Сообщение от пресс-службы ДВК: “Степень виновности определит суд…”

Алматы, Кунаева 162 (между Курмангазы и Абая, напротив гостиницы Достык)

19 апреля 2002 года, 12:50

Слова, размещенные выше, сказал президент Казахстана в интервью газете “Ведомости” в среду, 17 апреля.

В четверг, 18 апреля, в офисе “Демвыбора Казахстана” состоялась пресс-конференция, в которой впервые приняла участие адвокат одного из лидеров “Демвыбора” Мухтара Аблязова, Людмила Колыванова. Вторым спикером был директор Казахстанского бюро по защите прав человека Евгений Жовтис.

Адвокат Мухтара Аблязова появилась перед журналистами впервые и лишь для того, чтобы сообщить о решении суда, отклонившего иск защиты об отмене в отношении М.Аблязова меры пресечения – содержание под стражей. Ничего неожиданного не произошло, как не происходит уже давно, и это печально.

Мы уже не относим к неожиданностям то, что самые высшие полицейские чины называют преступниками тех, кто находится под следствием, чья вина еще далеко не установлена. Но вот пассажи типа “завидую здоровью Г.Жакиянова” были неожиданны и озадачили. Неужели даже состояние здоровья человека, испытавшего шок от государственного обмана и “опоновского сервиса”, пережившего несколько дней гипертонического криза без врачебной помощи, содержащегося в комнате с двумя кроватями и тремя автоматчиками (домашний арест…вероятно, Г.Жакиянов никогда больше не сможет засыпать у себя дома без “сказки на ночь “от ОПОНа”), вызывает у кого-то из “небожителей” чувство зависти? Что-то за страну становится беспокойно…

Евгений Жовтис на пресс-конференции отметил, что некоторые высказывания президента Назарбаева в упомянутом выше интервью могут быть поняты двояко, в т.ч. и как сценарий к действию.

Речь, вероятно, идет о следующих фразах президентского интервью: “…расследование ведь не означает признание преступления. Суд скажет, преступники они, или нет…”. Эту фразу можно расценить как предрешение результатов расследования. Но ведь любое расследование не обязательно должно окончиться судом, бывает, что дело до суда не доходит, если суду нечего предъявить. Но теперь слово “суд” сказано президентом…

И, далее по тексту интервью: “…Я не имею права по Конституции вмешиваться в дела правоохранительных органов. Я могу только помиловать, если они обратятся после суда.”. Здесь уже звучит президентский прогноз относительно решения самого суда, ведь помиловать можно только тех, кто признал свою вину, чья вина доказана в суде. Напомним – дела М.Аблязова и Г.Жакиянова находятся на стадии РАССЛЕДОВАНИЯ…

Еще 28 марта, сразу после ареста М.Аблязова, группа депутатов направила генеральному прокурору РК свое поручительство за этого человека с просьбой изменить ему меру пресечения. Ответ прокурора также не стал неожиданностью ни по сроку (получен только 18 апреля), ни по содержанию – отказ. В мотивирующей части генпрокурор просто переписал те “доводы”, которые указывала в своем требовании ареста М.Аблязова финполиция: все те же опасения воздействия на суд, все та же боязнь побега опального политического лидера. Ни тогда, ни теперь не приводится ни одного факта, который бы свидетельствовал о том, что подследственный как-то мешал проведению следствия или намеревался совершить побег – в основе тюремного заключения человека лишь тонкие, интуитивные ощущения высокочувствительных следовательских и прокурорских душ, срочно сформировавшиеся в момент начала политической деятельности М. Аблязова.

Получается, что народ, избирая своих представителей в парламент и сенат, доверяет им судьбу всей страны – а генеральный прокурор “не имеет оснований” верить поручительству народных избранников в отношении отдельно взятого человека. Неожиданность? Нет. Почему?

Неожиданностью можно считать лишь то, что футбольная команда с именем “ДВК” (!) заняла третье место в первенстве на приз газет “Целина” и “Новости Недели” в Астане. Участники команды, спортсмены – студенты, дали своей команде имя, что называется “находясь в трезвом уме и при памяти” — и одно это достойно уважения на фоне всего, что сейчас происходит. Со слов футболистов, начиная с 1/8 финала команде стало “везти” на пенальти, назначаемые на последней минуте или уже после истечения времени, а некоторые газеты, описывающие ход первенства, почему-то писали имя команды прописью, без выделения, в отличие от всех остальных. И все же ребята пробились в полуфинал, с чем мы их и поздравляем! Это не только футбольное достижение, это — позиция, достойная Мужчин и Граждан.

Из регионов сообщают о новых веяниях. Сенатор Маккарти, со своими громоздкими технологиями “охоты на ведьм”, отдыхает. В демократическом Казахстане сегодня достаточно просто “стукануть” в любом виде (тут и “телефоны доверия”, и просто “человеческие отношения”) на любого гражданина о том, что он каким-то образом замечен в лояльности к “Демвыбору” — и все. Если у гражданина есть начальник- он получает негласное указание свыше избавиться от данного гражданина, если гражданин – бизнесмен, то его конкуренты могут о нем забыть надолго по причине того, что бизнесом гражданина вдруг начинают интересоваться все существующие контрольные и фискальные органы.

При этом совершенно не имеет значения то, насколько верна информация о причастности преследуемого к “Демвыбору” — этого никто не проверяет!

Когда-то такое уже было…

К получателям нашей информации: по-прежнему просим рассылать её по имеющимся у Вас адресам.

Пресс-служба РОО “Демократический выбор Казахстана”,
тел. для контактов (3272) 632818, 8 300 522 0623
e-mail vikoz@rambler.ru, vikoz@nursat.kz
Владимир Козлов