Когда-то я для себя так охарактеризовал Сергея Дуванова — “пограничник”. В своих радикально-демократических убеждениях он стоит на границе здравого смысла, за которым этот самый смысл заканчивается и начинается “демократия ради демократии”. Если бы на демократах ставили пробу, то на Дуванове, наверняка, было бы “три девятки”. Всякая аналогия хромает, но его можно назвать казахстанским Робеспьером, самым последовательным трибуном Революции. У того и прозвище было, кажется, соответствующее — “Неподкупный”.
Сегодня я уже не знаю, какую границу охраняет Сергей Дуванов. Его статья “Иллюзии казахстанского либерализма” не примечательна ничем особенным, разве что имя Кажегельдина не упоминается ни разу. Обычная для него тема, дежурная: в последние полгода его публицистическим “коньком” стало бичевание нашей оппозиции вообще и “новых демократов”, в частности.
Когда нас долбят анонимные авторы в “семейных” газетах, это никак не воспринимается, поскольку делается всегда глупо и бездарно. Иное дело, когда раз за разом тебя бьют в спину, зло, хлестко, талантливо. В трудах Дуванова недодемократы или недооппозиция из “Демвыбора” и примкнувшие к ним предстают чуть ли не главными виновниками того, что режим до сих пор существует.
Не буду ловить Сергея на противоречиях, неубедительности аргументов или в очевидном субъективизме, всего этого в его “экспресс-аналитике” полно. Я искал в его критике другое: какой путь, какие методы борьбы с режимом он предлагает? То есть аксиома о том, что нельзя поменять систему при нынешнем президенте или, как любит повторять Дуванов, “Казахстан без Назарбаева”, это все понятно. Лозунг, кстати, спорный как с юридической, так и с логической точек зрения.
Лишить президента гражданства и депортировать, так что ли? Или я, например, берусь утверждать обратное: без изменения системы невозможно добиться отстранения Назарбаева от должности.
Но сейчас не об этом. Допустим, что именно “Казахстан без Назарбаева” и есть истинный и единственно возможный путь к свободе. Не понятно другое: как этого достичь?
Любые действия оппозиции, ну все абсолютно, по мнению Дуванова, есть закамуфлированные попытки “улучшить”, а значит, сохранить существующий режим. Кажется, его логика рассуждений уже дошла до того, что всякое обращение к президенту Назарбаеву, даже нещадно его критикующее, есть возмутительное признание легитимности существующей власти, сиречь скрытая форма с нею соглашательства. Следующим посылом его воззваний, очевидно, будет обвинение всех оставшихся в стране в том, что они де-факто “сотрудничают с диктатором”.
Я прочел, пожалуй, полное собрание сочинений С.В.Дуванова, но так и не смог понять, какими методами надо добиваться демократии в Казахстане. Ни одного конкретного действия он не предлагает. Вообще. Это неведение или намеренное умолчание? Ну не на путь же вооруженного восстания или индивидуального террора подвигает он миролюбивый наш народ!?
Я думал, стоит ли отвечать на его очередной выпад? В публичной полемике Сергею нет равных, тут, как говорится, играть на его поле. Редко кто решается вступить с Сергеем Дувановым в открытую дискуссию. Да пожалуй, после Ертысбаева вообще никто. Не хочется ввязываться в спор еще и потому, что никакой пользы это не принесет, а только лишь вызовет злорадное довольство апологетов власти.
Но наболело. Столько отменных помоев на голову оппозиции не выливает никто. Столько намеков и подозрений, столько рассуждений про продажность, предательство и корыстные помыслы “олигархов”, что порой ловишь себя на мысли: более важен для Дуванова другой лозунг: “Оппозиция без Аблязова и Жакиянова”. По количеству публикаций против “новых демократов” он уступает, пожалуй, только Нуршину и сайту “Номад”, а по качеству “материалов” ему уж равных нет.
Зачем это ему надо? Если для того, чтобы призвать своих единомышленников к другим путям борьбы с авторитарным режимом, то надо бы делать это более корректно.
Видимо, дело все-таки не в идеях, а в банальной борьбе за лидерство внутри оппозиции, и Сергей Дуванов проводит рекламную (точнее антирекламную) кампанию против “нечистых” оппозиционеров. Хотелось бы, чтобы эта борьба велась такими методами, от которых рука не тянется к канделябру.