Уроки нефтяной независимости

Меняем нефть на чужую устойчивость


Многие издания на прошедшей неделе обратились к нефтегазовой тематике, использовав как информационный повод выставку KIOGE-2001. “Казахстанская правда” сообщила, что “большая нефть” по-прежнему привлекает инвесторов, наибольшую активность со стороны северного соседа проявила компания “Лукойл”, которая собирается разрабатывать каспийские месторождения вблизи российской береговой линии. В свою очередь, посол США Ларри Нэппер заявил, что Америка “поддерживает политику Нурсултана Назарбаева по доставке казахстанской нефти на мировые рынки посредством нескольких трубопроводов”. В ответ на это еженедельник “Деловое обозрение “Республика” напомнил истину, которую знает любой школьник: “Если у вас есть емкость с жидкостью, то чем больше количество и диаметр выходящих из него труб, тем быстрее она опорожнится”. Газета подошла к теме философски: “Большая нефть – богатство или проклятье?” — так была названа статья на первой полосе. Анализируя ситуацию, сложившуюся на рынке “черного золота” в Казахстане, автор задается вопросами, которые уже целое десятилетие волнуют наше общество: “Почему нефтедоллары в основном попали в карман иностранных инвесторов? Почему Казахстан не требует от инвесторов развития нефтепереработки и нефтехимии? Надо ли наращивать добычу нефти?.. Нужно ли республике столько нефтепроводов? Насколько хватит запасов, и что мы будем делать после того, как они закончатся или их добыча станет нерентабельной?” Кроме того, еженедельник поднял еще один вопрос. Известно, что кое-что из потока нефтедолларов все же осело в государственной казне (около миллиарда $), но, однако, там и застряло. Якобы как закладка на будущее. Но “Есть ли смысл добывать нефть и продавать ее за доллары, чтобы потом на эти доллары покупать ценные бумаги американского правительства?” — спрашивает журналист. Получается, что мы “Отдали нефть в обмен на веру в американскую устойчивость”. В итоге, по мнению автора, мы будем просить помощь у “государств, которых природа, не дав запасы полезных ископаемых, заставила думать о том, как выжить. И которые могут, в конечном счете, оказаться счастливее нас”. “Время по” обратилось к проблемам нефтяных регионов, в частности Мангистауской области. Все здесь, в Актау, представляет собой удивительный контраст между супертехнологиями ХХI века и первобытным хозяйством позапрошлого столетия. Практически не разработана сфера услуг, вечером здесь почти некуда пойти, высокие зарплаты нефтяников и нищета остального населения порождает преступность и развращает нравы, таковы наблюдения корреспондента.


Разочарования Бути


“Свидетелем” “Панорамы” стал на этот раз депутат мажилиса Булат Абилов. Наряду с дежурными воспоминаниями о прошедшей эпохе и объяснениями, почему все-таки разгосударствление и приватизация окончились не как лучше, а как всегда, в интервью содержатся действительно интересные вещи. Например, воспоминания о том, как он, президент тогда недавно созданной фирмы со странным названием, покупал на аукционе авторучку президента. По словам г-на Абилова, получалось все это неосознанно, в эмоциональном порыве: “Как представитель казахстанского бизнеса я считал, что если ее купит иностранец, она уедет за границу, а про нас скажут, что мы умеем только машины покупать. Или купит человек с криминальными наклонностями, или кто-то перепродаст, сделает на ней рекламу…” По словам Булата Абилова, выход Казахстана на мировой рынок принес множество разочарований: мир ничуть не изменился, и развитые страны по-прежнему проводят то, что в учебниках называлось колониальной политикой. Кроме того, глава компании, чье имя символизирует ныне целую эпоху, признался, что ждал большего от своего парламентаризма. А в итоге “Заканчивается пленарное заседание – и порой видишь, как депутаты бегают за министрами со своими вопросами. Это значит, что парламент в основном декорация, и депутаты тоже понимают, где настоящая власть”.


А ему все нипочем


“Известия” на своих страницах задались вопросом, помогут ли США своим союзникам в Центральной Азии в случае, если талибы обрушат на них свой гнев. Ведь террористы вслед за Америкой ясно дали понять: друг моего врага – мой враг. Автор статьи Андрей Чеботарев сообщил: “Казахстан получит 4,4 млн долларов с последующим финансированием примерно в тех же объемах для обеспечения безопасности в Центральной Азии”. Кроме того, нашей стране будет предоставлено специальное оборудование для усиления пограничной охраны. Но, по мнению журналиста, такая “забота” имеет и другие цели. В геополитическом плане наш регион – это целая система сухопутных, водных и трубопроводных коммуникаций. И установление контроля за этими путями открывает для Америки новые горизонты. Газета “Экспресс К” сообщила, что, возможно, министр обороны США Дональд Рамсфелд встретится в Ташкенте с лидерами Северного альянса Афганистана. А “Деловое обозрение” вплотную подошло к проблеме поиска денег Усамы бен Ладена. Вполне возможно, заявляет автор, что “Целый ряд известных западных банков, некоторые из которых работают в Казахстане или являются корреспондентами казахстанских банков, могли быть использованы структурами, которые контролируются бен Ладеном и его организацией “Аль-Каида”. Сейчас в поле зрения следователей находятся прежде всего четыре исламских банка. Банкиры этих и других подозреваемых банков теперь вынуждены сообщать спецслужбам информацию о своих клиентах, ужесточаются требования к клиентам этих банков. Самого же “террориста №1” все эти усилия беспокоят мало. В своем недавнем интервью он заявил, что его организация располагает не одной, а сразу тремя независимыми финансовыми сетями.


Туркменское образование – самое лучшее образование в мире!


“Деловая неделя” посвятила немало материалов Дню учителя. Размышления на первой полосе о реалиях сегодняшнего дня, о том, как должно воспитывать юное поколение не сбились ни на отчаянную безнадегу, ни на слащавую риторику. Воспитывать могут не одни только преподаватели-гуманитарии, это может делать и “строгая физичка”, и учитель физкультуры одним только отношением к работе, к жизни. Что касается сферы высшего образования, здесь всех удивил министр образования Туркменистана А. Аширов, который заявил, что иностранные дипломы частных вузов теперь не будут котироваться, так как “там уровень подготовки низкий”. Такое заявление звучит впервые. Главное, что ведь ничего и не возразишь. Недавняя аккредитация в Казахстане, в принципе, сводилась к тому же. Туркменистан таким образом пытается поднять собственное образование. На сегодняшний день в стране “проживает 123 национальности, дети которых – выпускники школ, лицеев, и многие из них имеют прочную установку на отъезд, в основном они ориентированы на учебу в российских вузах”