После того как лидер коммунистов Серикболсын АБДИЛЬДИН выступил с депутатским запросом на имя премьер-министра по поводу огромной суммы, замороженной на швейцарских счетах, глава правительства отреагировал на это бурно и эмоционально. Несмотря на оправдательные доводы и открытые угрозы премьера в адрес “критикующих”, Абдильдин весьма спокойно заявил, что он их не принимает.
Прошу во всем винить… телефон
Вечером, в понедельник, я решил позвонить депутату по известному вопросу прямо домой. И как только Абдильдин начал свою речь, любезно согласившись прокомментировать ситуацию, связь резко прервалась. Стремясь исправить положение я сразу же стал набирать известный номер. Но трубку, как ни странно, никто не поднимал, и только с пятой попытки мне удалось дозвониться до абонента.
Депутат объяснил причину срыва. Оказывается, все его телефоны прослушиваются уполномоченными органами, и нередко они самовольно могут прерывать разговоры. Таким образом, депутату Парламента не совсем просто общаться с представителями СМИ по телефону из собственной квартиры в стране, которая считает себя (по Конституции) “демократической, светской и правовой” уже в течение нескольких лет. Полностью нарушается 18-я статья Конституции, по которой дается право каждому на “неприкосновенность частной жизни” (1 пункт), на “тайну телефонных переговоров” (2 пункт) и которая обязывает “государственные органы, общественные объединения, должностных лиц и средства массовой информации обеспечить каждому гражданину возможность ознакомиться с источниками информации” (3 пункт). И кому прикажите жаловаться на попранные права? В Конституционный Совет? Избраннику народа такое право не дано в одиночку, а мне, журналисту, тем более.
И остается нам только, перефразировав слова несчастного влюбленного героя стихотворения Олжаса, обвинившего во всем почту, сказать: “телефон, проклятый телефон во всем виноват”, а потом спокойно продолжить прерванный разговор о больши-и-их деньгах.
Сначала похвастаться, а потом оправдаться?
— И так, Вы восприняли заявление Тасмагамбетова как ответ на Ваш депутатский запрос?
— Нет. Я хочу получить ответ от премьера в письменном виде.
— Почему? Премьер же дал объяснение по данному вопросу, раскрыл “тайну”?
— Выступление премьера надо рассматривать как результат организованной деятельности отдельных депутатов, приближенных к президенту. Они специально пригласили его на заседание, на котором лично я не присутствовал т.к. в то время находился в командировке. Но ознакомлен с записью, сделанной во время заседания.
— Ну и как?
— Я думаю, во-первых, это попытка похвастаться, во-вторых, как-то оправдать государственные деньги, которые 1996-ом году были отправлены на заграничные счета. В третьих, это не совсем корректное выступление премьера, который в грубой форме призывал привлечь к ответственности тех, кто поднимал этот вопрос.
— А доводы премьера?
— Я считаю преступлением держать сумму, (равную половине бюджета страны), на зарубежных счетах, когда в 1996-ом году народ бедствовал и государство испытывало бюджетный дефицит. Из-за этого в 1997-ом году возник кризис и усложнился процесс выплаты пенсий, стипендий. Это — ошибка президента. Деньги должны были находится в обороте. И кто поверит в то, что огромную сумму денег можно “спрятать” на зарубежных счетах и использовать на нужды народа в определенное время?
— Они, по словам премьера, уже были использованы на благо народа…
— Это все ерунда. В свое время заявляли, что выплата пенсии произведена за счет денег мировых финансовых институтов. Годовой процент от этого миллиарда — приличная сумма для простого гражданина. Почему их не использовали? Поэтому, я не верю ни одному доводу главы правительства!