Власти Кыргызстана создали прецедент

“... в судебной практике Кыргызстана создался прецедент, когда воля властей оказалась выше любого закона. Теперь находящееся под следствием лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело, может быть освобождено в результате давления на власти общественного мнения”

Досрочное освобождение из-под ареста депутата Жогорку Кенеша Азимбека Бекназарова под нажимом его сторонников создало небывалый прецедент в Кыргызстане. В стране прокатилась волна митингов с требованиями освободить других известных заключенных.

Освобождение из-под стражи депутата парламента Азимбека Бекназарова, состоявшееся под давлением общественности и в результате массовых выступлений кыргызстанцев, приведших в Аксыйском районе к кровавым столкновениям населения с милицией, подтолкнуло сторонников других политиков, тоже находящихся в заключении, выйти на улицы с требованием немедленно выпустить их на свободу.

Бишкекский юрист Алмаз Эсенгельдиев уверен: “С освобождением Бекназарова в судебной практике Кыргызстана создался прецедент, когда воля властей оказалась выше любого закона. Теперь находящееся под следствием лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело, может быть освобождено в результате давления на власти общественного мнения”.

Сам Азимбек Бекназаров тоже не рад, что был освобожден таким путем: “Я на суде говорил, что нарушается Уголовно-процессуальный кодекс, что в отношении меня следовало вынести приговор, а не постановление. Я настаивал, чтобы законность была соблюдена”.

Но поскольку прецедент был создан, то уже 28 марта 2002 года в селе Байтик Аламединского района состоялся митинг сторонников арестованного полтора года назад бывшего вице-президента страны, лидера оппозиционной партии “Ар-Намыс” Феликса Кулова. По мнению аналитиков, Кулов стал жертвой своих притязаний на пост президента страны. 22 января 2001 года он был приговорен к семи годам лишения свободы. С тех пор Кулов находится в тюрьме.

К 10 часам утра в селе Байтик у местной мечети собралось около ста человек. По словам демонстрантов, их могло быть во много раз больше, если бы власти не провели активную “агитационную работу” среди сельчан, предупредив их о “возможных последствиях”.

Сторонники опального вице-президента, с плакатами в руках: “Свободу Кулову!”, “Мы ждем от суда справедливого решения!”, “Долой власть!”, провели свой митинг, находясь в кольце сотрудников спецслужб.

Участники митинга требовали немедленного освобождения Феликса Кулова, заявляя, что в противном случае последуют и другие акции протеста, вплоть до блокирования автомобильной дороги. Сторонники Кулова приняли обращение к судье Первомайского районного суда Асхату Сыдыкову с требованием пересмотреть судебное решение в отношении их земляка и вынести справедливый приговор. Аналогичная по содержанию петиция была направлена и президенту страны, в которой байтиковцы предупреждают главу государства о возможных эксцессах. “Если Вы не хотите “второй Аксы”, то тогда немедленно освободите Феликса Кулова!” — говорится в обращении.

На митинге в селе Байтик сторонница Кулова Аккуль Торокулова призывала людей к более решительным действиям: “Сколько можно терпеть угнетение со стороны властей? Я думаю, больше нельзя сидеть дома, просто сложа руки, тем более, что народ готов сегодня на все. Женщина сказала: “Я хочу обратиться к самому президенту: освобождайте Кулова, иначе события, которые произошли в Аксыйском районе, повторятся здесь ­ в селе Байтик!

Другая участница митинга Роза Шекинова заявила: “Мы требуем от властей немедленного освобождения Феликса Кулова! И пусть власти прекратят преследование инакомыслящих людей, потому что мы готовы пойти на самые крайние действия! Пусть чиновники опомнятся, пока не поздно!

Слова каждого выступающего люди встречали бурными овациями и криками: “Свободу Кулову!” На место собрания людей пришел глава Аламединского района Догдурбек Курманалиев и другие представители местной администрации.

Освобождение Кулова — в компетенции судебных органов, — сказал митингующим Курманалиев. — Районная администрация не в силах решить этот вопрос. Но мы должны сохранить мир на своей земле, и поэтому мы здесь”.

Акция протеста в селе Байтик закончилась мирно. После диалога с властями собравшиеся разошлись. При этом, правда, возбужденные демонстранты не забыли предупредить чиновников, что если их требование не будет выполнено, то они в ближайшее время снова соберутся на митинг.

Освобождение Бекназарова подвигло выйти на улицу и сторонников бывшего депутата Жогорку Кенеша Жалгапа Казакбаева, отбывающего наказание по приговору суда. 25 марта более ста человек собрались на митинг в городе Кара-Балта, требуя немедленно освободить их парламентария, обвиненного в хищениях в особо крупных размерах.

Накануне местные власти провели большую работу, чтобы остановить очередную волну протестов. В городе Кара­Балта и в других населенных пунктах Панфиловского района, который находится всего в 60-ти километрах от Бишкека, сотрудники правоохранительных органов были приведены в состояние повышенной готовности. Власти во главе с руководителем Панфиловской районной администрации заранее встретились с потенциальными участниками митинга, чтобы отговорить их от участия в нем. Подобные “беседы” принесли свои результаты: на улицу вышла только часть сторонников Казакбаева, хотя предполагалось, что их будет свыше тысячи.

В тот день сотрудники Министерства внутренних дел “хорошо поработали” сразу в нескольких селах Панфиловского района. Когда люди хотели направиться в Кара­Балту, милиция перекрыла дорогу и не пропустила их. В селе Тельман, например, собралось на митинг более ста человек, но они не смогли попасть в Кара-Балту”, ­ рассказала родная сестра Жалгапа Эльмира Казакбаева.

С митингующими, которые успели добраться до города Кара­Балты, встретился глава администрации Жайылского района Абдыжапар Абдыкеримов. Сторонники заключенного передали через него обращение к президенту Акаеву, где было сказано, что в соответствии с законом “Об амнистии” Жалгап Казакбаев должен быть немедленно освобожден.

С освобождением Бекназарова восторжествовала справедливость, ведь его арестовали только по приказу властей, — говорит сын Жалгапа, Мирлан Казакбаев. — В то же время это событие показало, что власти, когда речь идет о сохранении своего режима, пойдут на все, в том числе и на нарушение закона. Мы не хотим решать проблемы такими экстренными мерами. Но и власти должны действовать строго в рамках закона”.

Другой участник митинга Бахтияр Абдраимов рассказал следующее: “В беседе с руководителями районных администраций мы заявили, что если для того, чтобы добиться справедливости, должен сработать “аксыйский вариант”, то сторонники Казакбаева готовы выходить на улицу хоть каждый день. Людям терять сейчас нечего. Но это крайняя мера!

Мы дали властям определенный срок, но если они не удовлетворят наши требования, то мы в скором времени опять проведем крупный митинг”, — заключил Мирлан Казакбаев.

Пока сторонники политзаключенных готовятся к очередным митингам, политики пытаются дать оценку происходящего.

Несомненно, — говорит депутат Жогорку Кенеша Оксана Малеваная, — создан прецедент. Теперь абсолютно непонятно, как дальше власти будут действовать. Сегодняшняя ситуация показывает, что сторонники и Феликса Кулова, и Жалгапа Казакбаева, требующие от властей их немедленного освобождения, активизировали свою деятельность именно в связи с освобождением из-под стражи депутата Бекназарова, которое произошло благодаря нажиму народа на власти страны. Я не удивлюсь, если и другие силы начнут активизироваться”.

По словам Малеваной, налицо несостоятельность властей принять адекватные меры, чтобы разрядить ситуацию. Долго отказываясь изменить меру пресечения в отношении Бекназарова, власти хотели продемонстрировать свою силу, но, как показали события, просчитались.

По словам другого депутата, Сатыбалды Чырмашева, “безусловно, освобождая Бекназарова, власти пошли на уступки. Но случаи с другими заключенными — абсолютно другие, и власти не могут применить здесь тот же метод рассмотрения уголовного дела. Дело в том, что по сравнению с Бекназаровым, в отношении которого суд еще не принял никакого решения, и Кулов, и Казакбаев были осуждены по решению суда, в соответствии с чем и отбывают сроки наказания”.

Каждое преступление, — говорит депутат Жогорку Кенеша Шамшыбек Медетбеков, — должно рассматриваться с точки зрения закона. У нас в республике судебная система считается независимой, и она в принятии решений должна быть беспристрастной. Однако, освободив Бекназарова, власти пошли на уступки, и тем самым был создал прецедент. Сегодняшняя ситуация напоминает начало кризиса в стране”.