За что подчиненные президента любят

“...в условиях авторитарной власти в преступники зачисляют не казнокрадов и взяточников, а тех, кто осмелился возразить этой власти...”

Начало апреля отмечено в Казахстане событиями, которые в совокупности выявляют крайнюю озабоченность официальной власти своим непростым положением, налицо стремление любыми средствами погасить скандал, разгоревшийся после заявления группы депутатов парламента страны о возможном участии президента и его ближайшего окружения в коррупции и отмывании крупных денежных средств.

Депутаты, входящие в оппозиционное власти движение \»Демократический выбор Казахстана\», тогда направили запрос премьеру И. Тасмагамбетову с требованием открыть завесу над тайной многочисленных валютных счетов в зарубежных банках на имя Назарбаева, его родственников и соратников.

Премьер, выступая в парламенте страны по запросам депутатов, засвидетельствовал астрономические величины хранящихся там денег. В частности, как сообщает РИА \»Новости\», председатель Кабинета министров признал, что от продажи 25 % акций месторождения Тенгиз Казахстан получил 1 млрд. долларов, размещенных в зарубежных банках еще в 1996 году на счетах нескольких офшорных компаний, зарегистрированных на британских Виргинских островах на имя Нурсултана Назарбаева.

Почему там, а не в родной стране? Из объяснений премьера следует, что, если бы такие огромные деньги были привлечены в экономику Казахстана, они никакой пользы бы не принесли, а, напротив, окончательно сокрушили бы экономику страны. Потому-то по инициативе президента Назарбаева и был создан за рубежом секретный валютный фонд, который постоянно пополнялся. По словам премьера, \»на нужды страны\», спасаясь в критические моменты от полного банкротства, власти сняли со счетов 880 млн. долларов, но к началу нынешнего года на них уже числится около 1 млрд. 300 млн. долларов. Значит, помимо продажи акций Тенгиза, элита Казахстана предоставляла другие дорогостоящие услуги зарубежным компаниям, получая от сделок приличное вознаграждение. А вообще, как подчеркнул премьер, все эти средства хранятся сейчас в специально учрежденном Национальном фонде Казахстана, тайный валютный фонд ликвидирован.

Впрочем, премьер умолчал о том, что часть тайных счетов на сотни миллионов долларов все же \»заморожена\» в швейцарских банках. Принципиальный женевский прокурор Бернар Бертосса по-прежнему ведет \»дело об отмывании денег\» руководством Казахстана. Кроме того, премьер так и не смог внятно объяснить депутатам, почему президенту понадобилось создавать тайные фонд на частных счетах, даже не поставив в известность об этом парламент страны.

Инцидент, однако, не исчерпан. Бурно действуют правоохранительные органы, на специальном совещании президент застолбил свою к ним симпатию, подчеркнув их \»огромную роль в становлении независимого государства, в создании законодательной базы, чем нельзя не гордиться\». Было объявлено также об усилении контроля над расследованием коррупционных дел, для чего в стране создается специальный комитет. И новый, и старые компетентные органы по указанию генпрокурора Рашида Тусупбекова должны решительнее раскрывать убийства и изнасилования, контрабанду, торговлю оружием. В недостатках этой работы, по его словам, в немалой степени повинны и главы регионов, которые слабо помогают полицейским. Потому-то, подчеркнул на совещании генпрокурор, преждевременно говорить о децентрализации власти.

Иначе говоря, блюстители порядка решительно выступают против выборности глав регионов, чего активно добиваются участники движения \»Демократический выбор Казахстана\». И торг тут, как говорил классик, неуместен: идеи движения, его активные участники сегодня включены в зону пристального внимания правоохранительных органов.

Тусупбеков недобрым словом помянул в этой связи председателя политсовета ДВК Галымжана Жакиянова, бывшего губернатора Павлодарской области, снятого президентом с этой должности в пору становления \»Демвыбора\». Следует еще раз подчеркнуть, что именно в рядах этого движения и родился официальный депутатский запрос, доставивший столь много неприятных эмоций президенту и его окружению.

Чем заплатят за это лидеры движения? Обычно в условиях авторитарной власти в преступники зачисляют не казнокрадов и взяточников, а тех, кто осмелился возразить этой власти. И Казахстан, видимо, не составляет исключения: уже арестован один из лидеров ДВК Мухтар Аблязов, а упоминавшийся ранее Галымжан Жакиянов отправлен под домашний арест. Судебный процесс, если он состоится, обещает быть более чем громким.

Получено по электронной почте
10 апреля 2002