Алматы, Кунаева 162 (между Курмангазы и Абая, напротив гостиницы Достык)
22 апреля 2002 года, 19:10
По сообщению адвоката Гулама МАЗАНОВА, недавно приступившего к работе по делу Аблязова, 20 апреля около 11 часов дня, когда он в очередной раз посещал его в СИЗО, его подзащитный сообщил, что получил уведомление от руководства следственного изолятора, что его КУДА-ТО будут переводить. Примерно через полчаса встреча адвоката с подзащитным прервали. При этом на вопрос адвоката, с чем связано его перемещение, объяснений ему не дали.
Чтобы проверить реальность этого сообщения, адвокат задержался возле следственного изолятора и стал свидетелем того, как колонна машин вывезла Аблязова в район алматинского аэропорта.
Адвокат официально обратился в следственную группу финансовой полиции с просьбой дать разъяснения. Один из следователей подтвердил факт перемещения Аблязова в Астану, но не сообщил о мотивах принятого решения.
В принципе, защита предполагала, что в какой-то момент Аблязов будет препровожден в Астану, поскольку согласно УПК РК указанные категории дел могут являться подсудностью Верховного суда. Однако этот факт должен был иметь место только после завершения предварительного следствия. К тому же все возбужденные в отношения Аблязова дела имели место здесь, в Алматы, поэтому перемещение Аблязова в Астану не совсем соотносится с нормами закона.
Накануне перевода Аблязова из Алматы в Астану, т.е. 19 апреля, г-н Мазанов обращался к руководителю следственной группы с просьбой сообщить ему об изменениях в графике проведения следственных действий. Была достигнута договоренность, что в понедельник утром г-н Мазанов получит постановление о допуске защитников — представителей общественного движения ДВК. Но, как видно
из действий финансовой полиции, у них были совсем иные планы.По имеющейся информации руководитель следственной группы г-н Айтжанов вылетел в Астану, следователи вылетают туда в понедельник, все следствие будет проводиться там. Однако по процессуальным нормам следственные действия осуществляются с обязательным участием защитников, о чем последних необходимо уведомить заранее.
В случае же с Аблязовым адвокат случайно узнает о перемещении подзащитного. Г-н Мазанов предполагает, что субботний день выбрали неслучайно, поскольку в будние дни адвокаты в установленном порядке посещают своего подзащитного в СИЗО. В субботу, как правило, никто этого не делает. Поэтому присутствие адвоката в субботний день оказалось неприятным для финполиции стечением обстоятельств
.Гулам МАЗАНОВ: \»Этот шаг я рассматриваю, как психологическое давление на Аблязова\».
Если следствие ведется в правовых рамках, то должно быть постановление, где мотивирована причина перевода и указан пункт назначения. Постановление должно быть предъявлено как самому обвиняемому, так и его защитникам.
В связи с тем, что г-н Мазанов подключился к работе по делу Аблязова чуть более недели назад, было интересно узнать, что он думает о собственно самом \»ДЕЛЕ\».
Адвокат, отметив, что внимательно прочитал все, что говорилось в прессе о его подзащитном, обратил внимание прессы на хронологию событий.
В отношении Аблязова уголовное дело было возбуждено 26 октября 1999 года, через два года это уголовное дело прекратили — за отсутствием состава преступления. Буквально через два месяца — 21 декабря 2001 г. — по постановлению Генеральной прокуратуры было отменено данное постановление и возобновлено производство по делу.
Дальше, по мнению адвоката, складывается интересная ситуация. Казалось бы, это дело необходимо дорасследовать, на это отпускается время в один месяц по УПК, но, видимо, с тем, чтобы продлить и так растянувшийся срок предварительного следствия в отношении Аблязова, 15 марта 2002 г. выносится постановлении о возбуждении старого нового уголовного дела — за незаконное предпринимательство.
(Напомним, ДВК было создано в ноябре, и тогда же Аблязов стал членом политсовета движения. Эти даты как-то мало согласуются с высказываниями высокопоставленных полицейских чинов о том, что все уголовные дела были заведены на него еще до того, как он стал заниматься политической деятельностью).
13 апреля в отношении Аблязова возбуждается другое уголовное дело, совершенно по другому факту, который имел место в 1995 году. Адвокат не стал останавливаться подробнее на этом факте, сказав только, что, как юрист, он убежден, что там нет состава преступления. Однако он опять-таки обратил внимание журналистов на процессуальную сторону дела. Есть Ст. 69 УПК, где четко предусмотрены возможности привлечения к уголовной ответственности с точки зрения срока давности — от 2 до 5 лет. Но на дворе 2002 год, то есть прошло уже даже не 5, а 7 лет. Возбуждение уголовного дела в принципе не законно.
\»Я глубоко убежден, что это дело носит чисто политический характер, — считает адвокат. — За два года при наличии состава преступления Аблязова могли бы уже и осудить, и освободить. Я же, еще раз повторяю, в этом деле не усматриваю состава преступления. А раз нет состава преступления, значит, создается обстановка, чтобы в глазах общественности Аблязов стал неким врагом народа, и, если его вдруг осудят, люди это все спокойно восприняли\».
Также Гулам Мазанов не подтвердил информацию о том, что Аблязов начал давать показания. Г-н Аблязов как не признавал, так и не признает предъявленные ему обвинения ни по одному эпизоду, поскольку на самом деле состава преступления нет, сообщил адвокат. Поэтому все домыслы и распространение ложной информации можно отнести к недобросовестности следствия.
Что касается проведения параллелей между делом Аблязова и делом, рассматриваемым с узбекской стороны, то оно выдернуто финансовой полицией из общего контекста. С узбекской стороны не были подписаны некоторые документы, что и стало основанием для возбуждения уголовного дела. С казахстанской стороны аналогичных нарушений не было
, поэтому проводить между ними параллели и подводить под коррупционные преступления безосновательно.Адвокат сообщил, что в работе по делу М.Аблязова сторона защиты намерена в качестве консультантов привлечь российских адвокатов.
Пресс-служба РОО \»Демократический выбор Казахстана\»,
тел. для контактов (3272) 632818, 8 300 522 0623
e-mail