Власть и оппозиция — возможен ли диалог?

Мнения политиков и общественных деятелей

На вопросы нашей газеты отвечают:

Бахытжамал Бектурганова — президент АСИП, д.ф.н., профессор;

Сергей Дуванов — независимый журналист;

Амиржан Косанов — политик (РНПК);

Нурболат Масанов — президент Казахстанской ассоциации политических наук, д.и.н., профессор.

***

— Возможен ли сегодня конструктивный диалог власти и оппозиции, вместо жесткого и грубого подавления последней?

Б.Бектурганова: Возможен, но только при соблюдении следующих условий: прекращение политических репрессий по отношению к оппозиции, независимым СМИ и соблюдение прав и свобод человека. Если власть готова идти на демократические реформы, конструктивный диалог может состояться.

С.Дуванов: Учитывая позицию, которую сейчас занимает власть в настоящий момент, очень трудно предположить, что такой диалог может состояться. Т.е. этот диалог в данный момент не состоится по вине власти.

А.Косанов: Сейчас развитие политической жизни Казахстана, к большому сожалению, идет в сторону усиления тоталитарных принципов. Репрессии будут продолжаться, и этот диалог, который был предложен оппозицией еще два года назад, уже устарел. Когда власть не понимает ситуации в стране, когда она неадекватна к тому, что происходит в глубинах политической жизни, я считаю, что такая власть даже не заслуживает диалога. Я думаю, что диалога не произойдет. Возможно, в недрах администрации президента есть проект, когда под видом диалога настоящая оппозиция будет \»забыта\». А диалог для Запада и общественности Казахстана будет проходить с полулояльными структурами, партиями и движениями — именно это власти будут называть диалогом между властью и общественностью.

Н.Масанов: Конечно, возможен, другое дело, что режим нашего президента становиться все больше грубым и силовым. Это говорит о том, что власть никогда не согласиться на демократию, уступки, честные выборы. Исходя из всего этого, можно прогнозировать, что в Казахстане дальнейшие события будут развиваться негативным путем.

***

— Какие вопросы могут быть предметом такого диалога?

Б.Бектурганова: Прежде всего, конституционная реформа, потому что действующая Конституция является законодательной формой авторитарной власти, закрепляет личную власть президента и его окружения. Реформа выборного законодательства, проведение свободных и честных выборов.

С.Дуванов: Если бы диалог состоялся, то предметом такого диалога могли бы стать вопросы политического совершенствования нашей системы, изменение Конституции, создание системы честных выборов, создание базовых условий для функционирования независимых СМИ в стране и обговаривание путей борьбы с коррупцией.

А.Косанов: Пересмотр Конституции и принятие новой может стать началом диалога. Потому что изначально Конституция является фундаментом всей политической системы страны. А в данный момент ей в полную силу пользуется только президент. Власть не намерена садиться за стол переговоров с оппозицией, но будет продолжать ее гнобить, душить, уничтожать и ликвидировать. Поэтому настоящий вопрос — не выборность акимов, не какие-то локальные перемены в законах о СМИ, избирательном законодательстве. Настало время коренным образом решить вопрос о власти: кто у нас реальный источник власти — народ Казахстана или один человек в лице президента.

Н.Масанов: Выборы, избираемость акимов всех уровней и честное распределение властных полномочий между парламентом и исполнительной властью.

***

— Кто со стороны власти должен и может участвовать в таком диалоге?

Б.Бектурганова: С демократической оппозицией на диалог должен выйти только президент, поскольку он является единственным человеком в стране, который обладает всей полнотой власти.

С.Дуванов: Только президент, потому что мы живем в президентской республике. В нашей стране все решает президент, поэтому диалог должен вести он с теми, кто не согласен с его позицией. Либо он ведет этот диалог, либо делает то, что происходит сегодня, т.е. подавляет инакомыслие в стране.

А.Косанов: В нашей стране никто, кроме Нурсултана Назарбаева, не принимает политических решений. Если Имангали Тасмагамбетов выходит на трибуну парламента и говорит политические вещи, это значит, что утром он побывал в кабинете Н.Назарбаева. Ни министры, ни депутаты, ни акимы, зависящие от настроения президента, не принимают политических решений, возможно, только лоббируют. Участником возможного диалога может быть только президент.

Н.Масанов: Президент или кто–то из “близких” к нему людей, т.е. не ниже уровня Н.Абыкаева или И.Тасмагамбетова.

***

— Кто должен представлят оппозицию в диалоге?

Б.Бектурганова: Форум демократических сил Казахстана, объединяющий множество партий, движений, неправительственных организаций и часть политсовета ДВК, которая не входит в “Ак жол”. Если говорить конкретней, то, на мой взгляд, оппозицию должны представлять Акежан Кажегельдин, Галымжан Жакиянов, Нурболат Масанов, Ирина Савостина, Гульжан Ергалиева, Амиржан Косанов, Петр Своик, Серикболсын Абдильдин.

С.Дуванов: Представители всех существующих сегодня партий, чья позиция расходится с политикой президента. Проправительственные партии не имеют права участвовать в этом диалоге. Акежан Кажегельдин, Петр Своик, Гульжан Ергалиева, Галымжан Жакиянов, Мухтар Аблязов обязательно должны участвовать в диалоге.

А.Косанов: Только принципиальная оппозиция. Это форум демократических сил Казахстана, в который входят РНПК, коммунисты, движение Орлеу, создаваемое объединение ОДП, А.Кажегельдин, С.Абдильдин и их соратники.

Н.Масанов: Форум демократических сил Казахстана, РНПК, Коммунистическая партия. Представителями ДВК, я думаю, должны быть депутаты парламента, являющиеся членами демвыбора, – З. Батталова и Т. Токтасынов.

***

— Какие вопросы не могут быть предметом компромиссов со стороны власти и со стороны оппозиции?

Б.Бектурганова: Единственный вопрос, по которому не может быть достигнут компромисс – это политическая и конституционная реформы в Казахстане.

С.Дуванов: В политике такого быть не должно. Компромисс найти можно всегда, потому что это обязательный атрибут политического диалога.

А.Косанов: Конституция, поэтому я и пессимистичен.

Н.Масанов: Я думаю, что компромиссы могут быть найдены во всех сферах, во всяком случае, со стороны оппозиции. Что же касается власти, то Нурсултан Назарбаев не способен идти на компромиссы, и общественность должна понять, что стране с ним не по пути.