Пресс-служба ДВК: “К чему бы это?”

Алматы, Кунаева 162 (между Курмангазы и Абая, напротив гостиницы Достык)

24 апреля 2002 года, 19:30

Появившиеся несколько дней назад слухи о резком ухудшении здоровья Галымжана Жакиянова (в некоторых вариантах утверждалось о летальном исходе), исходящие, как повелось, из источников, обладающих “высокой степенью достоверности”, поначалу воспринималось как обычная, ставшая традицией, алогичность поступков властей – источниками “суперинформации” во всех случаях называли тех, кому для “обладания” ею особого разрешения и “доступа” не требуется.

Однако, после того как такая же ситуация “заклубилась” и вокруг Мухтара Аблязова (после его перевода в СИЗО г.Астаны), стало ясно: мы имеем дело с запланированной акцией, имеющей конкретные, узнаваемые цели.

Их несколько. Здесь и очередная психологическая атака на близких: жен, детей, родственников, друзей, вынужденных снова и снова выяснять правду (в отличие от полицейских следователей и автоматчиков, адвокатов и жен допускают к подследственным очень редко, и на выяснение ситуации уходят долгие и мучительные часы). Здесь и желание внести уныние и неуверенность в стан соратников и просто людей, хорошо знающих и уважающих Мухтара Аблязова и Галымжана Жакиянова.

Но особенно зловещей и опасной выглядит версия, что все это может оказаться увертюрой к неким событиям и “происшествиям”, запланированным властью на самое ближайшее время.

На эту мысль особенно наталкивает то, что, по мере ознакомления с деталями возбужденных в отношении лидеров политсовета “Демвыбора Казахстана” уголовных дел, юристы все более убеждаются в надуманности и несостоятельности этих “дел”, в отсутствии их юридической составляющей. В то же время, как снежный ком растет количество грубейших процессуальных нарушений, допущенных и допускаемых органами дознания и прокуратуры в отношении обоих подследственных, их защитников и близких.

На фоне этого все более отчетливо проступает истина, все более очевидной становится правда – исключительно политическая подоплека всего происходящего. Для краткости напомню лишь хронологию событий.

Так называемое “дело” Мухтара Аблязова было возбуждено в 1999 году КНБ РК. Просуществовав в вялотекущем режиме (а как еще могло существовать несуществующее “дело”?) около двух лет, оно было закрыто В СЕНТЯБРЕ 2001 ГОДА с формулировкой “за отсутствием состава преступления”! Имеется даже письмо, в котором КНБ РК приносит М.Аблязову извинения по поводу причиненных ему “неудобств”. В НОЯБРЕ 2001 ГОДА М.Аблязов становится одним из учредителей и лидеров “Демвыбора Казахстана”, а уже в ДЕКАБРЕ 2001 ГОДА (!!!) в отношении него вновь возбуждается уголовное дело по той же статье (!), только на этот раз – финансовой полицией!

Далее. 27 МАРТА 2002 г. М.Аблязова без всяких юридических (подчеркиваю — юридических) мотивов арестовывают и помещают в СИЗО г. Алматы, а 28 МАРТА, НА СЛЕДУЮЩИЙ ДЕНЬ (!) возбуждается уголовное дело в отношении Галымжана Жакиянова, вернувшегося в этот день в Алматы, чтобы принять управление политсоветом “Демвыбора” в свои руки и помочь политическому соратнику. Уже в ночь с 28 на 29 марта полицейские полковники, генерал и спецназ окружают гостиницу Астана, где проживает Г.Жакиянов.

Причины, которыми пытаются объяснить это шоу высокопоставленные полицейские чины, как то “отлов проституток” (2 часа ночи), или “вручение Г.Жакиянову разъяснения о недопустимости нарушения закона” (спустя 4 часа), были бы комичны, если бы не “калашниковы” и бронежилеты.

Понятно, что уже тогда, 28 МАРТА, в день возбуждения уголовного дела в отношении Г.Жакиянова, власти были готовы его арестовать. Что успел нарушить председатель Политсовета “Демвыбора”, не получив ни одной повестки, не побывав ни на одном допросе, чтобы мерой пресечения был выбран сразу арест?

Власти тщетно пытаются разделить эти два дела, втискивая их в форматы уголовных. Но приведенные выше факты и действия самой власти объединяют эти “дела” в одно, политическое и заказное. Хронология событий, абсолютная тождественность прокурорско-полицейских сценариев, кроме всего прочего, указывают и на то, что “заказчик” у всего этого один.

Именно из юридической несостоятельности “дел” проистекает то яростное сопротивление, которое оказывает власть нашим попыткам расширить число защитников обвиняемых и придать рассмотрению “дел” статус публичного, общедоступного процесса.

Именно отсюда – нарушения представителями высшего руководства страны презумпции невиновности граждан, выражающиеся в публичном, на всю страну, обзывании их преступниками.

Именно здесь кроется опасность самого факта распространения этих лживых и злонамеренных слухов – кто может поручиться, что это не есть зловещий подготовительный процесс — к чему..?

Пресс-служба РОО “Демократический выбор Казахстана”,
тел. для контактов (3272) 632818, 8 300 522 0623
e-mail
vikoz@rambler.ru, vikoz@nursat.kz
Владимир Козлов