Текстант

“…Держа Калашников на весу, он повернулся, когда услышал легкий щелчок, и увидел, что за автоматом тянется бесцветная леска с кольцом и чекой от гранаты…”

Текстант — инструмент для определения местонахождения собственного самосознания в информационном поле относительно реалий сегодняшнего дня, с поправкой по шкале жизненного опыта.

Текстант, как и секстант (морской угломерный инструмент, направляемый на небесное светило и горизонт), имеет лимб, составляющий 1/6 часть, но не окружности, а 1/6 часть суши.

Текстант направляется на текст, вводится поправка состояния общественной мысли в момент написания, и на шкале духовных ценностей считываются показания, с необходимой коррекцией в сторону современных поведенческих мотиваций.

\»Цитата не есть выписка.
Цитата есть цикада — неумолкаемость ей свойственна.\»

Осип Мандельштам

\»В начале было…\» чуть было не набрал — \»Слово…\» Чуть было не повторил ошибку переводчиков, о которой говорил академик Д.С.Лихачев, напоминая о том, что основные значения термина \»логос\» — это \»идея\», \»разум\»… Но тем не менее, канонический текст трактует \»логос\» как \»слово\», и остается…ТЕКСТОМ!

ТЕКСТ Священного Корана открывается ТЕКСТОМ суры \»Аль-Фатиха\» — \»Открывающая книгу\»…

\» Десять заповедей \»- это тоже ТЕКСТ…

…Воинская присяга, которую зачитывал перед строем…

\»Взвейтесь кострами\», что распевал…

\»Мама мыла раму\»…

…Текст…всё — текст. Текст реальности…или …реальность текста?

Где кончается текст и начинается реальность? Или реальность может быть выражена только через текст? Эмерсон попытался выразить это так: \»Жизнь — это мысли, приходящие в течение дня\». Что это, если не набор обрывков текста? А приведенная цитата — это разве не…

А мы разве не представляем собой то, что сами о себе думаем? То, что ни одно зеркало в мире отразить не в силах… Не уверен, что, подобно купринскому Ромашову, большинство из нас описывает свои действия словами дешевых романов: \»Его усталые глаза подернулись пеленой грусти\». Нет, наш \»текстуальный \» контакт сродни \»визуальному\» — мы рисуем в воображении довольно сочную \»видео картинку\», стоит только какому-нибудь внешнему раздражителю запустить программу набора текстового адеквата эмоций. Да, мы не проговариваем (не считываем) полностью текст ответа, нам достаточно увидеть то, что высвечивает сознание в качестве ответа, используя контекстуально навязанные клише.

Объяснимся на примере. Джером Сэлинджер .\» Над пропастью во ржи\»:

“Но я, наверно, ненормальный. Да, клянусь богом, я сумасшедший. По дороге в ванную я вдруг стал воображать, что у меня пуля в кишках. Я вообразил, что этот Морис всадил в меня пулю. А теперь я иду в ванную за добрым глотком виски, чтобы успокоить нервы и начать действовать. Я представил себе, как я выхожу из ванной уже одетый, с револьвером в кармане, а сам слегка шатаюсь. И я иду по лестнице — в лифт, конечно, не сяду. Иду, держусь за перила, а кровь капает у меня из уголка рта. Я бы спустился несколькими этажами ниже, держась за живот, а кровь так и лилась бы на пол, и потом вызвал бы лифт. И как только этот Морис открыл бы дверцы, он увидел бы меня с револьвером в руке и завизжал бы, закричал диким, перепуганным голосом, чтобы я его не трогал. Но я бы ему показал. Шесть пуль прямо в его жирный, волосатый живот! Потом я бросил бы свой револьвер в шахту лифта — конечно, сначала стер бы отпечатки пальцев. А потом дополз бы до своего номера и позвонил Джейн, чтоб она пришла и перевязала мне рану. И я представил себе, как она держит сигарету у моих губ и я затягиваюсь, а сам истекаю кровью. Проклятое кино! Вот что оно делает с человеком. Сами понимаете…”

…Да, понимаем. Как и то, что сэлинджеровский Холден Колфилд не сиживал перед сегодняшним телевизором. И не мог видеть, как кино, превратившись в видео, станет писать сценарии действительности…

И как текст сценария властно потребует соответствующего видеоряда.

Уже к началу 70-х прошлого века Голливуд переродился из \»фабрики грез\» в \»фабрику катастроф\». \» Ад в поднебесье\» — реализованный на экране сценарий пожара в небоскребе. Это в начале было текстом…

…Начало века нынешнего — самолет, небоскреб, пожар…

…Чуть позже — вновь самолет (спортивный, тренировочный), вновь здание и мальчик, возраста Холдена Колфилда…

А незадолго — фотография в \»Тайм\»: на рисунке малыша самолет, врезающийся в башню, несет на крыльях звезды Давида.

По закону сохранения информации, ничего не свершится, пока об этом не прошла информация. Тексты \»скачиваются\» из земной ноосферы, словно из Интернета. Информация закодирована в текстовые документы…Вот только в какие, и какая?..

Для этого и предназначен Текстант.

…Помнится, вначале 90-х поэт Виталий Коротич делился своими впечатлениями об Америке. Его потрясла одна уличная сценка.

…Какой-то негр (пардон, афроамериканец) бегал на проезжей части в потоке машин. Коротич испугался:

  • Что он делает?! Его же могут сбить!

Ответ американских друзей был спокойно-шокирующим:

  • А он для того и бегает…

…Да, попал под колеса, отделался парой ссадин (скорость невысока), получай страховку в довесок к велферу. Ну а если повезет с переломом конечностей, да еще за рулем окажется лицо англосаксонской национальности — тогда впереди много лет безбедной жизни жертвы белого расизма. Жертва по-английски \»виктим\»…

Виктимизация сознания… \»Я жертва, люди добрые! Со мной иначе нужно, не как со всеми, а жалеючи!

…Джейн не смогла бы ни прийти к истекающему кровью Холдену…

Человечество не могло ни прийти на развалины башен-близнецов, чтобы поплакать о погибших…

И вскинуть вместе с американцами два пальца вверх -\»v\» — \»виктория!\» — победа, мы с вами, и вместе мы победим терроризм!

Но и \»виктория\», и \»виктим\» начинаются с одной и той же буквы…

И как тут не вспомнить строки из текста песни Юрия Шевчука:

Два пальца вверх — это победа!
И это — два пальца в глаза…

…Бельгийская газета \» Суар\» опубликовала текст, подтвержденный фотографиями: здание Пентагона было взорвано изнутри…

А теперь настроим Текстант на работу и попробуем отметить, насколько далеко отстоят друг от друга вышеприведенный и последующий текст…Вернее, текст в тексте.

Миф о гнедой кобыле

…Автомат лежал на средней полке старого платяного шкафа, накрытый аккуратно сложенной белой скатертью. Он определил модель сразу, тихо прошептав по-русски: \»АК-47.\»

…Да, это был старенький Калашников, с затертым до засаленности прикладом. Он словно узнал его — тот самый, как тогда на стрельбище, под Алма-Атой…

Сквозь огромные проломы в стенах (саперы работали в охотку) он видел, как ребята его взвода выгоняют на улицу палестинцев. Все по плану — израильская армия пришла карать, он тоже пришел карать… за взрывы, за кровь невинных, за все… за все… Он тоже пришел карать…

Но стоял и смотрел на спрятанный арабским террористом автомат, словно встретившись с давним знакомым, вспомнив…

\»…АКМ — Автомат Калашникова Модернизированный — отличается от базовой модели АК наличием компенсатора, находящимся на дульном срезе и служащим для компенсация отклонения пули от цели в результате деривации: отклонения в полете в результате вращения.

Он вместе с классом записывал все это в тетрадку НВП. Учитель Начальной Военной Подготовки — майор Виктор Сергеевич Круглов, по прозвищу \»Круглый\», заложив руки за спину, время от времени зачем-то устремлял взор на свои начищенные туфли…

…С ним отношения как-то сразу не заладились…

  • Дежурный по классу — рядовой Финкель Миша! — лихо отрапортовал он на первом уроке.
  • Не \»рядовой\», а \»ученик\», — холодно поправил Круглый и устало буркнул под нос, — еще один…из резерва Генштаба…

Вообще-то, он был не злым человеком, этот Круглый…Да и кто мог сказать, каким он был … тогда. Все были советскими, и… всё! А на стрельбище… никто ничего не понял, кроме Сульки… И Финкель много позже ловил себя на мысли, что тоже сначала…

Сулька… Сауле была самой красивой в классе. Причем настолько, что никто из ребят не задавался вопросом — нравится она ему или нет…

Это как-то не обсуждалось. Финкель первым попытался получить ответ. У себя же…

В тот год, на 23 февраля он получил в подарок от Сульки книгу Сэлинджера (потом он еще много лет терялся в догадках — как зовут этого Дж.Сэлинджера — Джек, Джеймс, Джон ?), но не это главное…

Главное, как был надписан подарок: \»Дорогому Мифунчику, в День Советской Армии, с пожеланием стать настоящим Защитником Родины!\» Подпись еще больше озадачивала — \»Саулеша\»…

\»Мифун\»…\»Миф\» …эти клички были образованны от его инициалов.

И он всегда считал, что ему еще повезло…

Барян (Барибай) Ашкеев по необъяснимым обстоятельствам получил кликуху \»Ашкенази\»…

Сосед по парте и друган — Юрка Левченко решил не пускать этот процесс на самотек и попытался продавить прозвище \»Лев\», но в результате вышел из школы с кличкой \»Хохол\»…

Шухрат Яхьяев — \»Шухер\» — своим кликуном просто гордился…

…Так что…Мифунчику …от Саулеши…что-то здесь неспроста…

К 8 марта, подарив в ответ клипсы (мама их даже не хватилась), Финкель прилюдно был чмокнут щеку и почувствовал, что жизнь поворачивается к нему какой-то своей хорошей, доброй стороной…

Он залпом прочел подаренную книгу, ничего не понял и долго рассматривал портрет бритого пацана на переплете…

…Потом было стрельбище, и все как-то разом кончилось…

На стрельбы повезли неожиданно. Просто подъехали автобусы и военрук стал орать: \»По машинам! Отставить разговорчики!

Пацанам чего — погнали наши городских! А вот девчонки были недовольны. Дело в том, что по случаю наступившей весны многие были в мини-юбочках, а стрелять предстояло из положения \»лежа\».

Уже там, на \»огневой\», они становились на коленки, пытались одернуть подолы как можно ниже… ложились… далее следовала команда Круглого: \»Ноги раздвинуть на ширину плеч!

…Он тогда совсем озверел, Круглый…

Девчонки выполняли команду неохотно и медленно. Круглый торопил и шлепал девчонок по ногам, заставляя принять уставную позу. Заходил сзади, наклонялся — шире! шире расставить — шлепки поднимались по ногам все выше и выше…Тот еще видон!

Шухер возбужденно шептал:

  • Он им глазами пистон ставит! — и в его голосе слышалась плохо скрытая зависть.

Все стреляли неважно. Ашкенази \»вскопал грядку\» — нажал на спусковой крючок и не открывал глаз, пока автомат рыл бруствер…

У Хохла случился перекос патрона, и он заматерился в голос…

Миф и Сулька должны были отстреляться в последней паре.

Ерзая на расстеленной плащ-палатке, Финкель готовился удивить всех своей меткостью, и вполуха слушал наставления Круглого. Но вдруг что-то заставило насторожиться…

Вконец замотанный Круглый вдруг озлобленно перешел на какой-то странный панибратский тон:

  • Давай-давай, Мишя, — он так и произнес — \»Мишя\», — стреляй как русский по фашисту

Финкель почувствовал на себе почему-то затравленный взгляд Сульки..

  • У евреев к фашистам — свой счет, — под этим взглядом нужно было быть храбрым…
  • Как еврей, Финкель, ты будешь стрелять в Израиле, — устало отрешенный голос Круглого зазвучал покровительственно, — а сейчас, как советский солдат…Огонь.

…И Круглый отошел к Сульке…

Финкель знал — нельзя было смотреть в ее сторону — и все же …

…Сулька лежала как-то странно вытянувшись, даже не прикасаясь к автомату. Круглый шлепнул ее по лодыжкам — \»ноги на ширину плеч!\» — но она не шелохнулась. Круглый занес было руку, чтобы шлепнуть по икрам, но тут…

Тело Сульки спружинило и резко перевернулось на спину, ноги высоко задрыгались, обнажая бедра до бежевых трусиков…Сулька зашлась в крике, яростно отпинываясь:

  • Не трогай меня!!! Не лапай!!! Козел!..

…Круглый отпрянул, выпучив зенки…

Сулька встала, демонстративно оправила юбку и ушла к девчонкам, которые сочувственно обступили ее, успокаивая… Их взгляды, изредка бросаемые в сторону Круглого, были кастрирующими.

А Круглый, вконец смущенный и не знающий куда бы деться, стал проявлять к стрельбе Финкеля столько воодушевленного участия…

Миф отстрелял оба магазина. Потом по застенчивому приказу Круглого понес с огневого рубежа оба автомата. Свой — горячий, и второй — прохладный. Старенький АК, без компенсатора, с засаленным прикладом…

…Круглого очень невежливо попросили с работы. Он исчез, благодаря судьбу, что уходит по статье КЗОТа, а не по статье УК…

Вместо него прислали из военкомата старичка-полковничка, ветерана всех войн, который рассказывал на уроках о великих полководцах, прерываясь только на объявление: \»Внимание! Показываю портрет!\», после чего застывал с репродукцией над головой минут на пять…

Финкель перечитал подаренную книгу. И когда ему показалось, что он что-то начал понимать, набрался наглости и позвонил среди ночи Сульке.

Привет, гнедая кобыла! — сказал он развязно, стараясь держаться в стилистике прочитанного и, как ему казалось, понятого…

  • Миф, ты дурак! — Сулька кокетливо сердилась.

Из разговора стало понятно, что книгу она не читала. Финкель ухватился за последнюю соломинку, чтобы хоть как-то выразить то, что, как ему казалось, он понял на стрельбище… Он читал в трубку: (Дж.Сэлинджер. \» Выше стропила, плотники\»).

В ту ночь при свете фонарика Симор прочел Фрэнни свой любимый рассказ — то была даосская легенда. И до сих пор Фрэнни клянется, будто помнит, как Симор ей читал: \»Князь Му, повелитель Цзинь, сказал Бо Лэ: \»Ты обременен годами. Может ли кто-нибудь из твоей семьи служить мне и выбирать лошадей вместо тебя? \» Бо Лэ отвечал: \»Хорошую лошадь можно узнать по ее виду и движениям. Но несравненный скакун — тот, что не касается праха и не оставляет следа, — это нечто таинственное и неуловимое неосязаемое, как утренний туман. Таланты моих сыновей не достигают высшей ступени: они могут отличить хорошую лошадь, посмотрев на нее, но узнать несравненного скакуна они не могут. Однако есть у меня друг, по имени Цзю Фангао, торговец хворостом и овощами, он не хуже меня знает толк в лошадях. Призови его к себе\». Князь так и сделал. Вскоре он послал Цзю Фангао на поиски коня. Спустя три месяца тот вернулся и доложил, что лошадь найдена. \»Она теперь в Шаю\», — добавил он. \»А какая это лошадь? \» — спросил князь. \»Гнедая кобыла\», — был ответ. Но когда послали за лошадью, оказалось, что черный, как ворон, жеребец. Князь в неудовольствии вызвал к себе Бо Лэ. \»Друг твой, которому я поручил найти коня, совсем осрамился. Он не в силах отличить жеребца от кобылы! Что он понимает в лошадях, если даже масть назвать не сумел?\» Бо Лэ вздохнул с глубоким облегчением: \»Неужели он и вправду достиг этого? — воскликнул он. — Тогда он стоит десяти тысяч таких, как я. Я не осмелюсь сравнить себя с ним, ибо Гао проникает в строение духа. Постигая сущность, он забывает несущественные черты; прозревая внутренние достоинства, он теряет представление о внешнем. Он умеет видеть то, что нужно видеть, и не замечать ненужного. Он смотрит туда, куда следует смотреть, и пренебрегает тем, что смотреть не стоит. Мудрость Гао столь велика, что он мог бы судить и о более важных вещах, чем достоинства лошадей. И когда привели коня, оказалось, что он поистине не имеет себе равных\».

  • …Я теперь, теперь это все догнал…, — Миф разволновался так, что стискивал трубку в немеющей руке, — слышь ты, гнедая кобыла
  • Финкель, ты дурак! — сказала трубка голосом самой красивой и неприступной девочки в классе и дала отбой.

…Потом была перестройка, со всеми вытекающими…

Сулька увезла больную мать на лечение в Германию, да там и осталась.

Ашкенази воздвиг финансовую пирамиду, которая, конечно же, рухнула, и ему пришлось делать ноги, спасая неправедно нажитое.

Шухер поехал \»наводить шухер\» на Кавказ, откуда вернулся совсем седым и с нервным смехом, похожим то ли на плач, то ли взвизгивание.

Хохол открыл кооператив по ремонту авто, в котором он, когда не пьет, \»костоправит\» битые иномарки…

А Миф просто взял да и уехал от всего этого…

…Теперь он стоял и смотрел на автомат. Он не знал, зачем он протянул к нему руку…это работа саперов… Но ему показалось, что тогда, на стрельбище, произошло именно то, ради чего он возьмет сейчас автомат… Цевье АК было прохладным, как и тогда…

…Держа Калашников на весу, он повернулся, когда услышал легкий щелчок, и увидел, что за автоматом тянется бесцветная леска с кольцом и чекой от гранаты…

…Поняв все, он прошептал на выдохе:

  • …Эх ты, гнедая кобыла…

При правильном обращении с Текстантом, считывание показаний не затруднено возникновением непрогнозируемых ситуаций.

(продолжение следует)