Нищета меняет рацион питания кыргызстанцев

Чтобы не умереть от голода, бедные в Кыргызстане начали есть собак

Нигде не работающий бишкекчанин Александр Синицин недавно предстал перед судом. Он был осужден условно, сроком на 2 года, за то, что убил собаку своей соседки Марии Зенченковой. Мясом этой собаки он накормил двух своих малолетних детей.

В тот день, когда Александр совершил этот поступок, он с утра до вечера находился на “бирже труда” (так называют в народе место, где неофициально собираются безработные в надежде, что кто-нибудь их наймет для выполнения хоть какой-то работы). Александр не заработал за день ни одного цента ­ никто не нуждался в его услугах. Он знал, что когда придет домой, то увидит своих плачущих детей, потому что им нечего есть. И Александр решил зарезать соседскую собаку ­ пятилетнего боксера.

Собаку звали Грей, ­ говорит потерпевшая Мария Зенченкова. ­ Она была членом нашей семьи. Я была в шоке, когда ее шкуру с головой нашли в мусорном баке”.

На суде на вопрос обвинителя “Почему Вы зарезали чужую собаку?” Александр ответил коротко, но исчерпывающе: “Я не могу найти работу, а мои дети хотят есть!

Таких семей, как у Александра, в Кыргызстане множество. Вот уже более десяти лет республика испытывает тяжелый экономический кризис. По данным ООН, в республике за чертой бедности живет более 80% населения, а около 20% из них находятся в крайней нищете. В стране принята специальная программа ­ Национальная стратегия по преодолению бедности, в соответствии с которой к 2010 году намечено сократить уровень бедности в стране в два раза.

Между тем, безработица и нищета все масштабнее охватывают население Кыргызстана. Люди готовы пойти на что угодно, лишь бы заработать на кусок хлеба. По словам экспертов, случаи употребления собачьего мяса являются ярким свидетельством того, что основная масса народа находится в удручающей нищете.

В газете “Агым” 22 февраля 2002 года было опубликовано письмо жителей села Кочкор Нарынской области Аскарбека Жумабаева, Жардамбека Ибраева и других, в котором они рассказывают о том, что в их селе некоторые отчаявшиеся семьи едят собак и кошек, чтобы выжить.

Контрибьютор IWPR побывал в Кочкорском районе и встретился с одним из авторов этого письма — Аскарбеком Жумабаевым. Вот что он поведал корреспонденту: “Впервые я попробовал собачье мясо в доме моего друга Шергазы. Мы поймали бродячую молодую собаку, зарезали ее, сварили и съели. Мы не можем найти работу, питаемся как попало, в основном это хлеб, вода и собачатина. От голода некоторые мои знакомые скончались. Я не хочу умирать, поэтому часто ем собачье мясо”.

По словам Качкына Булатова, координатора Кыргызского комитета по правам человека по Нарынской области, в селе Кочкор количество людей, питающихся мясом собак, исчисляется тысячами. “Недавно ко мне с письмом обращался Эсенгул Керимжанов, житель села Кочкор. Он даже не скрывает, что употребляет собачье мясо. На это его толкает крайняя нищета”.

Следует заметить, что местные власти незамедлительно “отреагировали” на опубликованное в газете “Агым” письмо кочкорцев. По словам Аскарбека Жумабаева, 9 марта глава Кочкорской сельской управы Эркинбек Жумакадыров встретился с ним и попросил его написать еще одно письмо — с признанием, что собачье мясо он употребляет не в качестве пищи, а как лекарство от туберкулеза. “Но я не болен туберкулезом, как я могу написать такое”, — возмущается Жумабаев.

Однако, как говорится, нет худа без добра: Кочкорская районная администрация предоставила Аскарбеку Жумабаеву возможность бесплатно питаться два раза в неделю в одном из кафе.

А как же быть другим людям? По словам Качкына Булатова, он знает очень многих людей, которые питаются не только собачатиной, но и мясом осла, сурка и кошек. “В селе Кочкор, где я живу и работаю, в последнее время мясо сурка стало довольно распространенным “продуктом” питания. А уличные собаки давно стали бесплатными и легко добываемыми жертвами голодных людей”, — рассказывает он.

Мария Зенченкова, лишившаяся своего четвероногого друга, говорит, что теперь стала замечать, что на улице, на которой она живет, становится все меньше кошек и собак. “Они просто исчезают одна за другой. Я думаю, что это серьезный факт, над которым должно задуматься наше правительство”, ­ заключает Мария Зенченкова.

Ежедневно в кыргызстанских газетах, на радио и телевидении помещаются многочисленные объявления о пропаже собак — разных пород и разного возраста. Сколько из них попадает “на стол” бедняков — неизвестно. Неизвестно также и количество брошенных собак, которые становятся жертвами людей, испытывающих голод и нужду.

Контрибьютору IWPR удалось выяснить, что в республике ни одна организация или служба не занимается брошенными животными. Лет десять назад в столице работала служба, которая занималась уличными собаками и кошками. Но, как сказали в мэрии Бишкека, в связи с ухудшением материально-технической базы эта служба прекратила свое существование.

Сейчас в Кыргызстане многие выступают с резкой критикой правительства за неудавшиеся экономические реформы, поставившие на грань нищеты большинство кыргызстанцев.

Вместо того, чтобы судить таких безработных, как Александр Синицин, наше правительство лучше бы занялось работой по социальной защите уязвимых слоев населения. Сейчас, в первую очередь, надо спасать людей, а не уличных собак. Я думаю, решение суда в отношении Александра Синицина было несправедливым”, — заключает депутат Жогорку Кенеша Бектур Асанов.

По его мнению, именно “бедность является основной причиной того, что люди все активнее идут на политические голодовки. Ведь большинство из них действительно ведут полуголодное существование”.

В таких условиях, — высказывает свои опасения координатор штаба партии “Ар­Намыс” Эмиль Алиев, — любой радикализм может привести к непредсказуемым последствиям”.

Заместитель министра труда и социальной защиты Мелис Джунушалиев утверждает, что правительство оказывает помощь людям, которые испытывают нужду.

Мы чрезвычайно заинтересованы в сокращении числа бедных семьей. Но люди и сами должны обращаться к нам за помощью, становиться на учет в качестве безработных, чтобы мы могли оформить им пособие”, ­ говорит он и при этом добавляет: “Если человек сам не желает работать, чтобы выбраться из нужды, то его не только государство, но и миллион долларов не спасет”.

Заместитель муфтия Духовного управления Кыргызстана Абдылда Асранкулов объясняет, что употребление собачьего мяса для мусульман считается грехом. Пойти на такой шаг, по его мнению, человек может только тогда, когда ради спасения жизни ему ничего другого уже не остается.

Видимо, для живущих впроголодь кыргызстанцев этот отчаянный момент наступил. Остановить их можно только одним — избавив их от нищеты, а для этого необходимо незамедлительно решать существующие социально-экономические проблемы.