Опасные отходы

Киргизские охотники за “западным мусором”

Как только стало известно, что отходы, вывозимые с территории дислокации коалиционных антитеррористических сил, базирующихся в кыргызстанском аэропорту “Манас”, представляют опасность для людей, городская свалка Бишкека отказалась их принимать.

Городская санэпидемстанция кыргызстанской столицы предложила свалочному полигону отныне прекратить принимать мусор с авиабазы антитеррористических сил, дислоцирующихся на территории аэропорта “Манас”. Санэпидемиологи утверждают, что значительное количество неиспользованных в связи с истекшим сроком годности консервированных продуктов, привезенных на мусорную свалку, выносилось на рынки, попадая таким образом на столы бишкекчан.

“Это грозит вспышкой массовых отравлений и распространением в городе инфекционных болезней”, – говорит санитарный врач Бишкекской городской санэпидемстанции Чолпон Ботбаева.

В связи с тяжелым экономическим положением, в котором находится Кыргызстан, столичная свалка на протяжении нескольких лет является единственным местом, где добывают себе пропитание безработные бедолаги. Ежедневно с восходом солнца сюда устремляются, как на работу, сотни людей, которые дотемна роются в отходах, несмотря на грязь и вонь. Число современных кыргызских сталкеров увеличивается изо дня в день. Есть среди них и те, кто целыми семьями переселились на свалку, построив себе шалаши, с тем чтобы не терять времени и деньги на дорогу сюда.

С тех пор как на городскую свалку стали свозиться отходы с авиабазы коалиционных сил, состоящих из 1800 военнослужащих более чем десятка стран, она стала напоминать пчелиный рой. Число желающих попробовать “западные деликатесы” выросло в несколько раз. Люди буквально бросались под колеса машин, не давая уничтожить отбросы.

После насыщения эти люди часть продуктов стали выносить на рынки города, в первую очередь, на “Дордой”, поскольку именно этот самый крупный в Кыргызстане базар располагается в непосредственной близости от территории городской свалки. Для многих людей, что кормились до этого на “Дордое”, ожидание машин с мусором авиабазы стало основным занятием. Число этих людей значительно увеличилось и за счет нищих жителей близлежащих новых жилмассивов.

“Среди них было немало детей, беременных женщин и престарелых людей. Постепенно среди “охотников за западным мусором” усилилась конкуренция и, как следствие, появилось такое понятие как “право сильнейшего”. Самые сильные и ловкие не только успевали отобрать самые лакомые куски еще до того, как произойдет разгрузка машин, но и отнимали “добычу” у слабых”, – рассказывает мастер городской свалки Толосун Алымкулов. По его словам, здесь часто происходили драки, люди получали травмы.

Если бы не плановая проверка сотрудников городской санэпидемстанции, трудно сказать, сколько бы еще продуктов со свалки попало на рынки столицы.

“В связи со сложившейся ситуацией санэпидемстанция дала предписание комбинату благоустройства Октябрьского района запретить ввоз и сброс опасного мусора с авиабазы на свалку”, ­ говорит санитарный врач Чолпон Ботбаева.

Руководство коалиционных сил было вынуждено прервать свой договор с комбинатом благоустройства Октябрьского района, и теперь свой мусор на городскую свалку они не привозят. Это решение устраивает санитарные службы города, но вовсе не устраивает тех, кто существует за счет свалки, в чем удостоверился на месте контрибьютор IWPR.

Несмотря на то, что “лакомого” мусора не стало, около сотни людей всех возрастов буквально атакуют прибывающие машины с мусором, чтобы успеть отхватить что-нибудь полезное.

“Хорошо было, когда американцы привозили свой мусор, – мечтательно говорит худой неухоженный подросток лет 14-16, представившийся Маратом. – Ведь попадались вкусные продукты. Я уже начал было питаться паштетами, консервами, находил порошки, которые можно было разводить водой”.

“Хоть и было написано, что срок годности истек, но продукты были что надо! Вкусная колбаса, различные деликатесы, которые я прежде и не видел. Власти не захотели дать нам даже американский мусор, – кипятится джигит по имени Алмаз. Немного остыв, он заговорщически спрашивает: – А вы случайно не знаете, куда теперь они сбрасывают свой мусор?”

Работник свалки Толосун Алымкулов не скрывает своего удовлетворения по поводу того, что коалиционные силы перестали сваливать здесь свои отходы. “Люди буквально бросались под колеса машин, создавая нам массу неудобств. Этот кошмар длился более двух месяцев”, – рассказывает он.

С авиабазы антитеррористических сил ежедневно прибывало на свалку по три-четыре машины с мусором, в каждой из которых было по 1,5 – 1,7 тонны.

Нужно отметить, что свалочный полигон, расположенный в открытом поле за городом, по утверждению санэпидемиологов, исчерпал свои ресурсы еще 17 лет назад. “Несмотря на это, свалка продолжает функционировать с нарушениями всяческих санитарных норм”, – говорит Чолпон Ботбаева.

Отходы, вывозимые на свалку, только взвешиваются, но не сортируются и не проверяются. Поэтому, по мнению специалистов, не исключена возможность вывоза на свалку опасных отходов различных производств. Это чревато особенно в связи с тем, что свалка со всех сторон окружена сельхозугодьями, и существует реальная угроза загрязнения почвы, а также грунтовых вод этой зоны различными химическими и токсичными веществами.

Сейчас общественность Кыргызстана волнует вопрос, не превратится ли территория дислокации американских военных сил в очаг экологических проблем, как это уже имело место в других странах.

По мнению сотрудника общественной экологической организации “Алейне” Шайгуль Асылбаевой, специалистами пока еще не отслеживается, какого рода отходы производятся военными силами. “Поэтому власти Кыргызстана и общественность должны взять под свой контроль утилизацию отходов с авиабазы антитеррористических сил”, — считает она.

Депутат Жогорку Кенеша Ташболот Балтабаев полагает, что, поскольку специалисты предупреждают о наличии опасных для жизни веществ в отходах с авиабазы коалиционных сил, власти Кыргызстана должны выделить им специальный участок. “По-моему, иностранные военные сами должны тщательно охранять свои отходы и полностью утилизировать их”, – говорит он.

Эту мысль продолжает и углубляет другой депутат — Ишенбай Молдоташев: “Положение об объекте утилизации отходов с авиабазы коалиционных сил должны разработать наши власти с участием специалистов санэпидемстанции. Цивилизованные страны после себя не должны оставлять мусор, они обязаны каким-то образом уничтожить все отходы”.

На вопрос контрибьютора IWPR “Каким путем сейчас происходит утилизация мусора, прежде вывозимого на городскую свалку?” пресс-секретарь коалиционных сил, дислоцированных на территории аэропорта “Манас”, Ричард Айсери ответил: “В составе отходов нет ничего опасного для жизни людей. Это в основном пищевые отходы. Мы сейчас как раз прорабатываем вопрос, где и каким путем осуществлять утилизацию”.

Депутат Жогорку Кенеша Исхак Масалиев считает, что возникшая проблема с отходами имеет под собой одну основу — слабую проработанность соглашений между Кыргызстаном и странами, входящими в антитеррористическую коалицию.

“Принимая решение о предоставлении территории Кыргызстана для размещения коалиционных сил, наше правительство не согласовало многочисленные вопросы, связанные с их проживанием и бытом. Именно поэтому с течением времени возникают различные проблемы”, – заключил депутат.

При этом Масалиев не преминул напомнить о недавнем случае, когда американский военнослужащий на легковой автомашине сбил на одной из улиц Бишкека двух женщин, которые получили в результате тяжелые травмы. Тогда этот факт достаточно бурно обсуждался общественностью.

Теперь возникла новая проблема — отходы с авиабазы коалиционных сил могут стать реальной угрозой для жизни кыргызстанцев.