Легитимность действий США не вызывает сомнений


К сожалению, несмотря на все усилия, цивилизованное человечество (а не только Запад в его узком понимании) к началу XXI века не выработало надежных механизмов борьбы с тоталитарными диктаторскими режимами, угнетающими свои народы и представляющими угрозу для окружающих государств в региональном, а иногда и мировом масштабе.


Бомбежки НАТО в Югославии – не лучший, если вообще не самый худший (!) метод, лишний раз демонстрирующий бессилие мирового сообщества перед такими режимами. Но этнические чистки в Косово, события в Хорватии и Боснии происходили задолго до этих бомбежек, и мир ничего не мог поделать с режимом Милошевича.


Как известно, определенную роль в разрешении международных конфликтов играет ООН, в особенности Совет Безопасности ООН, состоящий из пятнадцати членов, пять из которых: Китай, Франция, Россия, Великобритания и США являются постоянными членами.


Совет Безопасности принимает резолюции, причем по серьезным вопросам не так часто, чтобы кто-нибудь из постоянных членов не накладывал вето на то или иное важное политическое решение, тем более о применении силы. Геостратегические интересы, борьба за влияние в мировом масштабе редко приводят США, Россию и Китай к согласию.


К тому же большая проблема в том, что при вооруженном конфликте никто не хочет ввязываться в войну, а механизмы реализации резолюций Совета Безопасности достаточно слабы.


Тем не менее в ряде случаев удается добиться принятия общего решения, в том числе и в случае с реакцией на террористические акты против США.


Кстати, достаточно странно слышать рассуждения на тему, имеют ли США то или иное право на те или иные действия в одностороннем порядке и т.д. Такое ощущение, что дискутирующие либо не знают, либо сознательно умалчивают, что США не единолично принимают и реализуют то или иное решение, что эти решения принимаются в ходе консультаций с десятками государств, которые официально выражают поддержку или даже участвуют в тех или иных операциях.


Аргумент, что все эти страны являются “сателлитами” или находятся в сфере влияния, или прямо зависят от США, не выдерживает никакой критики, поскольку тогда получается, что большинство стран и народов мира “подмяты” американцами и только небольшая группа “гордых” государств противостоит гегемонизму “империалистической сверхдержавы”.


Может, какое-то самоудовлетворение от этого у кого-то и есть, но этот тезис крайне далек от истины.


Нельзя сказать, чтобы американцев так сильно любили даже в странах-союзниках. Не нравится американский эгоцентризм, иногда бесцеремонность и беспардонность на мировой арене, бедным странам третьего мира не нравятся богатые, которые к тому же весьма неравномерно и несправедливо используют мировые сырьевые ресурсы.


Тем не менее цивилизованный свободный мир признает определенное лидерство США и поддерживает те или иные усилия этой страны по построению безопасного мира.


Мир становится все более взаимозависимым, все более беззащитным и даже самые жесткие меры безопасности, построение любых “колпаков” и других систем не гарантируют безопасности той или иной страны. Единственное решение — это устранение источников угроз. Большей частью ликвидация этих угроз лежит в политическом урегулировании тех или иных конфликтов, особенно в настоящее время (палестино-израильского).


Чему, однако, должен быть однозначно поставлен заслон – это попыткам использовать терроризм в качестве способа достижения политических целей. Потому что в противном случае никто не знает, что те или иные радикальные или экстремистские группировки будут считать достаточным основанием для террористических атак на гражданские объекты и население с целью решения тех или иных политических вопросов.


Именно поэтому большое количество стран от Японии до Австралии, от Китая до Канады и от России и других стран СНГ до государств Западной, Центральной и Восточной Европы в той или иной форме вступили в борьбу с международным терроризмом. И в этой части, с учетом позиции Совета Безопасности, легитимность действий США и их союзников по антитеррористической коалиции в отношении баз террористов и организации Усамы бен Ладена практически не вызывает сомнений. В отношении прямой или косвенной вины последнего, по-моему, вообще нет никаких сомнений. Так же, как нет оснований не доверять свидетельствам глав многих государств, ознакомленных с секретными доказательствами участия определенных террористических организаций в атаке на Вашингтон и Нью-Йорк, представленными спецслужбами США.


Я, как правозащитник, для которого право на жизнь одно из главных неотъемлемых прав человека, не могу, естественно, быть сторонником никакой войны и допускать гибель любых людей, особенно ни в чем не повинного гражданского населения.


Поэтому самое сложное в антитеррористической операции это кропотливая и долговременная работа по ликвидации основ терроризма: радикализма, экстремизма и фундаментализма.


Следует признать, что мировому сообществу придется приложить много усилий для этого, особенно в таких странах, как Афганистан или Палестинская автономия, перманентно находящихся в условиях вооруженного конфликта, в том числе гражданской войны, или в странах, где социально-экономические условия провоцируют возникновение нетерпимой агрессивной среды и зачастую фанатизма, не предполагающего переговоров или компромиссного решения проблем.


Однако еще раз хочу подчеркнуть, что это не имеет никакого отношения к основам ислама или мусульманским странам. Это комплексная проблема тоталитарных режимов в бедных странах с полуграмотным населением.


И у мира нет иного выхода, как искать решение этой проблемы, причем прежде всего на уровне политического, а не военного вмешательства.


Если мировое сообщество, конечно, стремится к безопасному существованию.


Данная статья в полном объеме публикуется в журнале “Саясат”