Война и Казахстан

“Многие казахи искренне верят некоторым историкам, “научно” доказывающим, как в свое время сто казахских батыров побивали сто тысяч джунгар”

\"\"

Война выносит окончательный
приговор отжившим институтам.

Карл Маркс

Многие казахи искренне верят некоторым историкам, “научно” доказывающим, как в свое время сто казахских батыров побивали сто тысяч джунгар. И вообще в то, что казахи традиционно являются лучшими в мире воинами и полководцами. Сегодня, когда вера стала не только общественно-политической и морально-психологической, но и идеологической модой, было бы тактически несвоевременным шагом пытаться воинственно выступать против веры. Верят казахи в эту чушь, ну и хорошо! Хорошо – хотя бы в военно-патриотическом отношении. Ну, и хорошо верить в чудодейственную силу бешбармака из конины. В последнее я и сам верю. А что остается делать, когда бешбармак из конины заменяет тебе и виагру, и попутно выводит холестерин из организма, и заодно еще много кое-чего полезного делает. Так что про бешбармак и про веру в его чудодейственную силу сказано без всякой иронии. Если и следует тут иронизировать, то лишь над тем, как сегодня казахам решать проблемы так называемой национальной безопасности при стремительно осложняющейся международной ситуации и одновременном дефиците бешбармака… Точнее, наблюдается не столько дефицит бешбармака, сколько дефицит казахов, могущих купить себе мяса на бешбармак, а следовательно, и съесть этот бешбармак. Что же касается поспешно разрабатываемого сегодня закона о военном положении, который больше напоминает инструмент для “внутренних разборок”, то он, кроме иронии, вызывает еще большую тревогу за будущее национальной безопасности.

Если насчет дефицита бешбармака все и так очевидно, то многим может показаться достаточно спорным тезис о том, что международная ситуация стремительно осложняется. Не будем стращать, но в конце восьмидесятых годов международная обстановка вокруг СССР была гораздо спокойнее, чем сегодня вокруг Казахстана… Конечно, в развале Советского Союза главную роль сыграли внутренние причины, но не видеть влияния внешних причин на внутренние, значит, ничего не видеть! Но, вернемся к тревожящему нас окружению Казахстана.

Начнем с России. К сожалению, не покидает ощущение того, что прежний курс Запада, направленный в свое время на развал СССР, сегодня продолжается по отношению к России. Не стоит заниматься самообманом. Как известно, в политике надо верить не столько словам, сколько делам. Но иногда и слова могут непосредственно передавать сущность. К таким словам было бы глупо не прислушиваться. Так, после победы над фашистской Германией Черчиль предельно откровенно сказал, что теперь мы (видимо, Англия и США) никогда не допустим, чтобы Германия стала великим государством.

А что думает руководство США после победы над СССР в “холодной войне”, в результате чего Советский Союз не только прекратил свое существование, но и развалился? Даже если оно и не выражает эти мысли вслух? Догадайтесь с трех раз! Думается, что можно смело предположить, что “временное” присутствие американцев в Закавказье будет не только постоянным, но и расширяющимся. Более того, мы можем оказаться свидетелями того, что американские вооруженные силы будут пытаться просачиваться и на Северный Кавказ, например, в Чечню. Под видом необходимости ввода туда международных миротворческих сил. А это уже – непосредственно территория России. А это уже будет означать непосредственное (и военное!) вмешательство в дела российского государства. Якобы с целью оказания помощи России. Но мы-то с вами знаем истинные цели подобных вмешательств. Но подобное будет происходить не сегодня, пока не окончилась война на Ближнем Востоке. Так как, несмотря на все сегодняшние преступления израильской военщины, по известным соображениям США никогда не допустят ввода международных миротворческих сил на территорию Израиля, на чем вяло настаивают европейские союзники США. Так что, пока палестинцы активно борются за свое национальное самоопределение, до тех пор России можно не опасаться американского военного вмешательства в свои внутренние дела. Поэтому России следует призадуматься – стоит ли ей сегодня содействовать в “выворачивании рук” палестинской стороне?

Но что нам, казахам, до российско-американских отношений? А при том, что американская сторона уже сегодня зондирует почву в Казахстане для размещения здесь своих войск. И как можно северней, и как можно западней! Что заставляет думать о том, что американцы в конце концов, намерены “искать талибов” именно в России и уничтожить врага “в его логове”. И в последнем случае получается, что они при этом рассчитывают (не беспочвенно?) на помощь со стороны Казахстана, который состоит с Россией в одном военно-политическом союзе. Пока состоит! Так что, одно неверное военно-политическое движение с казахстанской стороны может привести к тому, что все последние достижения в области военно-политических, экономических и иных договоренностей Казахстана с Россией, которая пока остается великой державой, могут пойти, как говорится, насмарку.

На востоке Казахстана обеспокоенно начинает вести себя Китай, который своей всевозрастающей мощью все больше и больше раздражает американскую сторону. И для китайской обеспокоенности есть определенные причины. С одной стороны, два его соседа, две великих державы, хотя бы по азиатским меркам, достали “топор войны. А где двое дерутся, там обязательно появляется третий. Хотя бы США, для которых Пакистан является стратегическим союзником в Азии. И в этой связи, а также с учетом американской логики вполне может случиться, что США могут обвинить Китай в пособничестве терроризму или в намерении совершить агрессию против дружественного для США Тайваня. С другой стороны, США уже начали размещать под боком у Китая в трех Центральноазиатских странах свои вооруженные силы. А Китай в ответ на это начал подтягивать свои вооруженные силы к своим западным границам. Хорошо ли это для Казахстана? Ясно, что — не хорошо! Но может случиться еще хуже, если казахстанские власти захотят не отставать от Аскара Акаева в желании финансово подзаработать на американском военном присутствии. А что касается Аскара Акаева, то что-то присутствие американских военных в Кыргызстане не особо ему помогает в диалоге с обществом.

Про южное направление и говорить не приходится. Мало того, что обстановка в Таджикистане, Узбекистане и Кыргызстане достаточно тревожная, Афганистан все продолжает оставаться источником распространения терроризма и наркотиков. И что показательно, те же США, любящие представлять себя эдакими непримиримыми борцами против наркобизнеса, похоже, и не собираются приступать к уничтожению запасов и мест производства наркотиков в Афганистане. Для Казахстана, с его обширной территорией и малой плотностью населения, все возрастающий наркотрафик из Афганистана уже представляет собой серьезную угрозу для национальной безопасности. Не говоря уже о том, что терроризм, и такая его разновидность, как религиозный экстремизм, зачастую финансируются за счет средств, получаемых от продажи наркотиков.

Каспийский узел, точнее, Каспийский омут. Недавние двусторонние казахстанско-российские договоренности относительно согласованного использования каспийского шельфа и дна с одной стороны снимают возможность возникновения внезапных и неразрешимых казахстанско-российских проблем в этом регионе, но с другой стороны возрастает напряженность в отношениях этих стран с Ираном. И если Россия на возможность возникновения подобных проблем может взирать достаточно спокойно, то такой возможности у Казахстана просто нет. И снова дядя Сэм. На Каспии, а также в связи с возможными путями транспортировки каспийской нефти американские интересы выступают уже незавуалированно.

Таким образом, если во внутренней казахстанской жизни пока обходится только стрельбой по оппозиционным телепередающим устройствам, — в отличие от Кыргызстана, где уже стреляют по оппозиции, что дает некоторое основание для казахстанских властей говорить об успехах во внутренней политике, — то нарастание внешних угроз, более того, сужение кольца потенциальных и актуальных внешних угроз вокруг Казахстана становится все более очевидным.

Мы тут достаточно много говорили о США. Кто-то даже может заподозрить нас в некотором антиамериканском настроении. Но это не так! На самом же деле мы полагаем, что именно с американской политики надо брать пример. В деле внешнеполитического иезуитизма американцы сегодня обошли англичан, которые когда-то выступали их учителями. Если для англичан, при всем их политическом искусстве, все же было характерно некоторое колониальное высокомерие, то американцы то же самое — то есть нет вечных друзей, а есть вечные интересы — проводят с изначально традиционной демократично-доброжелательной улыбкой. И если мы все запомнили Черчилля как политическую скотину, разжегшую “холодную войну”, то именно американская сторона с неизменной американской улыбкой выиграла эту войну и развалила Советский Союз.

Что же касается казахско-американских сравнений в области военной политики, точнее, в проведении ими военной политики, то это сравнение показывает, что эти стороны придерживаются почти противоположных позиций. Так, если США, при всем том, что являются единственной в мире сверхдержавой, практически не ограничивают себя относительно ввода в различных регионах мира военного положения, то казахстанская сторона, похоже, при всей ее военно-политической, военно-технической и военно-экономической уязвимости предпочитает, наоборот, начинать с запугивания (только, кого?) вводом закона о военном положении. А это просто несерьезно по отношению к такому серьезному явлению как война. Поэтому сегодня и в обозримом будущем Казахстан и война – явления несовместимые, несмотря на все военные имитации на показушных учениях или военно-политические имитации в связи с показушным вступлением в очередной военно-политический союз. Шутить с военными можно, особенно в праздничных ситуациях. Но с войной шутить нельзя, ибо именно война выносит окончательный приговор отжившим, морально устаревшим институтам. Иногда некоторые “короли”, будучи уверенными в своих военных доспехах, начинают участвовать в войне, надеясь при этом решить свои внутренние или внешние проблемы.. Но именно война непреодолимо показывает, что соответствующий (проигравший!) король – голый!