Проблемы провинциальной журналистики

Население провинций Кыргызстана не имеет объективной и полной информации, причиной тому является множество проблем, с которыми сталкиваются местные журналисты.

В Кыргызстане частные и независимые СМИ в основном сосредоточены в столице. По мнению многих кыргызстанцев, именно эти газеты наиболее читабельны, потому что дают более интересную и объективную, чем официальные издания, информацию. Однако в этих газетах описываются, как правило, проблемы, касающиеся столичных дел, и редко рассказывается об общественно-политической обстановке в регионах страны. Если же такие статьи и публикуются, то в них зачастую отсутствует полный анализ событий и всестороннее освещение проблем.

В связи с этим жители отдаленных районов вынуждены довольствоваться информацией из государственных газет и телевидения, то есть информацией, которая подается однобоко и в выгодном для власти свете.

Конечно же, в целом в Кыргызстане, по сравнению с соседними государствами, такими как Узбекистан, Таджикистан и Казахстан, ситуация со свободой слова и печати кажется более благоприятной. Например, в Узбекистане существует правило, по которому все СМИ должны представлять в соответствующие структуры планируемые к выпуску материалы. А публикация критической статьи в узбекистанской газете вообще невозможна без согласования с государственными органами. Таджикские оппозиционные газеты выпускаются и распространяются только за пределами Таджикистана. В Казахстане на СМИ оказывается сильное давление.

Правда, за последние полгода и в Кыргызстане, несмотря на относительную свободу СМИ, заметно усилилось давление на них со стороны официальных органов.

Практически все региональные СМИ в Кыргызстане являются государственными, в провинциях отсутствуют альтернативные информационные издательства. Региональные СМИ и работающие в них журналисты сталкиваются со множеством трудностей и проблем в своей работе.

По словам журналиста из Джалал-Абада, заместителя главного редактора местной областной газеты “Акыйкат” Жалила Сапарова, в их газете можно печатать лишь статьи, которые не противоречат мнению государственных чиновников. “Учредителем газеты является областная государственная администрация, и зарплату мы получаем от государства. Если напишешь критический материал, то возникнут различные неприятности на работе, вплоть до увольнения”, — заметил журналист.

Кроме этого, как подчеркнул Жалил Сапаров, по сравнению со своими столичными коллегами, провинциальные журналисты недостаточно обеспечены социальной и правовой защитой. Ведь большинство действующих правозащитных организаций, ориентированных на правовую защиту журналистов, находятся в крупных городах, таких как Бишкек и Ош. Региональные журналисты лишены также возможности принимать участие в различных семинарах и занятиях, на которых можно получить знания о том, как правильно защищать свои права.

Журналист областной газеты “Жалол-Обод тонги” Абдумалик Шарипов признался, что на провинциального журналиста могут оказывать давление как государственные чиновники и сотрудники правоохранительных органов, так и крупные бизнесмены и криминальные авторитеты. “Провинциальный менталитет, обычаи, землячество и коррупция в государственных органах не позволяют провинциальному журналисту свободно работать”, — сказал он.

Однако есть и другие причины, по которым провинциальные журналисты опасаются поднимать в прессе острые вопросы. Например, многие из них, работая в приграничных с Узбекистаном районах, часто рискуют подвергнуться двойному прессингу. Во-первых – давлению со стороны официальных органов своего государства. Во-вторых – со стороны спецслужб соседнего Узбекистана, которые, как было замечено местными наблюдателями, отслеживают в кыргызстанских газетах статьи, рассказывающие об обстановке как в самом Узбекистане, так и на узбекско-кыргызской границе.

Корреспондент областной газеты “Акыйкат” Жакиев Жумамидин несколько раз писал статьи о безобразиях, творящихся на узбекско-кыргызских пограничных постах, о беспределе узбекских пограничников. 5 мая, когда он ехал в Ош транзитом через узбекистанский город Ханабад, он был задержан на пограничном посту узбекскими военнослужащими.

Они стали обвинять меня в разжигании среди населения антиузбекских настроений, -рассказал Жумамидин. – Я еле убедил пограничников, что не имею к тем статьям никакого отношения”. Тем не менее, кыргызскому журналисту пришлось раскошелиться на 250 сомов (примерно 5,2 доллара США), чтобы умилостивить узбекских солдат и добиться того, чтобы они его отпустили.

Аналогичная история произошла в начале нынешнего года с автором этой статьи. Я возвращался из города Ош транзитом через Узбекистан. Узбекские пограничники, узнав, что я журналист, задержали меня, а затем, сверившись с имевшимся у них списком фамилий, заявили, что я несколько раз писал статьи, подрывающие конституционный строй Узбекистана. Как сказал мне один из пограничников – солдат срочной службы, у них на посту имеется список фамилий журналистов, которых нужно задержать. С большим трудом, после четырех часов уговоров, мне удалось практически выкупить свою свободу за 300 сомов (около 6,2 американских доллара), хотя пограничники требовали 3 тысячи сомов (62 доллара).

О слабой правовой и профессиональной защите региональных журналистов говорит и такой случай, рассказанный моим коллегой из областной газеты, попросившем не называть его имени. Однажды он написал статью о неприглядных делах одной иностранной компании, работающей в области. “Через день, после выхода моего материала, в редакцию пришли сотрудники Службы национальной безопасности и потребовали, чтобы я больше никогда не писал про эту компанию”, — поведал журналист.

Сотрудники СНБ объяснили свое требование тем, что благодаря этой иностранной компании кыргызстанцы обеспечены рабочими местами. Сам журналист считает, что проводивший с ним беседу эсэнбист является родственником одного из сотрудников этой иностранной компании.

Жалил Сапаров, опубликовавший в областной государственной газете “Акыйкат” статью о незаконных делах одного из городских руководителей, стал объектом его угроз, а также выслушал массу упреков от главного редактора газеты и руководителя пресс-службы губернатора области.

Еще одна проблема региональных СМИ – убогое техническое обеспечение. Большинство местных журналистов не имеют диктофонов и возможности работать на компьютере, не говоря уже о доступе к всемирной компьютерной сети Интернет. “Даже редакция газеты “Акыйкат”, которая является одной из передовых в области, не имеет факса и фотоаппарата. Говорить об обеспечении транспортом вообще не приходится”, — сказал заместитель главного редактора Жалил Сапаров.

Кроме того, наблюдатели отмечают низкий профессиональный уровень большинства журналистов региональных СМИ. Связано это, по мнению Жалила Сапарова, с плохим кадровым подбором журналистов в местные издания. “Из-за низкой зарплаты — около 500-800 сомов (примерно 10-16 долларов) — и невозможности реализовать себя большинство профессиональных журналистов уходят из местных изданий”, — признался Сапаров и добавил, что по этим же причинам он и сам собирается уйти из газеты “Акыйкат”.

Следует заметить, что главным редактором этой газеты является человек, до этого занимавший должность директора сельской средней школы, и Сапаров в ней единственный профессиональный журналист.

Многие из перечисленных проблем могли бы быть решены, если бы в регионах существовало больше независимых СМИ. Но их издание затруднено из-за ряда причин. Так, по словам главного редактора независимой газеты “Фергана” Бакыта Орунбекова, все упирается в проблему финансирования издания. “На периферии практически нет рекламодателей, все действующие компании и фирмы находятся в столице и помещают свою рекламу в столичных газетах, — с сожалением констатировал Орунбеков. – А значительная прибыль в газету поступает именно от рекламы. Увы, на периферии это невозможно, и поэтому мы иногда вынуждены печатать “коммерческие” материалы, статьи на заказ”.

Как правило качество типографского исполнения местных газетных изданий – очень низкое, и это, в свою очередь, отрицательно сказывается на их реализации. На юге республики имеется всего лишь одна типография, печатающая тиражи офсетным способом. И это при том, что в южных областях Кыргызстана проживает более половины населения страны. Печатать же региональные газеты в столичных типографиях невыгодно: транспортные и иные расходы во много раз превысят все допустимые затраты.

Таким образом, условия, в которых работают журналисты и существуют СМИ в провинциальных регионах Кыргызстана, не позволяют им обеспечивать местное население объективной и полной информацией. А без такой информации невозможны стабильные и позитивные изменения в обществе.