
Балташ Турсумбаев — один из тех редких людей, которые, даже находясь вне политической авансцены, неизменно интересны своим мнением. В стране и мире прошло немало событий, но лишь после известных событий в США экс-секретарь Совета безопасности РК прервал свое молчание. -Ваши впечатления и выводы по поводу крупных террористических актов на территории Соединенных Штатов…
— Самое угнетающее… Безгрешных, идеальных государств в мире еще не было, но сегодня, когда террористический удар был нанесен по оплоту западной демократии, можно согласиться с мнением, что это — дерзкий вызов всему международному сообществу. Эти печальные события могут иметь катастрофические последствия. Уже сейчас большая часть мировых СМИ, в частности российские, чьими потребителями мы остаемся, нагнетает истерию вокруг исламского мира, арабов. Есть реальная угроза, что могут последовать совершенно неадекватные меры. Итог в таком случае только один – взаимная ненависть, противостояние вырастут в геометрической прогрессии и тогда уже точно можно будет говорить о пропасти, которая никогда не исчезнет между христианским и исламским мирами; развитыми, цивилизованными государствами и странами третьего мира. Мне кажется, что при столь высокой степени вероятности возникновения глобального мирового конфликта (не хочу говорить: “третья мировая война”) пора отказываться от доктрины, записывающей в “изгои” целые государства, а то и конфессии. Экстремисты встречаются и в развитых странах, вспомните японскую группу “Аум сенрикё”, ведь она тоже готова была проводить террористические акты техногенного, апокалипсического характера. Кстати, другая японская экстремистская организация, ультра коммунистическая, даже взяла на себя ответственность за манхаттенский кошмар. Поэтому в дальнейшем я бы предостерег многих политиков от заявлений, когда вдруг виновными будут объявлены представители одной конфессии, одной нации, одной расы. Представим на миг, что это дело рук и впрямь какой-нибудь радикальной исламистской террористической организации, а удар, и не только военно-силовой, но и пропагандистский будет нанесен по нескольким странам, по всей мусульманской умме. Маятник симпатий и сочувствий может качнуться совсем в иную сторону. Делить мир по религиозным признакам сегодня — это кликать новую беду. Состоялся точечный удар со стороны террористов, теперь и ответный карающий удар должен быть не только неотвратимым, но и суперточным. Если же в этой истории замешаны целые страны и их руководство, то есть в международной практике балканский опыт. Гаагский международный трибунал – это и есть демократия. Только так…
-Вам один московский собкор ставил в вину, что, будучи секретарем Совбеза, вы недооценили талибов. Это первое. Второе. Что вы можете сказать о состоянии казахстанской безопасности в связи с реальной угрозой международного терроризма?
— Опять двадцать пять. Тогда речь шла о широкомасштабных военных действиях этих “босяков” на территории Казахстана. Все эти вопли-сопли вашего брата журналиста о талибанском “походе до Урала” надо было прекращать. И вновь могу повторить – не придет сюда афганский моджахед. Но международный терроризм – это вещь совсем иного порядка. И вот здесь-то могу со всей ответственностью заявить: ни в мою бытность секретарем Совета безопасности, ни сегодня мы не имеем эффективной системы безопасности. И здесь на первый план выходят даже не военные и иные спецресурсы (хотя и в этой сфере у нас масса проблем!), а то, что у нас творится в области внешней политики. Ну нельзя такой стране, как Казахстан, вести “многовекторную политику”. Это, наверное, самое неудачное “казахстанское” ноу-хау. Внешняя политика страны, конечно же, должна строиться по нескольким направлениям, но выбираются приоритеты, а они должны базироваться на сотрудничестве прежде всего с Россией, США и демократическими странами Запада. А у нас какая-то несъедобная каша: мы и с Китаем во всем согласны, и исмаилитов принимаем, и ИДУ осуждаем… Осталось только нейтралитет на туркменский манер объявить, и наша многовекторность станет завершенной.
-Но ведь Туркменистан в этом плане наиболее спокойная страна. Там практически нет вооруженных сил, а Туркменбаши спокойно проводит свою политику, никто не покушается на его южные рубежи. А узбеки и кыргызы третий год живут под дамокловым мечом вторжения.
— Если мировое сообщество не решит проблему Афганистана и в целом международного терроризма, хрупкое спокойствие Туркменистана может в один миг исчезнуть. Регион наш с этой точки зрения один из самых проблемных в мире. Кстати, вот куда могут спокойно проникнуть талибаны, так это как раз в Туркменистан. А там по безлюдным пескам “басаевским” рейдом можно просочиться до Западного Казахстана. Это куда более легкий маршрут, чем пробиваться через казахстанские и узбекские заставы. Но на текущем этапе, конечно же, внешняя политика Туркменистана эффективна. Нашему Совбезу и дипломатам есть чему учиться у соседа. Если есть необходимость, надо налаживать связи с теми, от кого может исходить потенциальная угроза. Зачем такая внешняя политика, которая не преследует прежде всего интерес своего государства? А мы зачастую идем в фарватере конфронтационных заявлений, скажем, той же России. Сегодня куда важнее именно дипломатические рычаги.
— А как же военные силы, спецслужбы?
— Разумеется, было бы неумным забывать об укреплении боеспособности войск, становлении спецслужб. Короче — делать то же самое, что делает в этой сфере Россия. В данном случае — это самый конструктивный “плагиат”. И вообще нам, казахстанцам, надо вырабатывать государственную идеологию и чем скорее, тем лучше, покончить с расхлябанностью первых десяти лет независимости, поскольку никто нам теперь спокойной жизни не даст. А пока у нас, если судить даже по внешним признакам, продолжается бардак. Высший армейский чин, комментируя недавнее падение вертолета МИ-8, говорит о каком-то “самолете”, пока его не поправил кто-то из журналистов, что речь-то идет вообще о вертолете. И это транслируется на всю страну! Коррупция проникла в правоохранительные структуры. Сплошь и рядом идет предательство интересов государства, т.е. интересов народа Казахстана. Об этом, кстати, и косвенно и прямо сообщают средства массовой информации как Казахстана, так и зарубежные, а нам остается только анализировать: до какого же предела можно дискредитировать государство? О какой эффективной системе безопасности можно говорить? Вот у нас пошла мода на взрывы складов боеприпасов. Что это: коррупция, диверсия, удар молнии? Никто ответа на это не дает… Примерно та же картина вырисовывается и на межгосударственном уровне. Нет никаких сведений об Антитеррористическом центре: чем он занимается, какие средства в него влили… А ведь должна быть прозрачность, должна быть убежденность, что все эти действия — не пустая декларация. Но, с другой стороны, мы видим, что даже спецслужбы такого колосса, как США, ничего не смогли противопоставить террористам…

