Что происходит с Галымжаном Жакияновым

Информация, полученная от пресс-секретаря Г.Жакиянова

(Информация, полученная от пресс-секретаря Г.Жакиянова)

Что нам известно:

Посолы ЕС при участии посла США подписали некий меморандум относительно безопасности председателя Политсовета Демократического выбора Казахстана Галымжана Жакиянова вне стен посольства Франции. С Казахстанской стороны документ заверили вице-премьер Мухамеджанов и вице-министр Идрисов.

Эти гарантии были принесены Г. Жакиянову.

Галымжан Жакиянов принял решение покинуть посольство Франции. В настоящее время он находится дома под постоянным наблюдением представителей посольств.

Нам неизвестно, является ли это домашним арестом, очевидно, его статус оговорен в меморандуме, но он ограничен в связях с внешним миром. Поэтому нам неизвестно, прекратил ли он голодовку, но, очевидно, (по логике его добровольного решения) прекратил.

Демвыбор и ФДС благодарны послам стран ЕС и США за участие в обеспечении безопасности председателя Политсовета Демократического выбора Казахстана Галымжана Жакиянова. Только их твердая позиция, которую они проявили в условиях беспрецедентного давления со стороны властей (досмотр посольских машин, “Талакпер”, Амантай, письма прокурора!) позволила уберечь Галымжана Жакиянова от немедленной расправы.

Нам неизвестна пока суть заключенных соглашений, но сам факт подписания меморандума свидетельствует о том, что:

Во-первых, Галымжан Жакиянов преследовался по чисто политическим мотивам, ни одно

демократическое государство не беспокоилось бы о судьбе коррупционера. (Можно ли представить, что в Польше бывший губернатор, обвиняемый в воровстве и организации уличных беспорядков, укрылся в посольстве, а его оттуда не выгнали взашей?) Во-вторых, послы, а в их лице и государства, дали ясно понять, что не питают иллюзий относительно существования свободы и прав человека в нашей стране.

Поскольку председатель Политсовета Демократического выбора Казахстана Галымжан Жакиянов не просил политического убежища, то его пребывание там не могло обрести какие-то правовые нормы. Жакиянов не хотел просить политического убежища, хотя с предложением принять этот статус к нему обращались соратники по демократическому движению.

Очевидно, что посольства не хотели создавать небывалого в истории прецедента, когда без революций и переворотов на их территории оказываются лидеры оппозиционных движений. Это чревато лавиной “невозвращенцев”. Но и выдавать преследуемого по политическим мотивам они тоже никак не могли.

В нынешней ситуации на карту поставлена честь властей ЕС и США. Если с Галымжаном Жакияновым власти все-таки расправятся, то это будет прямое оскорбление этим государствам.