Нарымбетова “Молитва Лейлы”, и окончить работу над фильмами “Десант” Лейлы Аранышевой, “Волшебный спонсор” Аси Сулеевой и Серика Райбаева, а также над мультфильмом, который снимался порядка 4-ех лет “Счастье Кадыра”. Ведутся досъемки над кинолентами “Сагыныш” Г. Кабдолловой и “Дядя я тебя убью” Д. Манабаева. Все эти картины – незавершенные проекты за последние три года.


Кроме того, в прошлом месяце “Казахфильм” подписал генеральный проект с китайской киностудией “Тянь-Шань” по производству крупного исторического фильма “Сардар” — первый совместный казахстано-китайский проект.


По словам г-на Джарлкаганова, впервые на киностудии снимается фильм, судьба проката которого уже предрешена, т.е. фильм будет иметь прокат не только в Казахстане, но и в Китае. Данный прокат сможет вернуть затраченные на съемки деньги.


Один из основных направлений работы киностудии на данный момент по производству художественных фильмов – это проект “Кочевники”, своеобразное продолжение проекта “Аблайхан”, разговоры о котором идут уже на протяжении 4-ех лет. Правительство РК поддержало этот проект и сейчас пишется литературный сценарий. Администрация киностудии надеется в сентябре этого года защитить литературный проект и начать подготовительный период к запуску картины. До конца года планируется получить первое финансирование из Республиканского бюджета, общий же бюджет картины составляет $25 млн.


Сегодня киностудию “Казахфильм” часто обвиняют в том, что она делает ставку на фестивальные киноленты. Поскольку практически все фильмы, снятые на студии за последние несколько лет, представлялись на международных кинофестивалях, не имея проката.


“Казахстанское кино не дает никакой прибыли. Они снимаются для фестивалей и “кучки” кинокритиков”, — утверждает Баян Барманкулова, казахстанский киновед.


По словам Максима Смагулова, президента Союза Кинематографистов Казахстана: “Деньги правительство выделяет в основном на исторические картины, а “фестивальные” фильмы снимаются за счет европейских фондов. Но европейские фонды не имеют выхода на мировой экран, им закрыт доступ к дистрибьюции американского кинорынка.


С момента обретения Казахстаном независимости киностудия также много внимания уделяла фильмам на историческую тематику. За эту декаду в свет вышли такие исторические фильмы, как “Гибель Отрара”, “Абулхаир-хан”, “Абай”, “Юность Жамбыла”, теперь проекты “Сардар” и “Кочевники”.


По словам Ануара Джарлкаганова, к вопросу как создать фильмы на историческую тематику , способные поднять престиж страны на международной арене у нас подошли слишком непродуманно. Мы смешали процесс создания масштабных исторических полотен со стихией авторского кино. И, как следствие, в 2-х серийной ленте “Абай” и в картине “Юность Джамбула” получили главных героев на уровне личностных качеств режиссеров”.


В 1994-1995 годах на фильм “Абай” (реж. Ардак Амиркулов), приуроченный к 150-летнему юбилею поэта, было затрачено около двух млн. долларов, через год к юбилею Жамбыла — историческая лента “Юность Жамбыла” (реж. Кано Касымбеков).


Уже на уровне сценария фильм был обречен на провал — $2 млн. было потрачено на картину, которую никто не видел. Вместо дорого двухсерийного “Абая” можно было снять десять фильмов со средним бюджетом. Производство этих дорогостоящих лент серьезно подкосило казахстанский кинематограф”, — считает г-жа Абикеева.


Казахстанский зритель не видел не только “Абая” и “Юность Жамбыла”, по причине того, что в республике не налажена система кинопроката, наша аудитория не имеет возможности видеть фильмы казахстанских режиссеров, в то время как они с успехом показываются в кинотеатрах Европы. Фактически отсутствует какая-либо работа по продаже, маркетингу и прокату отечественных картин. Телевидение не заинтересовано в показе наших кинолент, и казахские фильмы демонстрируются только в национальные праздники на отдельных каналах.


“Нужна реклама. Они покупают копии, берут на реализацию пятьдесят на пятьдесят процентов. Они лучше российских актеров пригласят. Выгоднее платить Эльдару Рязанову или Меньшикову, чем нашим казахстанским режиссерам и актерам, — утверждает президент Союза кинематографистов.


По словам Алмаза Малдыбаева, генерального директора киносети “Отау-Синема”, не было ни одного случая, когда к ним пришли создатели наших казахских фильмов. Мы готовы потратиться на рекламу. В финансовом плане мы можем показывать недоходные фильмы. К таким относятся и фильмы наших казахстанских режиссеров. Создается впечатление, что киностудия “Казахфильм” выпускает ради выпуска. При создании не учитывается наш зритель, продукция выполняется на заказ.


Аппаратура, стоящая на киностудии, не менялась со времен Советского Союза. Техническая “отсталость” наших фильмов приводит к тому, что как западные, так и отечественные фирмы по прокату их не покупают. Картины, за последнее время созданные на киностудии, были записаны в системе моно, в то время, как казахстанские кинотеатры оборудованы системой Долби стерео.


“Молитва Лейлы” снимается уже по мировым стандартам, рассказывает г-н Джарлкаганов, — в этом плане очень важен проект “Кочевники”, поскольку определенный процент вкладывается на покупку нового оборудования”.


Несмотря на то, что в Казахстане мало знают об отечественном кино, фильмы снимаются, хотя режиссеры и киноведы выражают различные опасения по поводу будущего нашего кинематографа.


Гульнара Абикеева высказывает довольно пессимистический взгляд на перспективу наших фильмов. Она опасается, что, если производство картин так и будет снижаться, то в скором времени большинство казахстанских режиссеров уедут из страны, как минимум в Узбекистан


Максим Смагулов считает, что в Узбекистане хватает своих режиссеров. Кино развивается и будет развиваться, есть только одно решение проблем казахстанского кино – выход на мировой, в частности, на американский, голливудский кинорынок.


“Будут деньги, будет и кино”, — утверждает Лейла Ахинжанова.


Киноведы возлагают надежду на молодежь. Их называют “новое-новое” казахское кино. Начиная с 1999 года ежегодно при поддержке фонда Сорос-Казахстан проводится фестиваль молодежного кино “Смотри по-новому”, на котором демонстрируются фильмы студентов и выпускников Алматинского института театра и кино.


“Главное, что новое поколение есть и очень скоро будет наступать на пятки своим учителям, а это и есть признак того, что кинопроцесс жив”, — говорит г-жа Абикеева.