Саммиты, саммиты, одни саммиты…

“ХАБАР — Жетi-кун”


Зачем президенты снимают галстуки


Как и положено главному официальному телеканалу республики, основной темой еженедельной информационно-аналитической программы “Жетi Кун” на Хабаре стал саммит глав государств СНГ на высокогорном курорте Чимбулак близ Алматы. Впрочем, чистой аналитики практически не было. Все то, что “обсосали” все отечественные и зарубежные средства массовой информации: российско-грузинские “непонятки”, ЦАС, горные лыжи, галстук Лукашенко на встрече без галстуков, двухсторонние и многосторонние встречи, “почему в средней Азии можно, а в Грузии нельзя?”, барражирующие в небе вертолеты, беспрецедентные меры безопасности и т.д. и т.п. Итог – огромное количество эфирного времени, занятого большим информационным материалом.


Отметился главный официоз и обширным интервью с госсекретарем и министром иностранных дел Касымжомартом Токаевым. В очередной раз сказался профессионализм Токаева в области дипломатии: много прилагательных – мало фактов. От разгневанного младодемократами человека не осталось и следа – в меру улыбчивый и строгий министр. Видимо, груз премьерства, упавший с плеч Касымжомарта Кемелевича, дает о себе знать.


Поведал Хабар и о намерениях нового премьера Имангали Тасмагамбетова повернуть правительство лицом к нашему многострадальному народу. Интересно, чем же оно к нему (народу) раньше стояло? Не одним же местом, наверное, вполоборота.


Прошел в программе “Жетi Кун” и традиционный дайджест событий ушедшей навсегда недели: встреча премьер-министров стран участниц ЕврАзЭС, встреча министров обороны стран СНГ, отечественные убийственные дороги и расходы на их строительство.


Венчал же программу сюжет о Евразийской телеакадемии. На прошлой недели в Алматы высадился десант, как заметил Владимир Рерих, динозавров телевидения из республик бывшего Советского Союза. Встретившись с будущими акулами пера, т.е. студентами факультета журналистики, обсудив все наболевшие проблемы и проведя мастер-класс, динозавры удалились восвояси, твердо решив поднимать евразийское телевидение. Почему-то от этого визита повеяло чем-то вроде московской проверки времен Великого и Могучего. Впрочем, поучить нас несмышленышей, быть может, и стоит. Начать, в плане аналитики, можно как раз с Хабара.


“КТК — Портрет недели”


“Ноль первые” сверили часы


По соглашению глав четырех государств (Туркмения, Узбекистан, Кыргызстан и Казахстан), создана организация Центрально-Азиатского сотрудничества, она призвана расширить рамки регионального сотрудичества. Возглавит ЦАС Ислам Каримов. Одной из целей неформального саммита президентов СНГ стал вопрос урегулирования ситуации в Афганистане. Также особое внимание журналистов привлекли высказывания Владимира Путина и Эмомали Рахмонова по поводу американского присутствия в Грузии. Встреча президентов длилась более трех часов, на саммите присутствовали все главы СНГ, за исключением Гейдара Алиева. В следующий раз они должны представить свои проекты дальнейшего развития содружества. По словам российского президента, саммит был очень полезен в том смысле, что участники смогли “сверить часы” по многим проблемам. Журналисты высказали недовольство устроителями встречи, по их мнению, освещение хода саммита было поставлено на очень низкий уровень, так что казахстанский зритель снова ущемлен в своем праве на получение информации. СМИ было разрешено задать только по одному вопросу от каждой страны, от Казахстана такой чести удостоилась “Казахстанская правда”.


Война телеканала с органами внутренних дел продолжается. МВД отрицают показания шофера КТК Данияра Есенова о том, что он был избит работниками милиции. Тем временем, по словам журналистов канала, совершено еще одно нападение на работника медиахолдинга “Алма-Медиа” В.Сафонова – в его окна была брошена бутылка с зажигательной смесью. Как заявил ведущий Артур Платонов, журналисты оставляют за собой право обратиться в международные правозащитные организации.


Слегка подзабытая “самым народным” “Харрикейн” снова возникла на экране. Нехорошая канадская компания опять пытается уволить наших людей. Еще одна иностранная компания эксплуатирует на Карачаганакском нефтегазоконденсатном месторождении аварийную буровую установку. Использование неисправной аппаратуры может привести к ситуации 1986 года – тогда пожар не могли затушить больше года.


И последний сюжет поведал о катастрофическом положении в области здравоохранения. Место Казахстана в этой сфере – где-то между Перу, Эфиопией и Танзанией, по крайней мере, так заявил ведущий аналитической программы. Проблем у республики действительно немало: каждый 4-й ребенок до года умирает на дому, в стране эпидемия сифилиса и обилие лжецелителей, которые только усугубляют и без того плачевное положение медицины. Одним из доказательств тяжелого положения здравоохранения журналисты считают тот факт, что минздрав вдвое превысил положенный лимит времени, читая свой доклад в парламенте.


“31-й Канал — Неделя”


Когда аналитика подменяется “пиаром”


Вся передача практически была посвящена “пиару” нового премьера И.Тасмагамбетова. Так как поводов к позитивному “пиару” практически не было, все это смотрелось весьма натянуто и уныло. Непонятен “успех” премьера на встрече глав правительств стран ЕврАзЭС в Москве (“авторитет нашего премьера был признан сразу”). Также никакого позитивного повода не дает и выступление премьера в парламенте, где последний умудрился так и не представить программу правительства, заменив ее просто докладом. Даже не совсем приятные слова депутата Макалкина и Бейменова не смогли уравновесить неприкрытую лесть, широким потоком захлестнувшую нового премьера.


Попутно в нескольких сюжетах внимание акцентировалось на решающей роли экономики в жизни Казахстана. Конечно, ввиду полного идеологического краха, ничего другого сказать не остается. Хотя уже практически всем очевидно, что экономика является производной от идеологии. Как подчеркнуто в одном из сюжетов, главным интеграционным фактором ЕврАзЭС является экономика. А это означает провал этого “содружества” в очень недалеком будущем. Очевидно, в программе требовалось показать деполитизированность канала.


В программе озвучена идея возвращения в Казахстан бывшего премьера Акежана Кажегельдина. Про последнего даже сказано немного теплых слов в разных сюжетах. Например, позитивным моментом в работе нового премьера указано его прошлая совместная работа с А.Кажегельдиным. И что удивительно, в один из сюжетов даже попал Амиржан Косанов, ближайший соратник Кажегельдина.


Показан сюжет про саммит президентов СНГ (“у СНГ появился новый шанс”). Но ничего не было сказано про очередное предательство России ее президентом Путиным, которого уже кажется “приручили” не только американцы, но и лидеры среднеазиатских государств.


Был показан сюжет про “постмодернизацию” современного казахского искусства, что наносит последнему сильнейший удар. Эта еще одна победа американской идеологии.


Дарига Назарбаева, похоже, осознав, наконец, действительный смысл нормы закона о 50%-м вещании на казахском языке, выступила с предложением разделения телеканалов по языковому принципу.


Правительство пригласило к диалогу по децентрализации власти. По этому, любимому для него вопросу, дал комментарии Петр Своик. Он в страшных словах предсказал Казахстану региональный сепаратизм, развал и т.п.


“31 Канал – САЯСАТ”


Туберкулез – национальная болезнь


В субботу вечером журналисты программы “Саясат” подвели первоначальные итоги неформального саммита лидеров СНГ, прошедшего на высокогорном спортивном комплексе “Чимбулак” под Алматы. Неофициальный формат саммита предполагал, что никаких решений главы государств принимать не будут. Это был откровенный обмен мнениями президентов на волнующие их страны темы – безопасность, борьба с терроризмом, будущее Афганистана. Первыми встретились лидеры Центрально-Азиатских республик и огласили создание региональной организации Центрально-Азиатского соотрудничества (ЦАС). Предполагается, что новая организация, куда вошли Казахстан, Узбекистан, Киргизия и Таджикистан, расширит сотрудничество республик не только в экономической сфере, но и в политической.


Также Казахстан, Россия, Узбекистан и Туркменистан подписали договор о намерении объединиить свои усилия в разработке и транспортировке газа.


Единственным противоречием среди лидеров, во всяком случае при журналистах, стало заявление президента России Владимира Путина в отношении присутствия американских военных на территории Грузии. Его задело то, что грузинская сторона не поставила в известность Москву об их присутствии, хотя Вашингтон предупредил об этом Кремль. Путин выразился в том смысле, что никто не может запретить размещение иностранных военных на своей земле, тем более американцы уже присутствуют в Средней Азии, но при этом должен быть обмен информацией.


Следующая встреча президентов СНГ, но теперь уже официальная, состоится через два месяца в Кишиневе.


Следующей темой программы стала проблема спорных территорий между Казахстаном и Узбекистаном. В официальных сообщениях с саммита не было сведений о том, вели ли какие-либо разговоры на эту тему лидеры двух республик, но все же вопрос трех неопределенных участков границы встал остро после несанционированного митинга, прошедшего в селах Багыс и Туркестанец перед новым годом, когда была провоглашена независимая Багысская Казахская республика. Как раз перед саммитом заместитель акима Южно-казахстанской области Н.Сейтжаппаров провел пресс-конференцию, где изложил точку зрения властей на эту проблему. По его словам, между Казахстаном и Узбекистаном нет спорных территорий, а есть административно не определенные участки. К ним и относятся села Багыс и Туркестанец. Член госкомисии по делимитации границы, считает, что общественные организации не должны вмешиваться в государственные дела, ибо они не имеют права говорить от имени народа. Однако, национал-патриотические партии Казахстана не во всем доверяют госкомиссии по делимитации границы, по их сведениям, чиновники готовы отдать большую часть территории республики узбекской стороне. Орал Саулебай, предводитель штаба Багыс, выказывает недоверие зам. акиму ЮКО Н.Сейтжаппарову; по его сведениям, госчиновник уже давно смирился с потерей земель сел Багыс и Туркестанец. Обращения партиотически настроенных членов общества к президенту и парламенту не дали никаких результатов, их письмо спустили вниз для рассмотрения на областном уровне, говорит Орал Саулебай. На прошлогодней ноябрьской встрече президентов Нурсултана Назарбаева и Ислама Каримова был определен срок до мая, когда должна решиться судьба спорных земель, однако патриоты считают, что нельзя сидеть сложа руки и ждать результатов работы госкомиссии по делимитации границ. Необходимо пересмотреть состав комиссии и заново сесть за стол переговоров с узбекской стороной предлагают они, иначе Казахстан лишится части своей территории.


Нынешний год объявлен указом президента Казахстана – годом здоровья. В связи с этим ведущий программы Иманбай Жубаев взял интервью у министра здравоохранения Жаксылыка Доскалиева. Через сдержанный оптимизм министра проглядывает удручающая картина состояния здоровья населения республики. Министр признал туберкулез национальной болезнью, на втором месте стоят онкологические больные и далее весь букет проблем, связанных с недостаточным финансированием. Увеличение больных детского возраста, расширение ареала СПИДа и наркомании, нехватка медицинской помощи в экологически неблагоприятных регионах. Выход из сложной ситуации министр видит в сочетании бюджетной и страховой медицины.


“ТАН — Власть”


“Нет, ребята, все не так, все не так, ребята…”


Эти строчки из песни Владимира Высоцкого могли бы послужить эпиграфом ко всей воскресной телеаналитике “ТАНа”. Ни одного светлого лучика, ни одного сюжета без акцентирования в сторону “ворот соперника”… Чувствуется, что на канале собрались талантливые люди, но эти заунывно-менторские интонации и соответствующий текст, якобы претендующий на язвительность, ей-ей, быстро утомляет зрителя, заставляя переключаться на “легкую” глубокомысленность Ержана Идрисова с “31 канала” или на напомаженных обозревателей “ХАБАРА”. Только самые ярые оппозиционеры, наверное, рискуют безотрывно вкушать “Власть” и ее ведущего.


Вот как, например, прокомментировал телеканал устами политолога Нурболата Масанова неформальный саммит глав государств СНГ: “Встреча одноклассников, встречаются люди, у которых, наверное, было богатое прошлое, но практически никакого настоящего и, однозначно, никакого общего будущего”. Трудно оспаривать такое мнение, но сравнение с одноклассниками, конечно же, поражает. Тем более, если представить себе, что на саммит из-за болезни не смог приехать Гейдар-баба, президент Азербайджана, а Путина вообще сложно поставить в один типологический (возрастной и т.п.) ряд с тем же Назарбаевым, Каримовым, Ниязовым и Кучмой… А при чем тут бывший замполит пограничной заставы, “батько” Лукашенко?! Он-то даже другой социальной породы, нежели Шеварднадзе! Возможно, Н.Масанов что-то умное и развернуто сказал о саммите, но его куцее куцого “комментарий” выглядел и слушался совершенно неадекватно. Тем более, другие каналы дали про саммит любопытные вещи, а по “ХАБАРу” вообще выступил “старо-новый” шеф казахстанского форин-офиса Касымжомарт Токаев. Разумеется, ничего лишнего не прозвучало, но заинтересованный и сведущий зритель не зря потерял время, если слушал краткое интервью с Токаевым, которое вел Бауржан Айтказин.


В связи с саммитом неловко было слушать чуть ли не стенания ведущего о том, что горный каток Медео и горнолыжная база Чимбулак были закрыты на время встреч президентов для туристов. В конце передачи, возвращаясь опять-таки к саммиту, он вновь простенал о том, какое это оказывается счастье, что Алматы перестала быть столицей?! Ибо это невыносимо — ждать по 15 минут в пробках, вызванных закрытием некоторых проспектов, по которым неслись кортежи. Особенно умиляют ссылки на цивилизованный Запад. Там де такого нет и население не томится в пробках, и, вообще, королева английская без охраны ездит по Лондону. Однако все мы видели по тому же телевизору, с чем приходится сталкиваться любой цивилизованной стране, где проходит саммит, скажем, постиндустриальной “девятки”. Манифестации, горящие лавчонки, разбитые витрины, и, надо понимать, парализованное дорожное движение. Что касается королевы-матери, маловероятно, что после 11 сентября она экспериментирует с прогулками без охраны. А если она продолжает на старости лет так себя вести, то рано или поздно ее “замочат” какие-нибудь исламисты, коими кишит Лондон и все его пригороды. Или она с ними договорилась. А если отбросить шутки в сторону и вспомнить, что происходит в Чечне, в Грузии, меры охраны очень даже оправданы. По крайней мере Путин, Шеварднадзе и Каримов (в какой-то степени Кочарян) — наиболее проблемные в СНГ президенты с точки зрения желающих отправить их к праотцам… И ирония по поводу совковой любви к пышным кортежу и перекрытым автотрассам совершенно неуместна. Совсем не там аналитики “Власти” нашли предмет для насмешек. Но надо отдать должное, никаким комментариям не подверглись собственно синхроны президента, когда он рассказал журналистам о возможной дальнейшей судьбе СНГ. Суть его такова: дальнейшая интеграция возможна только по примеру западноевропейской интеграции, в ином случае похороны СНГ неизбежны.


И все-таки, несмотря на ангажированность, пока эта передача идет в эфире, на нее все равно, после прогулки по каналам, постоянно возвращаешься. В надежде увидеть, узнать нечто такое, чего нет на других телеканалах. И эти надежды обычно оправдываются. Например, похоже только “ТАН” показал павлодарский митинг, точнее, показали, как мешали местные власти проведению этого митинга. И хотя митинг был сорван, похоже, пятая колонна бывшего акима этой области, г-на Жакиянова, в городе сохранилась. Они, по всей видимости, и встретили внушительную делегацию депутатов парламента, среди них павлодарца Алибаева, таких известных общественных деятелей, как Розлана Таукина. Таким образом, можно делать вывод, что дело ДВК живет и… не сдается.


Обратили внимание аналитики “Власти” и на тот факт, что Нурлан Балгимбаев отверг все предложения главы госудратсва о госслужбе и выдвинул свое. Встречное предложение. Он готов заняться самостоятельно нефтяным бизнесом. “Тановцы” согласны с тем, что ресурсов и уверенности Н.Балгимбаеву не занимать, но тем не менее не прочат ему легкой жизни в частном плавании. О холдинге “Казмунайгаз” на этот раз не было сказано ни слова, хотя в прошлую передачу это был гвоздь всей передачи.


Целый сюжет, связанный с железнодорожными катастрофами (с рельс сошли вагоны, груженные углем) убедил зрителей в том, что все беды железной дороги происходят из-за того. что национальной компанией “Казахстан темiр жолы” по–прежнему рулит одна и та же команда и нет притока свежей крови.